Разработка урока, посвященного Дню Славянской письменности
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Начинали с Аз да Буки, перешли потом в науки»
Автор: Попкова Александра Александровна
Учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Разработка урока, посвященного Дню Славянской письменности и культуры
"Начинали с Аз да Буки, перешли потом в науки"
Класс: 5
Цель:
Знакомство с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.
Задачи:
ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и её создателями;
развитие познавательного интереса во внеурочное время;
воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
- Слушаем стихотворение:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
- О каком празднике идет речь в данном четверостишии?
- О дне памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян.
3. Подготовка к восприятию нового материала
На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию (фотография памятника). У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
- Посмотрите на изображения святых Кирилла и Мефодия. У одного из них в руке свиток.
В 1988г. Великий Новгород стал центром празднования Дня славянской письменности и культуры. В Новгород приехали многие выдающие писатели и другие деятели отечественной культуры, чтобы в день памяти святых Кирилла и Мефодия вспомнить истоки родной письменности и культуры.
4. Фронтальная беседа
-Давайте познакомимся с кратким жизнеописанием учителей славянских Кирилла и Мефодия.
Братья родились в многодетной христианской семье военачальника, служившего в городе Солуни, на границе Болгарии и Греции. Это был 9 век.
- Сейчас какой век?
- 21век.
Сколько же веков прошло с тех пор?
Более 1000 лет прошло с тех пор, а славянские народы помнят братьев, причисленных к лику святых, и чтят их (икона с изображением братьев). Мефодий был старше Кирилла на 6 лет. В детстве братьев звали иначе - Михаил и Константин.
- Почему же известны они во всем мире под другими именами?
- Мефодий и Кирилл – эти монашеские их имена. Они были монахами.
Константин получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
- Почему же помнят братьев, которые жили так давно?
- Они создали славянскую азбуку. Азбука стала носить имя её составителя – КИРИЛЛИЦА. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
5. Знакомство с кириллицей
- Давайте познакомимся с церковнославянской азбукой и посмотрим, как она преобразовалась в русском языке. В церковнославянской азбуке всего 43 буквы, и каждая имеет своё название, в отличие от букв русского алфавита.
Прочитаем их.
- Раньше азбука давалась детям нелегко.
Стихотворение об учении читает ученик.
Трудно грамота давалась
нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
А да Б, как Аз да Буки,
В как Веди, Г – Глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
- Почему нелегко давалась азбука?
(Сначала нужно было вызубрить названия букв (А-аз, б-буки..). Но ещё сложнее было из букв складывать слова.
6. Практическая работа с алфавитом.
- Попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.
Задание 1.
- Попробуйте, ребята, сложить слова из букв. Добро, он, мыслете (дом). Ша, како, он, люди, аз (школа)
Задание 2.Самостоятельная работа.
А сейчас самостоятельно прочитайте и запишите в тетрадь прочитанное предложение.
Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, ук, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы.
(Пришла весна, дует ветер)
Задание 3.
-Напишите кириллицей слово «человек» (на доске и в тетрадях)
7. Преобразование алфавита
- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 7 столетий. Лишь в петровские времена в наш алфавит потребовалось внести изменения.
Выходит ученик с указом в руках ( Пётр 1):
- Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. (Показывает их и выбрасывает).
- Почему Пётр 1 произвёл реформу русского языка? (Много много было одинаковых букв)
- Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы Э, Я, Й, которые узаконила Академия наук в 1735 году. А букву Ё в 1797 году впервые применил писатель Карамзин.
- В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
Выходит красноармеец и читает:
-Товарищи! Указом наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов. (Выбрасывает буквы).
- Букву «ЯТЬ» до изгнания из азбуки называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «Знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
-Буква «ижица» напоминала перевёрнутый кнут, отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало – выпороть, выдрать, а в более широком смысле – устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй.
8. Пословицы и поговорки о пользе учения.
- Я назову начало, а вы закончите.
- Грамоте учиться - …(всегда пригодится.)
- Век живи - …( век учись.)
- Ученье - свет, …(а неученье - тьма.)
- Повторение – мать учения.
- Грамоте учиться - …(всегда пригодится.)
- Любишь кататься… (люби и саночки возить).
9. Закрепление полученных знаний
- Разгадаем кроссворд:
- Славянский алфавит. (Кириллица)
- Одна из 33 сестриц. (Буква)
- То, чем писали в 19 веке. (Перо)
- Место рождения братьев-просветителей. (Солунь)
- Все буквы по порядку. (Алфавит)
- Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
- Изображение святого. (Икона)
- Картина, выполненная по мокрой известке. (Фреска)
- Итог урока
Наш урок подходит к концу. Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
Теперь мы с вами будем помнить, кому мы обязаны созданием письменности. Святым Кириллу и Мефодию обязаны тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование. Святым равноапостольным Мефодию и Кириллу во многих странах поставлены многочисленные памятники.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке мы…
Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА),ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ...
Методическая разработка урока ко дню Славянской письменности и культуры "Начинали с АЗ да Буки, перешли потом в науки".
Урок разработан к празднику , дню Славянской письменности и культуры....
Урок-викторина посвященный Дню славянской письменности
Урок-викторина: «День Славянской письменности и культуры»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русскогоалфавита; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателейазбуки; р...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....
Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры....