Методичсекая разработка урока, посвященного 20-летию Конституции РФ
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Александрова Екатерина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_konstitutsiya_rf.docx29.22 КБ
PDF icon prilozhenie_1.pdf88.39 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Павлово

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ

Номинация «Методические разработки по изучению Конституции РФ»

Методическая разработка урока «Конституция РФ – основной закон государства»

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №16 г. Павлово

Александрова Екатерина Валерьевна

Адрес:  606104

Нижегородская область

г. Павлово ул. Лермонтова, 16 «А»

Тел.: (83171) 5-70-68

г. Павлово

2013 год

Методическая разработка урока «Конституция РФ – основной закон государства»

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 6 класс

Предмет: Обществознание

УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Обществознание. 6 класс», - М.: «Русское слово»,  2011 г.

 Цель: знакомство с содержанием и структурой Конституции РФ.

Задачи:

Образовательные: учащиеся должны знать:

  • Понятие «Конституция»
  •  Историю создания Конституции РФ и условия ее принятия
  • Структуру и содержание Конституции
  • Государственное устройство РФ
  • Функции Президента РФ
  • Права и свободы гражданина РФ

Развивающие: учащиеся должны развиватьь:

  • Навыки работы с документами и  историческими источниками
  • умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом
  • умения  творчески применять полученные знания;
  • навыки самостоятельной работы, групповой работы на основе товарищества, вежливости, дисциплины;
  • художественные и выразительные свойства языка;
  • умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
  • навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.

Воспитательные:

  • формирование чувства гордости и уважения к своей Родине
  • формирование основы правовой культуры и гражданского самосознания
  • воспитание сознательной гражданской позиции
  • Формирование грамотности и культуры речи и общения;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, текст Конституции РФ, раздаточный материал

Методы: частично-поисковый, критическое мышление, «мозговой штурм», разминка (здоровье сберегающие технологии),  деловая игра, метод анаграммы, проблемный.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Конспект урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Задача: «В начале  XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» .

Учитель: Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.

Учитель: Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).

Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?

  1. Мотивационный этап.

Учитель: В современной России основной закон государства – это Конституция. Что же это такое? Какие разделы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке.(Прил. 1)

  1. Изучение новой темы.
  • Конституция и  ее задачи.

Метод «Мозговой штурм». Учащиеся на листочках пишут все, что знают о конституции, любые ассоциации, связанные с ней. Через минуту группы обмениваются листочками, дополняя информацию. Все это делают до тех пор, пока листочки не вернутся в свою группу. Затем все вместе выносят общую информацию на лист ватмана на доске.

Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства.

  • История Конституции.

Работа с текстом. Учащимся предлагается выписать все даты   всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке.

Историческая справка (раздается каждой группе).

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.

  • Принятие  Конституции.

Игра «Договор». Работа в парах.

 

Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У  каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.

 Учащиеся работают в парах, выписывают 2-3 права. Обмениваются информацией, общение заканчивается рукопожатием.

Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом.  Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.

  • Содержание Конституции.

Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько статей содержится в этом документе? (137 статей).

  • Откройте статьи 1,7,14. Прочитайте вслух. Составьте синквейн на тему «Российское государство», используя содержание этих статей.
  • Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения:

Президент РФ – это …

Президент РФ – это ….

Президент РФ – определяет …

Президент РФ – представляет…

  •  Государственное устройство России.

Учащимся дана схема государственного устройства России.(Приложение 2) В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127.

  •  Федеративное устройство.

Работа с интерактивной картой.

Учитель: Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты  присутствуют на карте?

Учащиеся находят статью … и обводят на экране те субъекты, которые там названы. (Прил. 3)

  • Права и обязанности человека и гражданина.

Работа с документом по группам.

Ребята изучают предложенные ситуации, находят нарушения прав, называют соответствующую статью. (Прил. 4)

Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру «Правоведы». Откройте Главу 2. На столе у вас различные ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека.

  1. Физкультминутка. «Виды прав и свобод»

Учитель: Все права и свободы можно разделить на несколько групп: политические, личные, культурные, социальные, экономические. Давайте попробуем вместе разделить вес права и свободы граждан. Для этого вам необходимо встать в круг.

Все дети встают вкруг в центре класса. На столах поставлены  обозначение прав

 - личные

- политические

- социально-экономические, культурные

Учитель зачитывает права человека по порядку. Учащиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: учащиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;

(С)право на пособие по безработице;

(Л)право на жизнь;

(Л) право на свободу мысли;

(С)право на труд и выбор профессии;

(Л)право на национальный язык;

(Л)тайна переписки;

(П)право на участие в митингах и собраниях;

(Л)право на отдых;

(Л)выбор места проживания;

право на образование;

(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

(п)Право на проведение публичных мероприятий

(п)Право на участие в управлении государством

(п)Право обращаться в органы власти

(Л)право иметь неприкосновенность жилища;

(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;

(Л)пользоваться родным языком;

(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

  1.   Заключение.

Учитель: Ребята, так какое же значение для нас имеет Конституция? Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео). http://www.youtube.com/watch?v=gSHBWT4sd30 

Учитель: А теперь выскажите свое мнение.

Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами  не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

  1. Возвращение к началу урока.

Учащиеся смотрят заполненный в начале урока кластер, исправляют неверные записи, уточняют и объясняют, что нового узнали на уроке о Конституции РФ.

  1.  Домашнее задание. Параграф 18, написать мини-сочинение «Конституция РФ – основной закон государства».

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Используя статьи 80, 95. 110, 125, 126, 127,  переставьте буквы в правильном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 (презентации "Мы - россияне", "Государственные символы России"

Открытый урок "Конституция - Основной Закон РФ" разработан в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 согласно Методическим рекомендациям по его проведени...

открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...

Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."

Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции  обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...

Урок , посвященный 20 - летию Конституции РФ

Открытый урок для старшеклассников...

Разработка к всероссийскому открытому уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ

Презентация может пригодится для урока обществознания....

урок, посвященный 22-летию Конституции РФ

классный час, либо урок обществознания в9 классе, посвященный Конституции РФ...