разработка урока, посвященного жизни Черномории в начале XIX столетия
план-конспект на тему
урок содержит богатый материал, расчитанный на учащихся казачьих классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_deyatelnost_f.ya_._bursaka.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
3 Разработка урока по теме: «Роль атамана Ф. Я. Бурсака в истории Кубани».
Цель: Воспитание гражданственности патриотизма, любви к малой Родине через познание выдающихся личностей Кубани.
Задачи:
- Привитие знаний об истории и культуре Кубани.
-Овладение нравственной, социальной, этнической культурой в ходе ознакомления с деятельностью атамана Ф .Я. Бурсака.
-Изучение особенностей природы, населения и хозяйства Краснодарского края.
-Воспитание бережного отношения к культурным достижением наших предков.
-Воспитание эмоционально – волевых, нравственных качества личности обучающихся.
-Формирование основных знаний об истории Кубани рассматриваемого периода.
-Привитие умения и навыки поиска, систематизации и анализа исторической информации по истории края в контексте российской истории.
Территориальные рамки, рассматриваемые на уроке: конец XVIII- первая четверть XIX века, Черномория.
Тип урока: комбинированный
Учащиеся должны знать/понимать:
-Факты, явления, процессы, понятия, гипотезы, характеризующие системность истории Кубани, обусловленные целостностью исторического процесса.
-Принципы и способы периодизации всемирной истории;
- Основные вехи развития края.
-Версии и трактовки исторического процесса на Кубани.
-Особенности современного исторического (историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического,) анализа событий истории края, процессов и явлений прошлого.
-Особенности пути развития Кубани, ее роль в российской и мировой цивилизации; взаимосвязь и особенности истории Кубани.
Уметь:
- Проводить поиск исторической информации по истории края в источниках разного типа.
-Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения.
- Устанавливать причинно-следственные связи в истории края в контексте российской и мировой истории.
-Систематизировать разнообразную историческую информацию о Кубани на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса.
-Участвовать в групповой работе, представлять результаты в форме конспекта, реферата.
Оборудования урока: карточки, портреты Ф. Я. Бурсака, К. В. Россинского, мультимедийное оборудование, казачье подворье, магнитофон.
Ход урока:
Ученик:
Здесь и в песнях, казачий размах и полет
И в свершеньях масштабы российские.
На Кубани живет богатырский народ
И дела у него богатырские.
Звучит казачья мелодия.
Учитель:
Жить на Кубани и не любить этот удивительный край, не восхищаться удивительными людьми Кубани нельзя. И сегодня, на нашем уроке мы еще раз это докажем.
Урок у нас сегодня необычный. Согласно жеребьевке, класс разделен на две команды. Урок будет проходить в виде исследовательской игры. Итак, прежде мы приступим к уроку, даю вам 2 минуты, чтобы вы определились с названием команды. Напоминаю, названия команд должны отражать Кубанскую тематику.
1. Конкурс. Каждая команда объявляет свое название, девиз, капитана. Оценивается грамотность и актуальность тематики.
Учитель:
Я предлагаю оглянуться
Всмотреться в дым и пыль веков.
И перед нами развернутся
Дела отважных казаков
Прежде чем приступить к основным этапам нашего урока, я хочу напомнить вам о событиях Черномория, происходивших на рубеже XVIII- XIX веков. А поможет мне в этом наш историк-краевед.
Ученик, получивший опережающее задание дает краткую информацию о состоянии Кубани рассматриваемого периода. Рассказ сопровождается показом слайдов).
Текст рассказа: Во второй половине ХVIII века во внешней политике Екатерины II важную роль играла Черноморская проблема, где основное место принадлежало крымскому вопросу, так как Крымское ханство и его составная часть – правобережная Кубань открывали России выход в Черное море, который она по-прежнему не имела, а для турок это были стратегически важные территории в борьбе с Россией.
После 1779 года русско-турецкие отношения продолжают обостряться. В 1781-1782 годах подстрекательство Турции приводит к восстанию в Крыму и на Кубани. Крымский хан, ставленник России, Шагин-Гирей был свергнут. К нему на помощь пришли русские войска. Учитывая сложившуюся ситуацию во главе Кубанского корпуса в октябре 1782 года опять был поставлен А. В. Суворов. Третье его посещение Кубани было связано именно с присоединением Крыма к России, так как к 1783 году правительство окончательно осознало необходимость присоединения Крымского ханства к России.
Турция не желала мириться с утратой безраздельного господства на Черном море, с потерей Тамани, Крыма, Кубани и Кабарды и успешно готовилась к новой войне. Готовилась к ней и Россия, не считавшая окончательными условия договора 1774 года.
Победы А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике, капитуляция турецких крепостей Аккерман и Бендерп, успехи на море под командованием Ф. Ф. Ушакова, взятие 11 декабря 1790 года крепости Измаил усиливали влияние России на Кавказе, где подстрекаемый Турцией шейх Мансур попытался поднять горцев на «священную войну» против русских, но не был поддержан населением.
В 1791 году русские войска нанесли удар на Кавказском фронте, по турецкой крепости Анапа. 22 июня 1791 года Анапа была взята штурмом. К командующему Кавказских войск И. В. Гудовичу пришли «владельцы» народов, живущих рядом с Анапой, и попросились под покровительство России. В том же 1791 году последовали победы М. И. Кутузова на южном берегу Дуная, Ф. Ф. Ушаков разгромил турецких флот у мыса Калиакрия, вызвав панику в Константинополе. Турция запросила мир. Однако военные успехи в России осложнили ее международное положение. Ясский мирный договор подтверждал договор 1777 году и акт 1783 года о присоединении Крыма к России. Турция обязывала удерживать народы Левобережной Кубани от набегов на Русские границы, но власть Турции над закубанскими народами сохранялась, что обостряло взаимоотношение России и горцев на Северо – Западном Кавказе.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно на фоне таких событий и выковывалась воинская доблесть людей, проживающих в этот период времени. Сегодня речь пойдет о человеке, который прослужил Черномории всю свою жизнь, часть из которой занимал должность наказного атамана Черноморского Войска. Кто этот человек, вы сейчас скажете сами. (На слайде появляется портрет Федора Яковлевича Бурсака).
Жизнь и деятельность радетелей земли кубанской настолько ярка и поучительна, что все, связанное с их именами, интересно и важно.
Атаман Ф. Я. Бурсак является одной из самых заметных и загадочных личностей в ряду атаманов Черноморского казачьего войска. Следует отметить, что атаман Бурсак возглавлял войско во время одного из самых важнейших периодов истории Кубани, когда произошли изменения в самой системе управления войском, в Черноморию хлынули массы переселенцев, а горцы постоянно досаждали набегами и разбоем вновь образовавшимся куреням. С его именем связана череда преобразований в Черномории а также долгожданная возможность приостановить набеги черкесов. Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.
Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.
Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.
Учитель: Ну, а теперь, когда мы определили тему нашего урока, а именно, деятельность атамана Федора Яковлевича Бурсака, можно приступать к ко второму конкурсу.
Вторым этапом нашего урока-игры будет работа с материалами. Каждая команда получает распечатки, в которых находятся нужные сведения о Федоре Яковлевиче Бурсаке. Информация расположена не по порядку. Причем, команде № 1 предстоит составить хронологический портрет жизни
Ф. Я. Бурсака до назначения на должность атамана, а второй команде необходимо составить биографию и основные моменты атаманской деятельности Ф. Я. Бурсака деятельности второй половины жизни Федора Яковлевича. По окончании работы, капитаны расскажут, как они справились со своим заданиями. Таким образом, весь класс услышит биографию Ф. Я. Бурсака.
Распечатка для команды № 1:
Очень мало источников посвящены вопросу, связанному с происхождением Федора Бурсака, да и они противоречивы. Все сведения сводятся к тому, что известно место рождения - Харьковщина, фамилия - Антоновичи, сословие -дворяне. Большинство исследователей относят год рождения Федора Бурсака в 1750, но существует так же информация, что Бурсак родился в 1741 году. Известно также, что отец Бурсака был священником, поэтому сын был отдан в духовную семинарию в Киев. Затем, сбежал в Запорожскую Сечь, где принял фамилию-Бурсак.
С 1769 по 1774 года Ф. Я. Бурсак находился в ряде других казаков в сражениях под Очаковом и Гаджибеем, а также в походах князя Потемкина в Крым, для усмирения непокорных татар. Ф. Я. Бурсак одним из первых записался у Захария Чепеги в войско верных казаков.
Так уже 1788 году Ф. Я. Бурсак был произведен в чин поручика. В 1789 году Ф. Я. Бурсак сражался в рядах армии, принесшей поражение турецким войскам при Каушапах, и затем принимал участие во взятии Аккермана и Бендер. В 1890 году Ф .Я. Бурсак под командой великого Александра Васильевича Суворова участвовал во взятии сильнейшей турецкой крепость Измаил. А. В. Суворов высоко оценил подвиги Бурсака и представил к награждению золотым знаком.
С ранних лет Бурсак отличался отвагой, смелостью, дисциплинированностью. Эти качества позволили Федору Яковлевичу встать в ряды офицеров. Следуя далее по ступеням жизни будущего атамана, мы находим, что Федор Бурсак служил отлично и пользовался большим уважением. Антон Головатый неоднократно обращается к есаулу Бурсаку с поручениями, одним из которых является ордер Войскового судьи. В нем Антон Андреевич повелевает Ф. Я. Бурсаку следовать к кавалеру Иосифу Михайловичу де Рибасу и быть в повиновении при его превосходительстве, до необходимых приказаний.
Так же приказывает крепко следить за командою и не допускать пьянства и произвола и присылать рапорт о состоянии дел через каждые трое суток.
В 1790 году 11 сентября был избран бунчуковым товарищем. Бунчуковый товарищ – в Черноморском казачьем войске - чиновник особых поручений, почётный войсковой старшина не числящийся в каком-либо полку. 1791 году Ф. Я. Бурсак—принимает участие в поражении турецкой армии под Бабадагом и Мачином. В этом же году Федор Бурсак получил чин капитана. В 1794 году Федор Яковлевич произведен был в майоры. До своего назначения Федор Бурсак занимал должность войскового казначея. Этот также факт подтверждает полное доверие к нему в войске.
Таким образом, мы видим, что прежде чем быть назначенным на должность атамана, Ф. Я. Бурсак прошел отличную боевую школу, проявил себя как дисциплинированный, мужественный воин, награжденный не одним знаком отличия.
Распечатка для команды № 2
В преддверии своего назначения Ф. Я. Бурсак находится на хорошем счету у начальства и выполняет политические поручения. 22 декабря 1799 года был утвержден в звании атамана Черноморского казачьего войска.
Должность атамана не была легка для Ф. Я. Бурсака. Не обошлось и без наветов со стороны завистников, которые обвинили атамана в растрате войсковых денег. Одним из людей, стоявшим за данным делом, был капитан Иван Мигрин, который, раскаиваясь, позже писал с, что этот случай был для него уроком и он очень рад что такие обвинения были сняты с Бурсака. Одновременно с тяжелой борьбой на Кубани черноморцам, в те времена беспрерывных войн, приходилось еще высылать свои полки и для участия и других европейских кампаниях. В 1807 казаки отличились в битвах на берегах Дуная, под стенами Измаила, Браилова, Силистрии, Рущука и других турецких крепостей. При вступлении России в войну в 1812 года на Черноморское войско легла огромная ответственность Для снаряжения гвардейцев было закуплено хорошее сукно, а так же сабли, ружья и пистолеты, которые были заказаны у тульских мастеров. На приготовление ушел почти год.
В марте 1812 года, согласно приказу Военной коллегии России, атаман Федор Бурсак сформировал из лучших казаков-черноморцев Императорскую Черноморскую сотню, которая должна была служить в составе лейб-гвардии.
При атамане Ф. Я. Бурсаке малочисленное войско пополнилось переселенцами, были устроены войсковая суконная фабрика, конские и овчарные заводы, открыто первое училище для казачьих детей, организован войсковой певческий хор. Он провел ряд мероприятий по благоустройству Екатеринодара и края, наладил добрососедские отношения с некоторыми горскими народами, открыл меновые дворы. Но время наступало немирное, в 1807 году началась новая война с Турцией и Ф. Я. Бурсак последовательно совершил военные экспедиции за Кубань, силой оружия защищая безопасность границ.
В 1815 году атаман Федор Бурсак сформировал четыре конных полка под командованием Порохни, Голуба, Будоноса (Дубоносова). Высочайшим рескриптом от 9 марта 1815 г. император Александр I повелел атаману Ф. Я. Бурсаку выслать пять конных черноморских полков в Германию в состав Заграничной армии, оставив, однако, на усмотрение атамана, исходя из местных обстоятельств, окончательное решение о количестве командируемых полков. 11 апреля атаман Федор Бурсак назначил в поход четыре сборных конных полка под начальством подполковника.
Таким образом, прослужив казачеству всю жизнь, Федор Яковлевич провел ее в войнах, сражениях, защите своей малой и большой Родине. В 65 лет, в чине генерал-майора, утомленный военными действиями, атаман попросил освободить себя от занимаемой должности. Его просьба была удовлетворена императором Александром Благословенным, и Ф.Я. Бурсак ушел на покой. Его знаменитый дом еще одиннадцать лет продолжал оставаться центром духовной жизни Екатаринодара.
По окончании работы, учащиеся зачитывают сообщения. Та команда, которая быстрее и качественнее справилась с заданием -получает 5 баллов. Вторая команда получает 3 балла.
Учитель: Молодцы, ребята! Ну а теперь, когда мы знаем кое-что из жизни Федора Яковлевича Бурсака, можно будет продолжить урок в форме викторины. Итак, начнем. Наш третий конкурс-блиц-турнир.
Учитель задает по 10 вопросов каждой команде.
1.В каком году родился Федор Яковлевич Бурсак?
2. Расскажите о происхождении фамилии атамана?
3. Какова настоящая фамилия атамана Ф. Я. Бурсака?
4.В каких сражениях принимал участие Федор Яковлевич?
5. Под командований каких полководцев или руководителей проходило формирование личности будущего атамана.
6. Что означает звание «бунчуковый товарищ»?
7.В каком году произошло назначение Ф. Я. Бурсака на должность атамана?
8. Какой император назначил Федора Бурсака атаманом.
9.Какие исследователи краеведы давали свои отзывы о Федоре Бурсаке?
10.В каком звании атаман Ф. Я. Бурсак ушел в отставку.
11.Какова была политика Бурсака в отношении горцев?
12. Какова была политика Бурсака в отношении переселенцев?
13. Каковы основные достижения Бурсака в административной деятельности?
14.Каковы основные достижения Ф. Я. Бурсака в военной деятельности.
15.Что известно о последних годах жизни атамана?
16.Как назывался наш край в период атаманства Ф. Я. Бурсаком.
17. Каковы основные достижения Федора Бурсака в духовно-просветительской деятельности.
18. В каком возрасте атаман Ф. Я. Бурсак покинул свой пост.
19 Как называется город в котором жил атаман Федор Бурсак?
20.Принимал ли Ф. Я. Бурсак участие в сражениях войны 1812 года?
Учитель: Пока компетентное жюри подсчитывает баллы, приступим к следующему конкурсу. Наш четвертый конкурс называется
«Просветители земли Кубанской». А для сначала, я даю слово историку-краеведу.
Ученик: Не для кого не секрет, что вера православная занимала и занимает важное место в жизни казака. О рождения до смерти казак старался жить по заповедям, переступая каждую ступить своей жизни согласно с законам Божьим. В этой связи нельзя не говорить о людях, которые всячески способствовали развитию духовного просвещения, строительству храмов и церквей в станицах, обучению духовенства. Наказной атаман Войска черноморского Федор Яковлевич Бурсак и Протоиерей Кирилл Васильевич Россинсий явили достойный союз, объединившись для того, чтобы вместе, исходя каждый из своих обязанностей и полномочий укрепить фундамент истинного православия в Черномории. Командам предлагается изучить материалы о просветительской деятельности атамана Бурсака и протоиерея Кирилла Васильевича Россинского и ответить письменно на некоторые вопросы с упором на текст.
Каждая команда получает пакет с материалами.
Нужно сказать, что на момент вступления с должность атаман Бурсаком и скорого приезда Россинского церковное дело в молодой Черномории состояло на следующем уровне. Многие священнослужители не только не умели читать и писать, но даже не знали Священного писание. О низкой культуре казаков пишет и священник С. Кучеровский, занимавшийся культурой и бытом казаков.
По этому поводу впоследствии писал Кирилл Васильевич в Екатеринославскую епархию: «В связи с тем, что некоторые места отдалены от церкви до 80 верст, многие жители Кубани не знают молитв и церковной символики. Не зная верных слов, народ их сам додумывает, что недопустимо. Поэтому необходимо по слову Божьему прихожан обучать основным молитвам в церкви во святые посты в утреннюю и вечернюю службу». Налаживать дела в Черномории было делом сложным и кропотливым. Приглашая в 1803 году на место Романа Порхни
К. В. Россинского на должность протоиерея Федор Бурсак сделал удачный выбор. Россинский к этому моменту уже заслужил себе авторитет человека внимательного, очень образованного, чуткого. Новый протоирей хорошо знал и понимал меру ответственности, возложенную на него. Основной задачей протоиерея было наполнить церкви Черномории грамотным настоятелями, которые бы не только жили нуждами своих прихожан, но и хорошо знали церковную службу. Для решения этой проблемы протоирей начал призывать священнослужителей из Украины. Войсковой атаман Федор Бурсак и правительство дали самые поощрительные меры для тех, кто хоте бы нести службу в Черномории. Но так как желающих не нашлось. Тогда протоиерей представил Федору Бурсаку проект, согласно которому вместо приглашенных священнослужителей, можно было избирать в священнослужители казаков и рукополагать их в сан. Правительство и атаман Ф. Я. Бурсак утвердили проект. Таким образом Россинский подготавливал желающих быть священниками, а затем отправлял их с к Екатеринославскому епископу с просьбой от себя, атамана Ф. Я. Бурсака и войскового правительства рукоположить их в сан. Благодаря этим мерам через два-три года ситуация с кадрами улучшилась.
В 1803 году Кирилл Васильевич просит разрешение о строительстве двух церквей: святой Екатерины и святого Фомы, а в 1815 году-церкви святого Дмитрия Ростовского Чудотворца. Продолжалось строительство церквей в куренных селениях Васаринском, Новотиторовском, Кущевстком, Пластуновском, Тимашевском. Правительство во главе с атаманом Бурсаком не забывало и об улучшении церковном службы. Так были заказаны необходимые для этих целей книги: катехизисы, молебное пение на Рождество, жития Святых и другую духовная литература. Много проблем оставалось внутри духовенства. Протоиерей и правительство столкнулось с такой бедой как пьянство и взяточничество. Кирилл Васильевич даже просил Екатеринославскую духовную консисторию «обязать все черноморское духовенство жить в трезвости».
Следующим великим начинанием отца Кирилла было создание церковного хора для улучшения богослужения. С этой просьбой Кирилл Васильевич обратился в войсковую канцелярию, но вследствие бюрократии и проволочки был вынужден опять обратиться за поддержкой к атаману Федору Бурсаку и военному губернатору Дюку де Ришелье. С их подачи и начал создаваться хор в Черномории. На просьбу Россинкого об увеличении штата хора, протоиерей опять получил от канцелярии отказ. Тогда отец Кирилл убедил атамана Федора Бурсака в необходимости нужд хора, и добился выделения денег для этой цели. За неоценимы труды атаман Бурсак представил протоиерея Кирилла Россинского к высшей награде, ордену Святой Анны 2-рой степени с алмазными украшениями.
15 ноября 1809 года Федор Яковлевич Бурсак пишет отношение о награждении протоиерея Кирилла Россинского за его труды архиепископу Екатеринославскому, херсонскому и Таврическому Платону. В нём он говорит, что войсковой протоиерей Кирилл Россинский, исправляет ревностно отличное служение своему делу, в этой должности проявляет себя так, что заставляет окружающих отдать ему совершенную справедливость. Ф. Я. Бурсак пишет милостивейшему архипастырю, что три года исправляя должность смотрителя при Екатеринодарском училище, без жалования и преподавая Закон Божий, отец Кирилл обучает ныне за недостатком учителя отроков положенным предметам, а так же имея попечение о благе училища, довел учительскую до 10.000 рублей. Так же войсковой атаман с восхищение говори, что отец Кирилл воспитывает на своем иждивении десять бедных учеников. Таким образом Ф. Я. Бурсак просит об испрошении Россинскому Высоконамаршего награждения, которое желает отцу Кириллу все Черноморское войско. Около 50 лет прожил просветитель, но жизнь прожил под девизом «СЛУЖА ДРУГИМ,
РАСТОЧАЮ СЕБЯ».
Учитель: У каждой команды на руках материалы, касающиеся просветительской деятельности атамана и протоиерея. Внимание.
1.Выявить на основании известного материала основные проблемы в Черномории в рассматриваемый период?
2. Вам нужно выделить основные этапы просветительской деятельности?
3. Ответить на вопрос: Почему такие разные по характеру люди как атаман Федор Яковлевич Бурсак и протоиерей Кирилл Васильевич составили прочный союз в деле просвещения в Черномории?
4.Если бы вы были в роли рассматриваемых личностей, какую деятельность смогли бы осуществить по развитию духовной сферы в Черномории?
5. Какое значение имеют на сегодняшний день достижения атаман Федора Яковлевича Бурсака и Кирилла Васильевича Россинского?
Та команда, которая даст более полные и доказательные ответ, получает по каждому вопросу – по3 балла. За мене полный ответ-2 бала.
Учитель: Последний наш конкурс-конкурс капитанов. Суть конкурса заключается в следующем. Обеим командам даются по 5-7 минут, чтобы исходя из имеющихся сведений составить по 5 хороших, интересных, грамотных вопросов. По истечении времени капитаны команд будут индивидуально давать ответы на вопросы. Если вопрос задан не корректно или не относится к теме нашего урока, он снимается с конкурса и бал засчитывается в пользу противника. В случае не ответа на вопросы, команда, задавшая вопрос обязана на него ответить. В случае, если команда
затрудняется ответить на собственный вопрос, балл суммируется команде противников. Итак, время пошло.
По окончании это конкурса проходит подсчет баллов, и подводиться итого урока. Команда победителей награждается грамотой.
1-вый ученик:
О родине негромко говорю
Ведь о большой любви кричать не надо-
Она моя отрада и ограда:
Скажу о ней - молитву сотворю.
2-рой ученик:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе Всевышний мир хранить.
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!
3-тий ученик
Кубань, моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах - своих да будь благословенна.
Кубань, моя родная сторона –
Пусть новые взрастают семена
Подведение итогов.
Учитель: об истории Кубани можно говорит много. Проявления ее разнообразны, как и сами деятели Кубани и их незаменимые поступки. Именно поэтому мы и изучаем историю своей малой родины. Итак, давайте еще раз проверим, какие знания были нами приобретены сегодня.
1.Как называлась тема нашего урока? (Ответ детей).
2.В каких условиях происходило становление личности будущего атамана?
(Ответ детей)
3. В каких сражениях принимал участие Федор Яковлевич Бурсак? (Ответ детей).
4. С какими трудностями столкнулся атаман во время нахождения на должности? (Ответ детей)
5. Какие дела атамана можно назвать успешными?
6. Что вы можете сказать о характере Ф. Я. Бурсака?
7. Какими достижениями Ф. Я. Бурсака и его соратников мы можем пользоваться сегодня? (Ответ детей)
Учитель: Ребята, если вам непонятны какие – либо моменты урока, задавайте пожалуйста, ваши вопросы (возможные вопросы детей).
Учитель: наш урок завершен. Я желаю вам использовать полученные сегодня знания, знать и хранить историю и культуру Кубани, не забывать имена тех людей, чьими стараниями были совершены достижения нашей малой Родины и последствиями деятельности которых мы пользуемся по сей день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории "Россия в начале ХХ века"
Тема урок россия в нач 20 века...
разработка урока посвященная первой мировой войне
разработка урока посвященная первой мировой войне для 10 класса....
Разработка урока, посвященного Дню Славянской письменности
Разработка урока по русскому языку...
Урок, посвященный жизни и творчеству В.Г. Распутина
Жизнь и творчество В.Г. Распутина...
Разработка открытого урока, посвященного жизни и творчеству А.И.Солженицына
Открытый урок "Жить не по лжи!"...
Методическая разработка урока "«Духовная жизнь и развитие отечественной культур в начале XX века (1900-1940гг)».
Урок для 11 класса по истории России....