Программа развития класса
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа развития
классного коллектива
(5-9 классы)
«Я расту»
Классный руководитель 5 класса Степанова Алина Юрьевна
Раздел I.
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с обучающимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Программа предусмотрена для обучающихся 5 – 9 классов.
Мне достался какой-то особенный и удивительный класс. Дети шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчика и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя, как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
1. Характеристика 5 класса .
На начало 2014 учебного года в классе 5 человек. 4 девочек , 1 мальчик.
Характер взаимоотношений между учениками и родителями в целом доброжелательный.
В учебе класс средний. В классе по итогам предыдущего учебного года 1 отличник, 1 хорошист. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе. Поэтому половина детей занимается на "тройки". К слабым ученикам относятся Яковлев Данил, Никандрова Ангелина.. У большинства обучающихся класса преобладает верная учебная мотивация, связанная с получением хороших оценок или одобрением родителей. По поведению класс дисциплинированный.
Все обучающиеся принимают активное участие в жизни классного коллектива. От общественных поручений никто не отказывается.
Родители обучающихся интересуются жизнью своих детей, посещают общешкольные и классные родительские собрания, внеклассные мероприятия.
Класс принимает участие во всех общешкольных мероприятиях.
Заметно, что ребята достаточно доброжелательны друг к другу, в трудных ситуациях каждый из них может найти поддержку у одноклассников.
У некоторых ребят в классе – проблемы со здоровьем (у Яковлева Данила головные боли, Львовой Екатерины с желудком).
К общественно-полезному труду ребята относятся ответственно. У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения.
Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: не всегда полностью готовы к уроку. Поэтому одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем в этот сложный для учащихся период, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.
Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.
Собеседование с родителями на собрании показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков.
Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, выделяется «индивидуализмом». Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:
- Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
- Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
- Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
- Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
- Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.
В классе нет лидера.
Наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников нет, есть неуверенные в себе, но стараемся им давать такие поручения, чтобы дети не чувствовали себя оторванными от класса.
На классных собраниях в течение года дети стараются указывать друг другу на свои ошибки и в учебе, и в труде, и в поведении.
- Характер общения учащихся в группе.
Классный коллектив за время своего существования показал свою сплоченность, на субботники всегда выходят вместе, организованно, дружно готовятся к проведению мероприятий. Взаимоотношения между мальчиком и девочками положительные, дружественные.
- Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.
Есть в классе обучающиеся с очень высоким потенциалом, у них хорошая память – Петрова Диана, Львова Екатерина.
. Есть и ученики, у которых плохая память – им очень тяжело дается усвоение учебного материала – Никандрова Ангелина.
Ученики, у которых плохая память, замедленный темп мыслительной деятельности – им нужен индивидуальный подход, учителя стараются оставлять их на дополнительные занятия, на уроках давать индивидуальные задания.
В общем, коллектив работоспособный, владеют навыками самостоятельного умственного труда.
- Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности проявляется при проведении классных и школьных мероприятий, дети стараются проявить свою инициативу, придумать что – то свое (сочинить танец, стихи, придумать небольшие рассказы).
- Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.
Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Дисциплина на уроках хорошая, вне уроков и дома дети ведут себя хорошо.
Воспитываем в классном коллективе чуткость и внимательность, честь и долг и. Проводятся в классном коллективе беседы, на примере показываем примеры чуткости и внимательности. Совместно с родителями стараемся сделать классный коллектив более сплоченным: проводим совместные вечера для детей и родителей. В новом учебном году продолжим работу по сплочению классного коллектива.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
- «Я – человек»
- «Моя Родина»
- «За здоровый образ жизни»
- «Мир прекрасного»
.
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории учащихся | Воспитательный | Образовательный | Практический |
Младший возраст | Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным | Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Средний возраст | Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. | Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Старший возраст | Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей | Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
- воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
- образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
- практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
II. Раздел
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
- Направление «Я – человек».
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
- Организация и проведение классных праздников.
- Направление “Моя Родина”
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания.
