ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"
материал
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
«В МИРЕ ПРИРОДЫ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_detey.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ КУТУЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ДОКЛАД:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
«В МИРЕ ПРИРОДЫ».
Подготовила: учитель биологии
Бокова Т.Н.
2021
Содержание:
Введение.
- Цели экологического воспитания.
- Задачи экологического воспитания.
- Формы работы.
- Заключение.
Литература
Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Кем станут сегодняшние дети по отношению к окружающему нас миру завтра: творцами или разрушителями? Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда».
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности, дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы, в осуществлении природоохранной деятельности привели к организации программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию. Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.
Данную цель я решаю с помощью ряда взаимосвязанных задач:
• формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
• формировать знания об особенностях минерального, живого и растительного мира;
• воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
• учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
• формировать простейшие умения природоохранной деятельности.
В своей работе я использую традиционные формы – это занятия, экскурсии. Провожу их систематически. Весь материал распределяю по принципу: "От простого к сложному". Планирование занятий стараюсь увязать с программой познавательной деятельности, трудовой деятельности, во время наблюдения на прогулке. С большим интересом дети узнают новое о растениях, животных. Например, я провожу занятия по темам: "Берегите воду", «Животные нашей местности», "Витамины нашего стола" и т. д. Кроме традиционных форм активно использую и нетрадиционные формы работы с детьми: "Экологическое лото", экологическое путешествие «Войди в лес другом» и т. д. Эти мероприятия не только красочные, несут в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекают в экологическую деятельность воспитанников.
Особое значение уделяю здоровье сбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни. Я учу детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды и т. д. Провожу занятия: «Чистота залог здоровья», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные», и другие.
Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на спортивной площадке.
Нельзя не упомянуть об экологии жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т. к. многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организации здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное, психическое и физическое здоровье воспитанников. Ребята участвуют в поддержании экологическикомфортных условий в интернате: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.
Экологическое воспитание находит свое применение и в ИЗО деятельности. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаю внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаю внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу.
Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Радуюсь, когда они показывают первый лёд на лужах, первый желтый лист, сообщают, что видели радугу. Так наши воспитанники учатся видеть красоту родной природы и хотят поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека в природе.
Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваю и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаем именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Так же я разрабатываю и реализовываю социальные проекты: «Комнатные растения», «Оазис» по озеленению и благоустройству территории, «Покормите птиц зимой», «Дайте бумаге новую жизнь». Весной организуем "Огород на подоконнике", ухаживаем за клумбой на участке и все вместе выращиваем там декоративные растения.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И пусть результаты моей работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.
Чувственность природы, ее эмоциональный аспект, от которых зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее в образовательных программах, часто остаются на заднем плане.
Экологические вопросы переведены в глобальные проблемы человечества, поэтому следует их реализовать в процессе образования и воспитания.
Вот некоторые из них.
Идея осознания ответственности выбора. Эта идея должна формироваться уже в сознании младшего возраста. Необходимо учить детей прогнозировать возможные результаты того или иного решения. Если ребенок берет на воспитание щенка, то задача взрослого – показать ему все трудности, которые последуют за этим решением, всю ответственность за живой организм, взятую им на себя.
Идея сопричастности и сопереживания. Она выражается в развитии у воспитанников, эмпатии, в принятии природы на чувственной основе, которая явилась бы мотивом к конкретному действию. У малышей это может выразиться в желании полить цветы, посадить дерево, накормить животное, выпустить бабочку, попавшую за окно, и. д.
Идея осознания неоднородности восприятия мира. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая, что другому человеку необязательно будет нравиться то, что тебе. Внедрение этой идеи ведет к воспитанию терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам. Это поможет им в общении с другими людьми. Эта идея и объясняет идею «глубокой экологии» норвежского философа Арне Наесс. «Идея «глубокой экологии» не выделяет человека из природного окружения, она мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов». Все живые существа самоценны, а люди – только одни из этих существ.
Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.
И я продолжаю работу в этом направлении, хотя не такими темпами, какими была запланирована первоначально эта работа.
Результат работы складывается из комплексного труда педагогов, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности детей с ОВЗ, их склонностей, поведения и характера. Экологическое воспитание детей с ОВЗ в нашей школе охватывает различные виды деятельности воспитанников, и, если проводится систематически, дает положительные результаты.
.
Литература:
1. «Дефектология» № 2, 1994 г.
2. «Педагогика» № 2 1993 г.
3. «Воспитание школьников» № 5, 1993 г.
4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе»
издательство ЛИНКА - ПРЕСС Москва 2000 5. «Начальная школа» № 11/ 12 1998 г.
6. «Воспитание школьников» № 7, 2013 г.
7. «Воспитание школьников» № 8, 2013 г.
8. «Охрана природы» М. «Просвещение»1990 г.
9. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»
Прославль «Академия развития» 1998 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.
Понятие «экологическая культура» или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...
Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.
Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1. этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...
Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...
Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.
В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенс...