Методичсекая разработка урока, посвященного 20-летию Конституции РФ
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_konstitutsiya_rf.docx | 29.22 КБ |
prilozhenie_1.pdf | 88.39 КБ |
prilozhenie_2.docx | 11.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Павлово
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ
Номинация «Методические разработки по изучению Конституции РФ»
Методическая разработка урока «Конституция РФ – основной закон государства»
Автор: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №16 г. Павлово
Александрова Екатерина Валерьевна
Адрес: 606104
Нижегородская область
г. Павлово ул. Лермонтова, 16 «А»
Тел.: (83171) 5-70-68
г. Павлово
2013 год
Методическая разработка урока «Конституция РФ – основной закон государства»
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 6 класс
Предмет: Обществознание
УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Обществознание. 6 класс», - М.: «Русское слово», 2011 г.
Цель: знакомство с содержанием и структурой Конституции РФ.
Задачи:
Образовательные: учащиеся должны знать:
- Понятие «Конституция»
- Историю создания Конституции РФ и условия ее принятия
- Структуру и содержание Конституции
- Государственное устройство РФ
- Функции Президента РФ
- Права и свободы гражданина РФ
Развивающие: учащиеся должны развиватьь:
- Навыки работы с документами и историческими источниками
- умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом
- умения творчески применять полученные знания;
- навыки самостоятельной работы, групповой работы на основе товарищества, вежливости, дисциплины;
- художественные и выразительные свойства языка;
- умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
- навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.
Воспитательные:
- формирование чувства гордости и уважения к своей Родине
- формирование основы правовой культуры и гражданского самосознания
- воспитание сознательной гражданской позиции
- Формирование грамотности и культуры речи и общения;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, текст Конституции РФ, раздаточный материал
Методы: частично-поисковый, критическое мышление, «мозговой штурм», разминка (здоровье сберегающие технологии), деловая игра, метод анаграммы, проблемный.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Конспект урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Задача: «В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» .
Учитель: Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.
Учитель: Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).
Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?
- Мотивационный этап.
Учитель: В современной России основной закон государства – это Конституция. Что же это такое? Какие разделы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке.(Прил. 1)
- Изучение новой темы.
- Конституция и ее задачи.
Метод «Мозговой штурм». Учащиеся на листочках пишут все, что знают о конституции, любые ассоциации, связанные с ней. Через минуту группы обмениваются листочками, дополняя информацию. Все это делают до тех пор, пока листочки не вернутся в свою группу. Затем все вместе выносят общую информацию на лист ватмана на доске.
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:
- основы государственного строя;
- организацию государственной власти;
- отношения гражданина и государства.
- История Конституции.
Работа с текстом. Учащимся предлагается выписать все даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке.
Историческая справка (раздается каждой группе).
Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.
- Принятие Конституции.
Игра «Договор». Работа в парах.
Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
Учащиеся работают в парах, выписывают 2-3 права. Обмениваются информацией, общение заканчивается рукопожатием.
Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.
- Содержание Конституции.
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько статей содержится в этом документе? (137 статей).
- Откройте статьи 1,7,14. Прочитайте вслух. Составьте синквейн на тему «Российское государство», используя содержание этих статей.
- Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения:
Президент РФ – это …
Президент РФ – это ….
Президент РФ – определяет …
Президент РФ – представляет…
- Государственное устройство России.
Учащимся дана схема государственного устройства России.(Приложение 2) В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127.
- Федеративное устройство.
Работа с интерактивной картой.
Учитель: Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты присутствуют на карте?
Учащиеся находят статью … и обводят на экране те субъекты, которые там названы. (Прил. 3)
- Права и обязанности человека и гражданина.
Работа с документом по группам.
Ребята изучают предложенные ситуации, находят нарушения прав, называют соответствующую статью. (Прил. 4)
Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру «Правоведы». Откройте Главу 2. На столе у вас различные ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека.
- Физкультминутка. «Виды прав и свобод»
Учитель: Все права и свободы можно разделить на несколько групп: политические, личные, культурные, социальные, экономические. Давайте попробуем вместе разделить вес права и свободы граждан. Для этого вам необходимо встать в круг.
Все дети встают вкруг в центре класса. На столах поставлены обозначение прав
- личные
- политические
- социально-экономические, культурные
Учитель зачитывает права человека по порядку. Учащиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: учащиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;
(С)право на пособие по безработице;
(Л)право на жизнь;
(Л) право на свободу мысли;
(С)право на труд и выбор профессии;
(Л)право на национальный язык;
(Л)тайна переписки;
(П)право на участие в митингах и собраниях;
(Л)право на отдых;
(Л)выбор места проживания;
право на образование;
(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
(п)Право на проведение публичных мероприятий
(п)Право на участие в управлении государством
(п)Право обращаться в органы власти
(Л)право иметь неприкосновенность жилища;
(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;
(Л)пользоваться родным языком;
(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;
- Заключение.
Учитель: Ребята, так какое же значение для нас имеет Конституция? Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео). http://www.youtube.com/watch?v=gSHBWT4sd30
Учитель: А теперь выскажите свое мнение.
Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!
- Возвращение к началу урока.
Учащиеся смотрят заполненный в начале урока кластер, исправляют неверные записи, уточняют и объясняют, что нового узнали на уроке о Конституции РФ.
- Домашнее задание. Параграф 18, написать мини-сочинение «Конституция РФ – основной закон государства».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Используя статьи 80, 95. 110, 125, 126, 127, переставьте буквы в правильном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 (презентации "Мы - россияне", "Государственные символы России"
Открытый урок "Конституция - Основной Закон РФ" разработан в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 согласно Методическим рекомендациям по его проведени...
открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...
Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."
Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...
Урок , посвященный 20 - летию Конституции РФ
Открытый урок для старшеклассников...
Разработка к всероссийскому открытому уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ
Презентация может пригодится для урока обществознания....
урок, посвященный 22-летию Конституции РФ
классный час, либо урок обществознания в9 классе, посвященный Конституции РФ...