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
Формы.
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение экскурсий Яльчикскому району, Чувашии;
- Направление " За здоровый образ жизни ”
Цель: : развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
- Направление “Мир прекрасного”
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Сбор материалов и выпуск классных газет.
- Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
- Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
- Организация и проведение выставок работ школьников.
III раздел.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)..
2. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
IV раздел.
Профилактическая работа.
- Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях , оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- заседания родительского комитета;
- четкие и лаконичные записи в дневниках;
- записки, извещения.
- Работа с педагогами, работающими в классе:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V.
Механизм реализации программы "Я расту"
"Я расту" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшее семечко"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс – «Росток»
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
- Коллективное планирование .
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс – «Соцветие».
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Бутон»
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Цветочки»
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Литература:
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2011.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности, М., «Вербум», 20012.
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 2009.
- Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 2008.
- Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 2011.
- Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 2012.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2009.
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 2010.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2010.
- Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 2012.
- Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 2011.
- Педагогика Орленка в терминах и понятиях. Собеседник, 2010.
Список класса.
Ф. И. учащихся | Дата рождения | |
1. | Львова Екатерина | 28.09.2003 |
2. | Матвеева Ирина | 08.04.2003. |
3. | Никандрова Ангелина | 23.09.2003. |
4. | Петрова Диана | 10.06.2004. |
5. | Яковлев Данил | 23.11.2003. |
Социальный паспорт.
- Общее количество детей – 5
- Общее количество семей – 5
- Полные – 4
- Малообеспеченные – 5
- С опекаемыми детьми – 0
- Неполные – 1
- Семьи, находящие в социально-опасном положении – 0
В одной семье дети воспитываются без отца.
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью своих детей.
Сведения о родителях
№ | Ф. И. О. | Место работы |
1. | Львов Юрий Николаевич Львова Надежда Николаевна | Выезжает на заработки В отпуске по уходу за ребенком |
2. | Матвеев Евгений Иванович Матвеева Валентина Петровна | Выезжает на заработки ООО «Яманчурино» |
3. | Никандрова Галина Михайловна | ООО «Яманчурино» |
4. | Петров Андрей Анатольевич Петрова Наталья Анатольевна | Выезжает на заработки ООО «Яманчурино» |
5. | Яковлев Юрий Петрович Яковлева Елена Владимировна | ОАО «Яманчуринская СХХ» ООО «Яманчурино» |
Расписание уроков в 5 классе на 2014-2015 учебный год.
№ | Понедельник | Четверг | |
1. 2. 3. 4. 5. | Английский язык История Технология Математика Чувашский язык | 1. 2. 3. 4. 5. | Математика Русский язык Чувашская литература Литература Культура родного края |
Вторник | Пятница | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Чувашская литература Литература Английский язык Математика Литература Физическая культура | 1. 2. 3. 4. 5. | Русский язык Математика ИЗО Английский язык Физическая культура |
Среда | Суббота | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Русский язык Чувашский язык Математика Чувашская литература История Физическая культура | 1. 2. 3. 4. 5. | Музыка Природоведение Литература Чувашский язык Технология |
Занятость обучающихся в кружках и секциях
Ф. И. ученика | ||
Львова Екатерина | Кружок танцев | «Русское слово» |
Матвеева Ирина | Кружок танцев | «Русское слово» |
Никандрова Ангелина | Кружок танцев | «Русское слово» |
Петрова Диана | Кружок танцев | «Русское слово» |
Яковлев Данил | «Русское слово» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития класса
Программа развития коллектива класса "Лестница успеха"....
Программа развития класса "Семь-Я"
Программа развития класса...
Программа развития класса
Цель программы : Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позициейЗадачи программы:1....
программа развития класса
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...
Программа развития класса на 2017-2022 учебные года.
Программа развития класса на 2017-2022 учебные года....
Программа развития класса
«Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция ...
Программа развития класса на 2022-2024года
Программа развития класса на 2022-2024года...