"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тип урока - развитие критического мышления через чтение и письмо
Задача урока: обобщить образы героев романа
Цели урока:
· Дать представление о крушении теории Раскольникова;
· Раскрыть образ Раскольникова;
· Выявить роль образа Сони Мармеладовой;
· Определить роль «двойников» Раскольникова;
· Какова задача женских образов романа;
· Воспитывать нравственные качества;
· Развивать логическое мышление, память.
Методы обучения: индуктивно – дедуктивный
Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский и его роман «Преступление и наказание»
Форма урока: групповая, индивидуальная;
Межпредметные связи: история, русская литература 2-ой половины XIX века;
Виды самостоятельной работы на уроке: конспект, эссе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тип урока - развитие критического мышления через чтение и письмо | 97.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет Русская литература
Преподаватель русского языка и литературы Кравченко Елена Владимировна,
Экономико – правовой колледж,
города Актобе, Казахстан
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тип урока - развитие критического мышления через чтение и письмо
Задача урока: обобщить образы героев романа
Цели урока:
- Дать представление о крушении теории Раскольникова;
- Раскрыть образ Раскольникова;
- Выявить роль образа Сони Мармеладовой;
- Определить роль «двойников» Раскольникова;
- Какова задача женских образов романа;
- Воспитывать нравственные качества;
- Развивать логическое мышление, память.
Методы обучения: индуктивно – дедуктивный
Материально- техническое оснащение урока: Презентация «Ф.М. Достоевский и его роман «Преступление и наказание»
Форма урока: групповая, индивидуальная;
Межпредметные связи: история, русская литература 2-ой половины XIX века;
Виды самостоятельной работы на уроке: конспект, эссе.
Ход урока
I. Организующая часть. Класс рассажен по 4-5 человек 4-5 групп
II. Побуждение
а) какие ассоциации вызывает Раскольников 2 мин
б) эти ассоциации разбить на «+» и на «-»
в) обсудить в группах
г) зачитать по 3 самых интересных 3 мин
(а в это время раздаю листочки с картинками, чтобы потом разбить на группы)
III. Осмысление
а) посадить класс в экспериментальные группы и каждому столу раздать задание 10-15 мин
б) посадить в домашние группы;
в) записать в тетради, в таблицу то, что ты прочитал сам
Что я узнал (а) | Что узнал (а) у других |
г) рассказать своей группе материал, который ты прочитал сам
д) записать в таблице тот материал, который запомнил от других
е) обсуждение в группах 10 мин
ж) Тест 20 мин
IV. Рефлексия
ЭССЕ по плану
1.Проблема
2.Аргумент «за»
3.Что «против» могли бы сказать другие
4. Вывод 5 мин
(запись, обсуждение в группах, зачитывание лучших работ или по желанию)
V. Итог урока, выставление оценок, домашнее задание
Тест по роману Ф.М.Достоевского
1.Кто это?
«Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
А) Заметов, В) Разумихин, С) Лужин, Д) такого персонажа в романе нет.
2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?
А) Свидригайлов, В) Лужин, С) Зосимов, Д) такого персонажа в романе нет.
3.Вставьте недостающие слова во фразу:
«Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну»
А) «всем страдающим женщинам», В) «всему страдающему человечеству»,
С) «всем униженным и оскорбленным».
4.Кто это?
«Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».
А) Свидригайлов, В) Заметов, С) Зосимов, Д) такого персонажа в романе нет.
5.Кто это?
«…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…»
А) Лебезятников, В) Свидригайлов, С) Лужин, Д) такого персонажа в романе нет.
6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера:
«В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».
А) Авдотья Романовна, В) Пульхерия Александровна,
С) Марфа Петровна, Д) такого персонажа в романе нет.
7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
А) в Лужине, В) в Лебезятникове, С) в Свидригайлове, Д) ни в ком.
8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?
А) подарки, В) лесть, С) внимание, Д) нет таких средств.
9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
А) Порфирия Петровича, В) Дмитрия Прокофьича, С) Петра Петровича, Д) ни в чьих.
10.Кто это?
«Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие».
А) Разумихин, В) Лебезятников, С) Лужин, Д) такого персонажа в романе нет.
11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».
А) Разумихин и Авдотья Романовна, В) Свидригайлов и Марфа Петровна,
С) Раскольников и Софья Семеновна, Д) таких героев в романе нет.
12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!»
А) «…я Лизавету убил», В) «…я мать свою убил»,
С) «…я себя убил», Д) таких слов в романе нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"....
Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"
Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...
Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов...