разработка урока посвященная первой мировой войне
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Шайдурова Лариса Александровна

разработка урока посвященная первой мировой войне для 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Первая мировая война. Новые тенденции в развитии общества.  

Цели урока:

обучающая: изучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам;

воспитательная: формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов; убежденности, что каждое действие имеет свои последствия; воспитание формирование гражданственности и патриотизма.

развивающая: развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей, для выработки самостоятельных выводов; Умение работать с картой.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод  урока: лекция с использование информационных технологий.

Материально – техническое оснащение: презентация, карта, учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Мотивация предстоящей учебной деятельности.

2.1. Сообщение темы урока.

2.2. Постановка целей перед учащимися. Вступительное слово учителя.

Первая мировая война – война между двумя противостоящими блоками Антантой и Тройственным союзом, в которую оказались вовлечены 38 государств, продолжавшаяся  с 1914 по 1918 г. Давайте рассмотрим  причины войны. 94 года, отделяющие нас от невесёлого дня 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершавшегося тогда. Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918гг. - истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

И сегодня на уроке на основе исторических документов и собственных знаний вам необходимо выяснить отношение российского общества к Первой мировой войне и составить собственное мнение по вопросам – была ли Россия готова к длительной войне? Каковы ее последствия для России?

4. Формирование новых знаний (изложение нового учебного материала).

План урока:

1. Россия накануне войны.

2. Причина войны. Цели сторон.

3. События 1914г.

4. События 1915г.

5. События 1916г.

6. 1917-1918гг.

7. Итоги войны.

Первый вопрос. Россия в предвоенные годы.

Слово учителя. К началу XX в. Россия, на протяжении столетий неудержимо расширявшая свои пределы, достигла грандиозных размеров. Общая площадь территории Российской империи составила более 19 млн. км2, т. е. около 1/6 части суши земного шара.  Границы её простирались от польских земель по реке Висле на западе до Тихоокеанского побережья на востоке, от берегов Северного Ледовитого океана до гор Памира на юге.

Записать: Никто не нуждался в мире как Россия после войны с Японией. Перевооружить армию планировалось к 1930г.  Русская армия была лучше обучена, но уступала в обеспечении артиллерии.

Лучшая винтовка в мире считалась Мосина. Россия была единственной страной имевшей  в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия.  Было несколько десятков асов-лётчиков (Нестеров).

Дополнительный материал: В начале 20 века кузнец Я. Рощепей разработал автоматическое оружие. Ему дали серебряную медаль, но оружие не выпускали.

В. Федоров сконструировал винтовку, но военные высказались против, мол, не хватит патронов.

Г. Котельников создал 1-ый в мире парашют, военные значения ему не придали.

Л. Гобято изобрел миномёт, но не  смог убедить военных выпускать это оружие.

М. Налетов создал первую в мире подводную лодку, предназначенную для постановки мин.

Слово учителя: Первая мировая война, драматически выявив противоречия мира, став итогом кризиса в международных отношениях, сама стала проявлением кризиса европейской цивилизации. По масштабам, жертвам она оставила позади все предыдущие войны, включая войны Наполеона. О нежелательности для России большой войны предупреждали многие деятели. Однако с войной правительство связывало возможность стабилизировать внутреннее положение в стране, отвлечь общество от острых социальных проблем и конфликтов. Но отношение к войне в российском обществе было неоднозначным. На первых порах по многим городам организовывались манифестации с заверениями в преданности царю и Отечеству. Однако постепенно неудачи в войне стали отрезвлять и вызывать антивоенные настроения.

Второй вопрос. Прочитать: международная ситуация.

Политика европейских народов XIX столетия построена была на принципе свободной конкуренции: расширения своих территорий, приобретения новых земель путем колониальных завоеваний.

Несмотря на то, что такие народы, как Китай и Индия, по численности составляли 2/3 населения земного шара, они находились под властным господством Европы.

Вопрос к группе: какие два военно-политических союза первой мировой войны знаете?

Записать: Военно-политические союзы накануне войны: Антанта и Тройственный.

Причина войны: расширения своих территорий, приобретения новых земель путем колониальных завоеваний.

Статистика.

Продолжительность –  четыре года (1554 дня)

Число стран-участниц 38, с общей численностью 1,5 млрд. человек.

Число нейтральных государств - 17

Число погибших – 10 миллионов (больше, чем во всех войнах за

 предыдущие 10 лет.

Записать: Повод к войне. 28 июня 1914г. Гавриила Принцип, сербский террорист, студент,  убил  наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену Софию.

 Австрия под давлением Германии  начала войну против Сербии.

Цели и планы сторон.

Англия - Сохранить господство на мировом рынке, сохранить свои колонии, устранить или ослабить Германию и воевать только на море.

Франция – отомстить и вернуть потерянные в войне с Германией в 1871г. Районы Эльзас и Лотарингию, захватить у Германии Саарский угольный район.

Россия -  укрепить свое господство на Балканах, обеспечить проход в черноморские проливы, захватить польские земли Австрии и Германии.

Германия -  захватить английские и французские колонии, утвердиться  на Балканах и Ближнем востоке, захватить у России Украину, Прибалтику и Белоруссию.

Австрия - захватить часть русской Польши и захватить Сербию.

Италия - захватить западные районы Балкан.

Слово учителя. Вывод.

Содержание стратегических планов основных империалистических держав показывает, что все эти планы порочны: они строились из расчета на короткую войну, путем разгрома противника в одном или нескольких генеральных сражениях.

Третий вопрос. События 1914 года.

Записать: Германия начала наступление на Францию, которая тут же просит помощи у России с целью ослабить наступление немцев. Основное сражение между англо-французской и немецкой армией произошло на Марне. Германия проиграла. В войну вступила Турция и терпит поражение от России. Основное сражение между русскими и австро-венгерскими войсками произошло в Галиции. Русские выиграли. Армией командовали Самсонов и Ренненкампф.

Четвертый вопрос. События 1915 года.

Германия и А-В перенесли свой удар на Россию, одновременно устроив блокаду против Англии.  Впервые применено новое оружие – подводные лодки. Также Германия впервые применила химическое оружие в районе Ипра.

Италия выступила на стороне Антанты, которая пообещала в два раза больше территорий, но не получила.  В войну вступила Болгария на стороне Германии. В русской армии начинается винтовочный голод, и отступление. Русские генералы Самсонов застрелился, а Ренненкампфа сняли с поста.

Слово учителя: Русские войска испытывали нехватку вооружения и боеприпасов, дневной расход снарядов был установлен из расчета 1 - 2 выстрела на орудие. Не хватало винтовок, солдатам приходилось совершать специальные вылазки на передовую, собирать винтовки убитых товарищей.

Территориальные потери сопровождались огромными людскими жертвами, резко упал моральный дух русской армии.

Пятый вопрос. События 1915 года.

Состоялось самое крупное сражение у г. Вердена (Франция). Погибло свыше 1 млн. человек. Пытаясь ослабить наступление немцев, французы предприняли прорыв обороны на р. Сомма, где впервые применили танки.

Более успешным и последним  для русских оказался прорыв генерала Брусилова.  Русская армия наступала весь 16 год. В войну вступает  Румыния на стороне Антанты. Происходит самое крупное морское сражение у берегов Дании.

Дополнительный материал: Исландское сражение.

Крупнейшим из морских сражений первой мировой войны явилось Ютландское сражение на Северном море 18 мая 1916 года между главными силами английского и германского флотов. К этому времени обстановка на Северном морском театре сложилась следующим образом. Английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Немцы после неудач снова вернулись к идее уравнения своих сил с английским флотом путем уничтожения по частям. На этот раз германское командование решило более активно использовать линейные силы своего флота. Замысел командования состоял в том, чтобы набеговыми действиями на английское побережье вызвать часть английского флота в море и, наведя ее на свои главные силы, уничтожить. В соответствии с этим замыслом германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к побережью Англии, сопровождавшихся обстрелами английских портов. Один из этих выходов и привел к Ютландскому сражению.

Шестой вопрос. События 1917 и 1918 годов.

В войну вступили США на стороне Антанты. В России произошли февральская и октябрьская революции. К власти пришли большевики и выводят страну из войны. Впервые начали использовать бомбардировку против гражданских объектов. В битве у  Камбре англичане впервые применили массовую танковую атаку. Немцы тоже ввели новинки: впервые пехота вступила в бой под прикрытием нового оружия – огнемёта.

Интересный факт в истории первой мировой войны: В 1917 году Англия воевала против турок, и не могла захватить крепость Газа. Тогда Ричард Майнерцхаген – потомок испанского короля и сын главы банкирского дома (второго после Ротшильдов) предложил, узнав, что туркам нечего курить, сбросить сигареты, в которые завернули листовки призывающие сдаться в плен.

Турки, хохоча над британцами, с удовольствием выкурили сигареты, а листовки использовали в качестве туалетной бумаги.

Чуть позже Ричард повторил свой трюк – но на этот раз сигареты были набиты опиум. На следующий день, когда британцы пошли в атаку, турки были настолько одурманены наркотиком, что многие не могли стоять, не то чтобы стрелять. Турки были разбиты, а британцы захватили Иерусалим и всю Палестину.

За 1914 – 1916 гг. США стали крупнейшим кредитором Антанты. Они не могли допустить поражения своих должников, угроза которого после Февральской революции 1917 г. В России и ослабления российской армии стала реальной.

К лету 1918г. США перебросили в Европу около 1 млн. человек, более 20 дивизий.

Слово учителя: 8 (21) ноября 1917 г. нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий обратился к странам Антанты с нотой, в которой предлагал приступить к переговорам. Однако ни одна из стран не ответила на мирные предложения Советской республики.

Брестский мир – март 1918 г. Подписывают большевики с Германией сепаратный договор. Т.е. за спиной союзников Англии и Франции. Россия обязалась выплатить контрибуцию – 6 млрд. марок.                                                              

Германия оккупировала Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии.

Русская армия покидала Украину, Финляндию.  Карс и Батум отходили Турции.

Вопрос к студентам: ваше отношение к Брестскому миру?

Седьмой вопрос. Итоги войны.

11 ноября 1918 г. Был подписан акт о капитуляции Германии.

1. Вильгельм II отрекся от престола, Германия провозглашена республикой.

2. выводила свои войска со всех занимаемых ими территорий,

3. передавала союзникам все запасы тяжелого вооружения,

 4. отказывалась от заключенных ею во время войны соглашений, в том числе и от Брестского мира с Россией.

6. Эльзас и Лотарингия передаются Франции.

6. интернирование флота, конфискация подводных лодок.

7. Германия теряла порты и флот на Черном море.

Последствия войны.

 Распад империи Романовых, Габсбургов, Гогецоллернов и турецких султанов.

 Возникновение новых государств: Советская Россия, Финляндия, Польша, Венгрия. Австрия, Чехословакия, Югославия, страны Прибалтики.

США стали играть ведущую роль в мире.  Возросло влияние Японии, Китая.

Сохраняются основные противоречия на международной арене, которые приведут к новой мировой войне. Война – рубеж между новой историей и новейшей.

Запомни!

1. В начале XX века развернулась борьба между наиболее развитыми

державами за рынки сбыта и освоение новых территорий, в результате

оформилось 2 противоборствующих блока: Тройственный союз

(Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия,

Англия), что стало основной причиной Первой мировой войны.

2. Война длилась 4 года с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г., в орбиту войны были вовлечены 38 государств. Участвовало 74 миллионов человек, из которых 10 миллионов было убито и 20 миллионов искалечено.

3. 11 ноября 1918 г. В Компьенском лесу Германия и страны Антанты

подписали перемирие. Первая мировая война закончилась.

4. Произошел распад Германской, Австро-Венгерской, Российской,

Османской империй.

5. Война вызвала серьёзные потрясения и новые революции.

Это интересно:

В начале октября 2011 г. Германия осуществила последнюю выплату денежных компенсаций за Первую мировую войну, которую она же и развязала. И хотя с момента окончания боевых действий прошло более 90 лет, 70 млн. евро (почти 3 млрд. рублей) отправились на счета победителей – большую часть денег получили Франция и Бельгия. Интересно, что к 1952 г. немцы частично погасили долг, но после раздела Германии на ФРГ и ГДР платежи были приостановлены.

И лишь когда 20 лет назад страна снова стала единой, финансовые обязательства опять вступили в силу.

Компенсации полагались и России, но в 1922 г. Москва отказалась от них в обмен на собственность Германии на нашей территории.

5. Домашнее задание: Выписать в словарь исторических терминов использованные на уроке новые исторические понятия.

Подготовить, по желанию, сообщения об одной-двух наиболее значимых битвах на каждом их фронтов Первой Мировой войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку о Первой мировой войне

Презентация к уроку о Первой мировой войне.К урокам в старших классах, либо на классный час...

Урок повторения "Первая мировая война"

Урок повторения по теме "Первая мировая война" в форме "Своей игры" с использованием интерактивной презентации....

Методическая разработка "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка выполнена в сосотвествии с требованиями ФГОС, выбор темы обусловлен необходимстью патриотическому воспитанию,любовь к Родине необходимо прививать с раннего детсва,по возможност...

классный час, посвященный Первой мировой войне.

Этот материал можно использовать, как на классных часах, так и на уроках истории патриотической направленности. Детям интересно узнавать малоизвестные факты  истории.  Мы рассказали о оборон...

Презентация к уроку: "Итоги Первой мировой войны" 9, 11 класс.

Презентация к уроку: "Итоги Первой мировой войны" для учащихся 9, 11 классов. Можно использовать как часть урока, или при изучении отдельных вопросов итогов и последствий Первой мировой войн...

Урок-дискуссия "Первая мировая война"

Нравственно-исторический уроки войны...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Лариса Александровна! У Вас поставлена и развивающая цель к уроку, но урок больше напоминает лекцию , чем развивающий урок. Я не учитель истории, возможно, не все понимаю, но лично мне в этом уроке не хватает работы с учащимися. Кто-то будет Вас слушать, кто-то нет . Наверное, вся эта информация и в учебнике есть. Мне кажется, нужно продумать, что на этом уроке делают учащиеся.

Шайдурова Лариса Александровна

Я работаю в училище, и на историю у нас отведено на втором курсе 30 часов, поэтому основная форма урока это - лекция. Даже использовать учебники на уроке не хватает времени, да мы их и не покупаем. Поэтому наши студенты все берут под запись.

Вагу Мария Викторовна

Лариса Александровна, Вы пишете в методах о лекции с использованием информационных технологий, но презентацию не разместили. Дополнительный материал о Ютландском сражении назван "Исландское сражение".

Шайдурова Лариса Александровна

Презентацию разместить не получилось. Она весит 14,40 мб, а разрешено 3,5. Сокращала как могла, очень большой материал.

Банникова Наталья Анатольевна

Согласна с коллегами.

Ведерникова Наталья Ивановна

Презентацию можно разместить на стороннем ресурсе, а в конспекте дать ссылку на материал