Классный час "Преступление и наказание"
классный час
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся и моральной недопустимости воровства.
Задачи:
- ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ и дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности;
- формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
- формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
- развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_prestuplenie_i_nakazanie.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Классный час на тему:
«Преступление и наказание:
воровство и кражи»
Социальный педагог
Донгак О.С.
Хову-Аксы - 2018
Тема классного часа: «Преступление и наказание. Воровство и кражи».
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся и моральной недопустимости воровства.
Задачи:
- ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ и дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности;
- формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
- формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
- развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Оборудование:
Ручки, бланки с видами нарушений.
Источники информации:
- http://pravouch.com/
- http://all-books.biz/
- http://ru.wikipedia.org/
- Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, Кно Рус, 2013. – 224с
Ход классного часа
Социальный педагог: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем на менее количество малолетних преступников не падает. Почему? Как вы думаете?
Проступок – действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
Шалость – поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.
1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались (проступок).
2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба (преступление).
3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить (проступок).
4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).
5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку (преступление).
6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице (преступление).
7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).
8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть (преступление).
9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).
10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет (шалость).
11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами (проступок).
12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона (проступок).
Педагог-психолог рассказывает учащимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.
Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.
Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.
Учащиеся высказывают свое мнение
- кто считает, что стоит сделать подобную покупку;
- кто против покупки;
- кто сомневается.
Ребята по очереди обосновывают свое мнение.
После этого педагог-психолог зачитывает продолжение истории.
Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.
У Сергея были небольшие сбережения – деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.
У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.
Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?
- Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?
Социальный педагог напоминает школьникам, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 14 лет.
Педагог-психолог зачитывает продолжение рассказа.
(Продолжение истории)
Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.
Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.
Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.
Далее учащиеся анализируют ситуацию и отвечают на вопросы:
- Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
- Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
- Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?
- Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?
- Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в полицию или сообщить кому-либо из взрослых?
После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.
Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники полиции, которых вызвали соседи.
Социальный педагог: В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками полиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).
Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ - грабеж с незаконным проникновением в жилище. В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж. Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия). Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.
Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.
Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.
Педагог знакомит учащихся с видами юридической ответственности и их значениями.
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Педагог-психолог: Давайте разберем некоторые ситуации и определим виды нарушений.
Учащимся раздаются индивидуальные бланки.
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Педагог-психолог: Раньше были суровые наказания за различные преступления, например, за воровство и за нецензурную брань. А вот какие наказания были в Китае: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. А также другие наказания – битье толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращение в рабство, штраф.
В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Социальный педагог: Давайте же подведем итог нашего разговора. Я думаю, что вы сегодня не только много интересного узнали о воровстве, о наказании за преступления, но и сделали для себя правильный вывод– воровство – это преступление, а если есть преступление, то будет и наказание. Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...
И прежде, чем вы совершите какой-нибудь проступок, спросите у своей совести «а не нарушаю ли я закон?», ибо совесть – это наш внутренний судья.
Приложение
Бланк для учащихся
Задание: определите вид нарушений.
1. Порвал учебник одноклассника.
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде.
3. Избил одноклассника.
4. Совершил кражу мобильного телефона.
5. Совершил прогул в школе.
6. Переходил дорогу в неположенном месте.
7. Разбил мячом окно.
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Преступление и наказание»
Вопросы занятия:Почему люди совершают преступления?Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?С какого возраста лица, обвин...
Классный час "Преступление и наказание"
Классный час для учащихся 6-7 классов...
Классный час в 7 классе на тему "Преступление и наказание"
Классный час в 7 классе на тему "Преступление и наказание"...
Классный час "Преступление и наказание"
Классный час на тему преступление и наказание для школьников...
Классный час “ Преступление и наказание”
Классный час “ Преступление и наказание”в рамках Недели правовых знаний.Цели: - правовое просвещение; - профилактика правонарушений...
Классный час «Преступление и наказание»
Классный час в 9 классе...
Классный час «За преступлением следует наказание»
Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей....