"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "
рабочая программа по биологии по теме
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», раздела экологического воспитания дошкольников, исходя из особенностей их развития. В реализации данной программы участниками являются дети дошкольного возраста. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на культурно-экологическое воспитание, создание более современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане, расширении возможностей социального и нравственного воспитания в ''процессе обучения и воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mini_sayta.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы:
«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»
Пояснительная записка
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», раздела экологического воспитания дошкольников, исходя из особенностей их развития. В реализации данной программы участниками являются дети 6-7 летнего возраста. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на культурно-экологическое воспитание, создание более современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане, расширении возможностей социального и нравственного воспитания в ''процессе обучения и воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившихся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе ,изменение не только его поведения ,но и смены ценностных ориентиров именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является ,проблема формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста.
О формировании экологической культуры у дошкольников говорится в указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от апреля 1996г в проекте закона «Об .экологической культуре» ст.№6 посвящена образованию в ДОУ.
В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности, любовь к природе, нормы и правила поведения, формируется базовая система ценностей и нравственная система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.
Родители и работники ДОУ обязаны воспитывать бережное отношение окружающему миру.
Аттестация ДОУ производится при наличии у них программы экологического воспитания детей, просвещения родителей.
Реализация данной системы проводится в форме непосредственно образовательной деятельности, кружковой работы, проектной деятельности индивидуальной деятельности, работы с родителями, экскурсий, продуктивно деятельности : рисование, флористика- работа с природным материалом, просмотров фильмов,и т. д.
Ожидаемые результаты: дети культурно - экологически воспитанные в нравственном, мировоззренческом и творческом плане. Воспитанно чувство ответственности за собственное "поведение, образ собственных мыслей и поступков. Способом проверки результатов является диагностика, проводимая два раза в год(в декабре и мае)
Главная цель программы: : формирование элементарных экологических знаний, осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, здорового образа жизни, мышления и поведения воспитанников;
- развитие экологического сознания и мышления у воспитанников детского сада и их родителей;
Задачи в работе с детьми:
- Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, умение согласовывать свое поведение с факторами природной среды, рационально использовать природные ресурсы;
- Формировать элементарные экологические знания и представления о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
- Показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ;
- Формировать навыки и умения по уходу за комнатными растениями и домашними животными;
5. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой;
3. Принципы.
В системе работы я старалась отразить ведущие идеи и понятия современного естествознания и экологии, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем в которые, живой организм включается в процессе жизни.
В работе по экологическому воспитанию детей я учитываю следующие принципы:
- Преемственность: дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школы. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
- Научность: содержание занятий должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
- интегрированные связи: экологическое образование – часть общего образования, оно имеет интегрированный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.
Достижение эффективных результатов работы по экологическому воспитанию представляется возможным лишь при соблюдении ряда требований, среди которых особое место занимают:
- принцип учета возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип эмоциональной комфортности;
- принцип экологической безопасности;
- принцип учета опыта семейного экологического воспитания, традиций и особенностей организации взаимодействия с природой в семьях.
Разделы системы экологического воспитания.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования основ экологического сознания, а отношение — конечный результат.
Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмах.
Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.
Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг тем:
- Сезонность в природе (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны).
Эта тема дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года, понятие о цикличности временных промежутков, их влиянии на живую природу.
- Растения, их связь со средой обитания.
Тема знакомит с растением как живым организмом, который развивается, растет, цветет, дает плоды.
- Животные, их связь со средой обитания.
Изучая тему, дети знакомятся с животным, как с живым организмом. Рассматриваются цепи питания.
- «Природа – наш общий дом».
Эта тема формирует базовое экологическое понятие о себе, как о жителе планеты земля – части природы, от которой зависит жизнь всего живого.
- Человек, гигиена и здоровье.
При ознакомлении с данной темой формируются навыки здорового образа жизни, основные этапы, дающие возможность осознать себя личностью.
- «Красная книга» природы.
Тема знакомит с влиянием человека на живую природу.
Объем всех знаний, обозначенный в предложенных темах, разбит на этапы и обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Многие темы позволяют демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту, но с разных аспектов формирует у детей устойчивый познавательный интерес.
Система работы по формированию основ
Психологические особенности возраста | Общие понятия | Человек | Гигиена и здоровье | Сезонность в природе |
Младшая группа | Осень. Зима. Весна. Лето. Дождь; снег; град; гроза; ветер. Погода пасмурная, солнечная. Холодно. Жарко. Мальчик. Девочка. Животные. Растения: корень, стебель (ствол), ветви, листья, цветы. Овощи. Фрукты. | Я – мальчик. Я – девочка. У меня есть голова (глаза, рот, уши, волосы). У меня есть туловище (руки, ноги, пальцы). Я могу делать руками…; ногами… Я живой, потому что чувствую боль, время от времени хочу есть и пить. | Обучение детей элементарным навыкам: умываться, чистить зубы, причесываться, мыть руки после…; полоскать рот после еды, т.е. показать необходимость содержать свое тело в чистоте. Нельзя: пробовать грязную и очень горячую пищу; Размахивать перед глазами острыми и колющими предметами. | Осень: погода пасмурная, идет дождь, холодный ветер срывает с деревьев желтые осенние листья. Люди одевают пальто, … На полях и огородах люди убирают урожай. Растения и животные готовятся к зимней стуже (как?). Зима: очень холодно, мороз, водоемы замерзли. Растения в тихом сне, но живые. Помощь птицам (подкормка). Весна: солнце греет теплее, тает снег. Растения оживают. Появляются насекомые. Лето: изменение погоды, жарко. Цветение трав… Появление на огороде овощей. |
У детей младшего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.). Развивается внимание, интерес к наблюдаемым объектам (в частности к животным и растениям), формируется доброжелательное отношение к ним. |
экологического сознания у дошкольников
Растения | Животные | Красная книга природы | Природа – наш общий дом | Формирование социальной активности |
Запомнить: названия некоторых растений (одуванчик, ветреница, ромашка, мать-и-мачеха), деревьев и кустарников на участке. Знать (и находить): части растений (корень, стебель (ствол), ветви, листья, цветы, плоды и семена); основные растительные группы: деревья, кустарники, травы; Характерные признаки определенных растений. Знать, что комнатные растения нуждаются в постоянном уходе человека (полив, рыхление и т.д.) | Развитие интереса и бережного отношения к животным. Умение находить у животных основные части тела; Узнавать домашних животных, зверей, рыбу, лягушку. Знакомство с некоторыми приспособлениями животных к условиям жизни и сезонам (условия жизни рыб, диких животных, перелет птиц на юг). Умение наблюдать за животными природного уголка; помогать птицам зимой; не обижать кошек и собак. | Привитие бережного отношения к любому растению и животному | Накопление представлений о мире природы. Установление элементарных связей между наблюдаемыми объектами и явлениями. Формирование элементарных понятий: 1) человек; 2) животное – живое существо. | Начало формирования первого уровня (нравственное представление). Развитие интереса и бережного отношения к живому. Воспитание положительного эмоционального отношения к природе. |
Средняя группа | Человек. Девочка. Мальчик. Ребенок. Мои помощники – руки, ноги, глаза, уши, нос. Помощь родителям, другу… Время суток. Время года. Погода (солнечно, пасмурно, тепло, жарко, холодно). Небо. Солнце. Луна. Водоемы: река, озеро. Растения: деревья, кустарники, травы, грибы. Овощи. Фрукты. Животные: домашние, дикие, птицы, рыбы. Лес: взаимосвязь смысловых целостностей. | Я→девочка (мальчик) →ребенок→ человек. У меня есть: - руки (это мои помощники); - уши (слышу); - глаза (вижу); - ноги (хожу, бегаю); - нос (дышу). У некоторых людей не видят глаза, не слышат уши – им тяжело.
Я не должен смеяться над этим. Я могу им помочь. | Мне не обойтись без своих помощников – рук, ног, глаз и т.д. – поэтому я учусь их оберегать (от грязи, ушибов). Выработка умения и потребности в содержании в чистоте и порядке не только своего тела, одежды, но и всего, что нас окружает. | Учить детей находить элементарные связи животного и растительного мира в связи с сезонными изменениями (наблюдение за небом: Почему облака быстро плывут? → дует сильный ветер; Почему стало пасмурно? →солнце скрылось за тучами). Одежда людей в связи с сезонами. Побуждение детей к самостоятельным высказываниям. Наблюдение за домашними животными в момент линьки и т. д. Наблюдение за птицами зимой (знать для чего кормушки, скворечники). |
Дети 4-5 лет сензитивны к разным видам познавательной деятельности. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивное развитие разных форм мышления. Быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны. Это возраст I ступени формирования осознанного отношения к животным и растениям, к себе как части природы. Детям доступно понимание простейших связей смысловой целостности. | ||||
Первоначальные знания о лесе. Растения леса (деревья, кустарники, травы, грибы). Уточнение сведений об овощах и фруктах, месте их произрастания (огород, сад). Употребление в пищу. Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием. Формирование понимания – растение живое, и жизнь его целиком зависит от ухода за ними человека. Вызвать желание ухаживать за растениями природного уголка сада. Привитие элементарных навыков ухода за комнатными растениями. | Дальнейшее знакомство с внешним строением тела у животных; покровом тела у зверей как характерной особенности (приспособлению к сезонам). Поведение, питание, движение, отдых животных. Знать: земноводные (лягушка); пресмыкающиеся( ящерица, черепаха); насекомые(муха, муравей, жук, бабочка). Наблюдение за аквариумными рыбками, их поведением. Формирование понимания – жизнь животного природного уголка целиком зависит от человека. Учить ухаживать за животными природного уголка. | Продолжать воспитывать чувство бережного отношения любому животному организму. Дать сведения об охраняемых растениях: 1. Ветреница дубравная. 2. Ландыш. 3. Кувшинка. | Формирование смысловых целостностей. Формирование и осмысление различных целостных систем на основе уже накопленных и вновь полученных представлений о мире. Осмысление взаимоотношений с окружающей средой и определение собственного отношения к ней. | Формирование уровней: 1. Нравственных представлений. 2. Овладения элементарными практическими навыками и умениями. Обучение несложным действиям по уходу за комнатными растениями и животными природного уголка. Подкармливание птиц в зимний период. |
Старшая группа | Живая и неживая природа. Организм. Органы (легкие, желудок). Рост. Питание. Дыхание. Гигиена, здоровье. Хвойные и лиственные деревья. Культурные и сорные растения. Фенологические наблюдения: сезонные явления, приспособление. Среда обитания. «Красная книга». «Черная книга». Охрана природы. | Внутренние органы человека (мозг, сердце, желудок). Внутренние органы не видны, но человек их может почувствовать (дыхание, бьется сердце). Легкие помогают дышать, они как шары внутри организма (вдыхаю – «шар» наполняется воздухом, выдыхаю – «шар» сдувается). Желудок перерабатывает пищу, которую человек ест. Сердце (как «моторчик») гоняет кровь по всему организму и кормит его изнутри. | Если плохо пережевывать пищу, то от этого страдает желудок. Если вдыхать очень холодный или очень грязный воздух, то можно заболеть. Загрязнение наружных слуховых проходов может стать причиной нарушения слуха. К нарушению слуха приводят резкие шумы или постоянные простудные заболевания. Опасность попадания в наружный слуховой проход мелких предметов, клещей или других насекомых. | Четкое представление о названиях месяцев, времен года и их последовательности (модель года). Наблюдение за высотой солнца, долготой дня, характерными сезонными явлениями в живой и неживой природе. Свойства предметов и явлений природы. Систематическое ведение и анализирование фенологического календаря наблюдений. Различение температурных режимов (тепло, жарко, холодно, очень холодно). Обучение умению находить причинно-следственные связи сезонных изменений в живой и неживой природе. |
На шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить Уровень развития познавательной сферы достаточен для усвоения некоторых систематизированных знаний о природе и человеке, как части природы. Детям доступно осознание последовательности развития природных явлений. | ||||
Знакомство с влиянием основных факторов (свет, влага, тепло, воздух) на жизнь растений. Проведение опытов. Сезонные приспособления растений (листопад, увядание трав). Лиственные и хвойные деревья. Знакомство с основными группами трав (лесные, луговые, болотные). Культурные растения и сорняки. Комнатные растения. Овощи и фрукты, их польза для человека при употреблении в пищу. Отработка умений и навыков по уходу за культурными растениями огорода, комнатными растениями природного уголка. | Продолжить знакомство с многообразием животного мира (рыбами, птицами, рептилиями, зверями и домашними животными). Расширение представлений о внешнем виде животных, их поведении. Домашние и дикие животные. Приспособление животных к природным зонам (условия жизни): внешний вид, питание, сезонные приспособления (линька, зимняя спячка, перелет птиц). Отработка умений устанавливать причинно-следственные связи на примере животного мира. | Знакомство детей с особой книгой: - «Красная книга» - животных и растений. /сведения о редких и исчезающих растениях и животных; красный цвет – символ опасности, призывает к защите животных и растений, занесенных в эту книгу/. Составление детьми своей «Красной книги» (растения и животные, которых знают). | Формирование представлений «Земля – наш общий дом», «Человек – частица природы». Устанавливание взаимосвязей между живой и неживой природой. Знакомство с основными признаками растительного и животного мира (растут, развиваются, дышат, питаются, умирают) | Формирование трех уровней: 1. Нравственных представлений. 2. Овладение практическими навыками и представлениями. 3. Развитие мотивации активности. |
Подготовитель- ная к школе группа | Экология. Охрана природы. «Красная книга». Заповедник, заказник, питомник, зоопарк. Человек – разумное существо: мозг, мышление, эмоции человека. Общение. Здоровье – гигиена – закаливание. Семья. Общие признаки живых организмов: - дыхание; - питание; - развитие; - размножение; - приспособление к среде обитания, к сезону. Годовой цикл. Суточный цикл. Природные зоны. Группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные и т.д.) Группы животных. | Схожесть органов человека с органами животных. Разум – отличие человека от животных (научился помогать своему организму). Мозг – самый главный орган человека, самый главный помощник. Чувства человека: он радуется, смеется, плачет, огорчается, скучает и т. д. Способность человека мыслить и размышлять. Общение в жизни человека. Роль общения. Помощники в общении. | Формирование понятия «Здоровье - самое ценное, что есть у человека». Гигиена - сохранение и укрепление здоровья: 1) дыхание (вред курения); 2) питание (режим питания); 3) зрение (освещение, вред телевизора). Профилактика инфекционных заболеваний: 1) закаливание; 2) растения-целители (фитонцидные растения, витаминосодержащие). 3) занятия спортом. Физкультура - воспитание сильных и здоровых духом людей. | Четкое представление о периодичности явлений в живой и неживой природе; о повторяющихся циклах времен года, суток. Высота солнечного стояния. Долгота дня и ночи в связи с сезонами. Приспособление растений и животных к сезонам. Труд человека на земле по сезонам (посев семян, посадка саженцев весной, уход за растениями летом, уборка урожая осенью). Забота и помощь человека диким животным в зависимости от сезона. Работа лесничих. Времена года в произведениях поэтов, художников. |
К шести годам дети в результате обучения и самостоятельных наблюдений уже могут анализировать предметы и явления, выделяя в них существенные свойства и признаки; делать выводы. На основе этого они могут обобщать и классифицировать объекты, искать и находить тесные взаимосвязи живой и неживой природы: организм → среда обитания, влияние человека на природу и т. д. | ||||
Дальнейшее знакомство с многообразием растительного мира, основными группами растений. Сходство растений и животных (дыхание, питание, рост, размножение). Зеленый цвет растений. Растения – кормильцы всех на Земле (цепи питания). Растения насыщают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Опыт. Обновление воздуха в городах – работа зеленых растений. Формирование представлений о фитоценозах, как сообществах растений леса, луга, водоема. Лекарственные и ядовитые растения. Комнатные растения, привезенные из разных стран. | Дальнейшее знакомство с многообразием мира животных. Формирование понятия животное – живое существо, которому присуще свойство живого организма (дыхание, питание, рост, развитие, размножение). Сходство органов животного с органами человека. Формирование представлений о развитии животных насекомых на примере бабочки; земноводных на примере лягушки. /цикл развития/ Забота о потомстве среди животных. Особенности поведения животных (добывание пищи). Пищевые цепи (травоядные → хищники). Зооценозы - сообщества взаимопомощи. | Дальнейшее знакомство с исчезающими видами животных, занесенных в «Красную книгу». Информация об исчезающих видах растений и животных нашей области. Информация об экологических катастрофах и их последствиях. Борьба с браконьерами. Время выхаживания животными потомства – важнейшее время охраны птиц на гнездах, рыб во время нереста и т. д. | Формирование представлений о биосфере как единой целостной системе связей и зависимостей между элементами биоценозов. Самоценность и значение каждого живого существа. Закрепление знаний по экологии и использование их в жизни(правила поведения в природе). Раны, природы и предохранение от них. Красота природы, сохранение гармонии в природе. | Продолжение повышения интереса к познанию мира на основе усвоенных экологических знаний об отдельных живых организмах и их самоценности и необходимости каждого звена в общей цепи жизненных сообществ. Дальнейшее формирование социальной активности дошкольников: 1. Нравственных представлений. 2. Практических умений и навыков. 3. Мотивации активности. 4. Самостоятельности и инициативности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста
Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста....
Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет пото...
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...
Формирование культурно-гигиенических навыков как составляющей части воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.
Рассматривается проблема формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста через призму нравственного воспитания и общего физического развития. Рассм...
Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....