Классный час «Преступление и наказание»
классный час (9 класс) на тему

Изаева Раиса Сайдулаевна

Классный час в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Преступление и наказание»

Время занятия: два урока по 45 минут

Цель: рассмотреть понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, наказание, возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Задачи:

- способствовать формированию у обучающихся навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- способствовать формированию у обучающихся навыка критического анализа сложных ситуаций;

- способствовать формированию умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию, работать с дополнительной литературой

Вопросы занятия:

Почему люди совершают преступления?

Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?

С какого возраста лица, обвиняемые в совершении преступления, несут ответственность?

Каковы нравственные аспекты при совершении преступления?

Важна ли, на ваш взгляд, проблема преступности среди несовершеннолетних?

Основные понятия:

Преступление

Умысел

Соучастие в преступлении

Уголовная ответственность

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Кража, грабёж

Наказание

Структура занятия

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

Введение

Объяснение учителя, который ставит проблему перед обучающимися: «Почему люди совершают преступления?»

5 мин.

Обучающиеся усвоят цели и задачи занятия, а также узнают, что им необходимо будет выполнить. Также обучающиеся могут попытаться обсудить этот вопрос, не рассматривая проблему глубоко.

1-4 этапы

Слушание и обсуждение ситуации; работа парами и в группах; моделирование ситуации

10 мин.

15 мин.

20 мин.

30 мин.

Обучающиеся освоят основные понятия, сумеют проанализировать сложившуюся ситуацию, спрогнозировать то, что может случиться в результате принятия того или иного решения.

Заключение

Дискуссия: «Почему люди совершают преступления?»

10 мин

Обучающиеся будут понимать, что от того, какое решение они примут, зависит их будущая жизнь.

Ход занятия:

Оргмомент.

Работа по теме занятия:

Почти все люди – рабы, и это объясняется

той же причиной, какой спартанцы

объясняли приниженность персов:

они не в силах произнести слово «нет».

Никола Шамфор

Вступительное слово учителя:

Ребята, в ходе занятия вы узнаете о таких понятиях, как преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, наказание, возраст, с которого наступает уголовная ответственность; работать в группе, выражать собственное мнение, вести дискуссию, но главное, вы попытаетесь сформировать своё собственное чувство ответственности за принятое решение.

Под юридической ответственностью понимается реакция государства на вред, совершенный правонарушением. Содержание юридической ответственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, административная ответственность и уголовное наказание. Уголовная ответственность отличается от других видов наказания по характеру совершаемых деяний, за которые предусмотрена ответственность , и по применяемым санкциям по ним. Это самый крайний, самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства.

Согласно ст. 8 УК РФ , основанием уголовной ответственности является совершение преступления, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Проблемный вопрос:

Почему люди совершают преступления?

Естественно, миф об изначальной греховности человека остаётся лишь сказкой. Каждый человек сам способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путём, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях или найти возможность лёгкой наживы, вступив на путь преступления.

- Итак, почему же люди совершают преступления? Попытайтесь записать три причины, по которым это происходит.

- Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых взрослыми и несовершеннолетними?

I этап

Решите проблемную ситуацию

Сергей и Алёша учатся в 9 классе. Они подружились с тех пор, когда Сергей впервые в 6 классе появился в школе, где уже учился Алёша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они одержимы идеей купить скейборды. Они стоят очень дорого, но все друзья имеют их.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски – каждую за половину цены. Мальчики обрадовались, считая, что им улыбнулась удача. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

- Проанализируйте данную ситуацию. Можете ли вы вспомнить подобные случаи в вашей жизни?

- Приведите аргументы за или против такой покупки.

- Задумайтесь, почему эти скейборды стоят так дешево? Отметьте в своей таблице аргументы за и аргументы против.

За

Против

- Подумайте, бывали ли моменты , которые заставляли вас насторожится и к которым вы отнеслись негативно?

- Как вы думаете, если ребята купят у знакомого парня ворованные скейборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет их в этом случае?

(учителем вводятся понятия преступление, умышленное и совершенное по неосторожности, групповое преступление, перечисляются статьи)

- Подведите итог проанализированной ситуации.

II этап

- Послушайте продолжение рассказа:

Одна проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.

У Сергея были небольшие сбережения – деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на День рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда попросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. В этой ситуации не было смысла просить мать дать ему денег.

И снова на помощь друзьям пришёл их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые они смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.

Делим класс на пары.

- Представьте себя на месте Алексея, а своего соседа по парте – на месте Сергея. Обсудите совместно сложившуюся ситуацию.

- Какие опасности могут ожидать вас в случае согласия работать с вашим новым знакомым?

- Как вы полагаете, что вы можете быть втянутыми в преступление?

Обратите внимание:

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки. Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное заведенДети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, разбой, грабёж, кражу, вымогательство, угон автомобиля, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия или совершённое опасным способом, хищение огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализма, а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. 20 УК РФ).

- Вспомните какие-либо ситуации из литературы или кинофильмов, где сложилась подобная ситуация, что она повлекла за собой. Запишите в таблицу.

Пример

Что случилось

III этап

- Послушайте продолжение рассказа.

Вернувшись домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных денег для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это, может быть, даже интересно для него , и согласился с предложением отца.

Алексей понимал, что у него нет другой возможности достать деньги, кроме как согласиться с предложением своего знакомого. На следующий день он дал своё согласие.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждёт Алексея, для которого есть работа. Когда Алёша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.

Класс делится на группы по 4-5 человек, обсуждая эту проблему

- Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?

- Есть ли выход ля Алексея в сложившейся ситуации?

Что привело Алексея к тому, что он вынужден преступить закон, т.е. пойти на преступление?

- Если вдруг он откажется от этого, что его ждёт?

- Должен ли Алексей заявить на своих в полицию или сообщить кому-либо из взрослых?

- Будет ли это расценено как предательство со стороны других ребят, например, во дворе, на улице?

- Ребята, обратите внимание, как быстро стали развиваться события после того, как Алексей дал согласие для выполнения работы. Возможно, у него уже нет времени на то, чтобы всё серьёзно обдумать.

(Данная ситуация предполагает анализ не юридического, а морально-нравственного аспекта в предложенной истории. Можно предложить проведение небольших дебатов по проблемам, связанным с данной ситуацией)

IV этап

Продолжение истории:

Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая с трудом передвигалась, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелёк, который лежал на тумбочке в прихожей, бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники полиции, которых вызвали соседи.

- Разделитесь на 2 группы, и первая группа пусть попытается закончить историю о дальней шей судьбе Алексея. Используйте в своей работе Уголовный кодекс РФ, Конвенцию о правах ребёнка. А вторая группа пускай придумает другой сценарий , в результате которого Алексей не оказался быв столь трагической ситуации.

Обратите внимание

В Уголовном кодексе есть Общая часть, в которой даются понятия преступления, соучастия, вины, перечисляются меры наказания и т.д., и Особенная часть, в которой содержатся определяющие признаки.

Наказание применяется не только в целях восстановления справедливости, но и как средство исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемые для несовершеннолетних. Например:

Штраф

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение права заниматься определённой деятельностью

Арест

Лишение свободы на определённый срок

К несовершеннолетнему, который впервые совершил тяжкое преступление, могут быть применены взамен мер уголовного наказания принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, возложение обязанностей загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

При наличии исключительных обстоятельств, относящихся к личности несовершеннолетнего, суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

Кража – это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие его, могут быть наказаны либо штрафом, либо исправительными работами. Кража, совершённая группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище или хранилище, влечёт за собой более строгое наказание до 6 лет лишения свободы (ст. 158 УК РФ).

Грабёж – это открытое хищение имущества подростком. Может быть назначено наказание в виде исправительных работ, либо ареста, либо лишения свободы (до 4 лет) (ст. 161 УК РФ)ю более суровое наказание (до 7 лет лишения свободы) влечёт за собой совершение грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, а также с проникновением в чужое жилище, помещение или хранилище.

Замечания юриста ( приглашённый сотрудник ОДН)

В данном случае это ситуация совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, поскольку в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совершении преступления. В качестве организатора преступления выступает знакомый, который предложил исполнителям – Алексею и Владику – совершить преступление. Он нашёл квартиру и, видимо, знал, что в ней никого нет. Таким образом, он должен нести ответственность как организатор данного преступления, независимо от того, было оно доведено до конца или нет. Кроме того, если он достиг18 лет, то он должен нести ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, если будет установлено, что он сделал это путём обещаний, обмана, угроз или иным способом, который привёл ребят к совершению преступления (ч.1 ст. 150УК РФ)

Ребята могут быть признаны виновными за совершение грабежа, т.е. открытое похищение имущества, совершённое группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище (п.а., б ч.2 ст.161 УК РФ). Данное преступление доведено ими до конца, т.к. они украли кошелёк в присутствии хозяйки и вынесли его из квартиры. Они сделали это умышленно, т.к. знали и понимали, для чего идут в эту квартиру. И даже когда увидели хозяйку, всё равно довели своё преступление до конца. Для соучастия не имеет значения, кто конкретно взял кошелёк. Главное, что необходимость украсть вещи из квартиры охватывалась умыслом обоих исполнителей. Наконец, все являются субъектами преступления, поскольку достигли возраста уголовной ответственности.

Данное преступление относится к числу тяжких. За него установлено суровое уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом либо без такового.

В то же время суд при назначении наказания учитывает характер, степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Организатор преступления, как говорилось выше, должен понести более суровое наказание, ребята – исполнители преступления – понесут более мягкое наказание, т.к. они совершают преступление впервые, несовершеннолетние.

V этап

Подведение итогов занятия.

- Мы возвращаемся к вопросу: «Почему же люди всё-таки совершают преступления?»

- Сделайте, пожалуйста, вывод о значении собственного выбора.

(Задача учителя – показать последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за совершение преступления несёт сам человек. Ему решать: СТАТЬ ПРЕСТУПНИКОМ ИЛИ ЖИТЬ ЧЕСТНО.)

ие, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Классный час "Преступление и наказание"

Классный час для учащихся 6-7 классов...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Классный час "Преступление и наказание"

Классный час на тему преступление и наказание для школьников...

Классный час “ Преступление и наказание”

Классный час “ Преступление и наказание”в рамках Недели правовых знаний.Цели: - правовое просвещение;          - профилактика правонарушений...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Классный час "Преступление и наказание"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся и моральной недопустимости воровства. Задачи:ознакомить с некоторыми выдержк...