Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".
статья (8 класс)

Арсланова Вера Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арсланова В.Н., воспитатель.  Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  «Минусинская  общеобразовательная школа-интернат»

 Адрес школы г. Минусинск ул. Ботаническая 32.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.  

Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там. [2]  

Учитывая актуальность данного вопроса, я на протяжении четырех  лет работаю над реализацией  программы по   патриотическому воспитанию «Россия - Великая страна». Программа направлена на формирование и развитие личности глухого школьника, обладающего качествами гражданина и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Любовь к Родине, патриотические чувства я стараюсь формировать у учащихся класса постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. [1]  

Работу  по гражданско-патриотическому воспитанию неслышащих школьников начала с  формирования понятий:  «семья», «дом», «школа», «село», «город», «край», «страна», «Родина». Я помогаю сформировать фундамент нравственных качеств и патриотических чувств, любви и гордости у  слабослышащих и глухих школьников по отношению к своей «малой» и большой Родине.

Программа «Россия - Великая страна» помогает  правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь я стараюсь проявить творческий подход, а также умело использую при проведении  мероприятии особенности культурно-исторических традиций  своего края, города. Одной из оптимальных форм проведения  занятии по патриотическому воспитанию считаю внеклассные мероприятия, акции, рейды, посещения краеведческих музеев, заочных путешествии, встречи с Ветеранами ВОВ, блокадниками Ленинграда. Целью данных занятии является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Дети с нарушением слуха достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей. Проведение акции, рейдов посещение музеев  позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».

     В нашей школе существует свои небольшой школьный музей, материалы для которого годами собирали педагогами и учащимися нашей школы. Учащиеся принимают  участие в сборе материалов и оформлении стендов «Наши выпускники», «Наши ветераны». Изучение  краеведческого материала для музея  помогает учащимся самоутвердиться активно развивать свои социальные интересы  и жизненные идеалы.  

Работу по военно - патриотическому воспитанию провожу не только через  занятия, акции, встречи, но и через участие в конкурсах сочинений,  рисунков ко Дню Победы, к 23февраля Дню защитника Отечества, принимаем участие в военно-патриотической игре «Зарница», «Сибирская дивизия». У нас сложилась добрая традиция проводить акцию «Обелиск» посвященную памяти ветеранов ВОВ.  Ребята ежегодно наводят порядок на могилах ветеранов, красят памятники, оградки, убирают засохшую траву. Данное мероприятие  воспитывает в учащихся чувство гордости, долга и уважения, за подвиг который совершили  люди в годы ВОВ. В дальнейшем гражданский патриотизм проявляется у них в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах, гордости за достижения, уважении к ее историческому прошлому, народной памяти, национальным культурным традициям.

Формирование гражданско - патриотической позиции у неслышащих детей – процесс длительный и требующий неоднократного повторения, как теории, так и практики. В условиях речевого недоразвития глухих и слабослышащих детей каждое новое действие, связанное с усвоением нового материала по гражданско-патриотическому воспитанию, требует словесного оформления, поэтому одновременно с формированием гражданско - патриотической позиции, развивается речь, обогащается словарь, усваиваются навыки речевого общения. [3]  

   

Библиографический список.

 

1. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

3. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – №

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1.  этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...

Воспитание гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена воспитанию гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционной школы-интернат VIII вида....

«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...

Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья

Музыкально – эстетическое воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки. Выполнила выпускница ЧПК № 1 Б...