Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")
творческая работа учащихся (8 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Вступление.

Памятники  таланту и мастерству русских строителей  живут рядом с нами. Постановка целей исследовательской работы.

  1. «Я теперь понимаю, что вся красота -
    Только луч того солнца, чье имя - Россия!
    ...»

Комплексный анализ поэмы  Д. Б. Кедрина «Зодчие».

  1. Судьба поэта - патриота.
  2. История создания поэмы.
  3. Жанровая специфика произведения.
  4. Стихотворный размер.
  5. Образ лирического героя.
  6. Историческая основа. Из истории храма Василия Блаженного.  
  7. Две версии происхождения названия собора.
  8. Строители храма.
  9. Архитектурный образ храма.
  10.  Своеобразие лексики.
  11. Темы и проблемы, которые с особой силой звучат в поэме.
  12.  Композиция и сюжет. Основной композиционный приём.
  13.  Поэтический образ храма. Изобразительно-выразительные средства.
  14.  Основные образы -символы. Идейное содержание поэмы.
  1. Проектно-исследовательская работа.
  1. Цели  исследования. Участие в проекте  "Белые пятна карты «места памяти» Нижегородской области".
  2. Храмы  г. Нижний Новгород. Их история.
  3. Действующие и недействующие храмы  Сокольского района. Их судьбы сложились по-разному.
  1. Заключение.

«Лучи солнца»  России.

                 

                     

Защита исследовательской работы.

1 слайд

     Оказывается, памятники  таланту и мастерству русских строителей  живут рядом с нами.

     В центре старинного русского села Каргино Сокольского района  есть Троицкая церковь.  Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», эта церковь отнесена к  памятникам градостроительства и архитектуры. Датировка объекта - 1828 год.  

     До сих пор живы рассказы  об истории этого собора. Храм был возведён в честь победы нашей страны и русского народа в Отечественной войне 1812 года.  Церковь строили не зодчие, а простые русские люди – жители села, но всегда она отличалась необыкновенной красотой, прочностью и величавостью.

    В годы Советской власти церковь начали разрушать: с колоколен сбрасывали позолоченные кресты, снимали иконы, а затем забивали ими оконные и дверные проёмы храма.

    Но до сих пор стоит Троицкая церковь, стоит в веках…

     Разрушенная… Но по-прежнему красивая, гордая и  несломленная…  Сила, красота и величие  России и русского народа  никогда не иссякнут!…

     Именно это  открытие и определило мой  выбор художественного произведения для анализа.

2 слайд

     Тема моей исследовательской работы:

«Я теперь понимаю, что вся красота –

Только луч того солнца, чьё имя – Россия!...»

(Анализ поэмы Дмитрия Борисовича Кедрина «Зодчие»).

3 слайд

      Из 7 целей, которые я ставила перед собой, выделю 3 основных:

  1. Погружаясь в мир поэтического произведения, в мир художественного слова,  дать комплексный анализ поэмы  Кедрина «Зодчие», рассматривая её в контексте  жизни и творчества поэта, в контексте истории и современности.
  2. Изучить  историю действующих и недействующих храмов Нижнего Новгорода и Сокольского района (моей малой родины).
  3. Ответить на главный вопрос: «В чём же сила, красота и величие России  и великих памятников культуры и искусства?»

     Работа состоит из 2 больших частей:

  1. Анализ художественного текста.
  2. Проектно-исследовательская деятельность.

     Мною был выполнен комплексный анализ поэмы «Зодчие».

     В процессе анализа художественного текста  рассмотрены следующие вопросы:

1. Судьба поэта – патриота.

2.  История создания поэмы.

3.  Жанр.

4. Стихотворный размер.

5. Образ лирического героя.

6. История храма Василия Блаженного.

7. Две версии происхождения названия собора.

8. Строители храма.

9. Архитектурный образ храма.

10. Своеобразие лексики поэтического текста.

11. Темы и проблемы, которые с особой силой звучат в поэме.

12. Композиция и сюжет. Основной композиционный приём.

13. Поэтический образ храма. Изобразительно-выразительные средства.

14. Основные образы-символы. Идейное содержание  

     Исследуя  лексику художественного текста, пользовалась  «Толковым словарём русского языка» Владимира Ивановича Даля.

     Остановлюсь на самых главных и  ярких, на мой взгляд, моментах. 

4 слайд

     История создания поэмы.

     Среди лучших произведений об истории поэма «Зодчие» занимает особое место и является  главным творением поэта.

5 слайд

    Написана она в 1938 году, в разгар сталинских репрессий, когда погибали самые талантливые и умные люди. Главной  ценностью её является дух русского народа.

     «Он подолгу стоял под Кремлевской стеной, — пишет Светлана Кедрина,  дочь поэта,— любовался памятником Минину и Пожарскому и без устали кружил и кружил вокруг храма Василия Блаженного. Этот храм не давал ему покоя, будоражил воображение, будил «генетическую память». Он был так красив, так вызывающе ярок, поражал такой законченностью линий, что после каждого свидания с ним Дмитрий Кедрин терял покой. Восхищение и восторг явились теми толчками, которые заставили отца изучить всю имеющуюся в библиотеке  литературу о строительстве храмов на Руси, об эпохе Ивана Грозного, о храме Покрова. Отца поразила легенда об ослеплении зодчих Бармы и Постника, которая и легла в основу созданной им за 4 дня поэмы».

     Обратимся к художественному тексту

6 слайд

     Основные образы – символы.  Поэтический образ храма. Изобразительно-выразительные средства. Идейное содержание поэмы.

      Художественные образы поэмы символичны. 

     Образ Руси – символ  противоречивости.

     Образ царя – символ деспотизма, насилия и жестокости.  

     Образы русских зодчих – символ трудолюбия, таланта, мастерства, силы духа русского народа и жизнеутверждающего начала.  

     Несомненно, ключевым образом является образ храма. Он вбирает в себя все образы. Это символ  красоты, силы и величия России и русского народа, торжества добра над злом. Это воплощение вечных жизненных ценностей и истин. 

7 слайд

     Какими художественными средствами поэт создаёт эти образы-символы ?

     Поэма производит сильное впечатление, так как автор мастерски использует художественное слово. Кедрин так характеризовал своё отношение к изобразительным поэтическим средствам: «Что такое художественные средства поэта? Это луч, идущий от проекционного фонаря к экрану. Если этот луч необходимой силы и яркости, изображение будет отчётливым».

     Поэтические образы   Кедрин  рисует с помощью:

     Эпитетов: «безвестные зодчие», «статных, босых, молодых», «на широких плечах», «диковинный храм», «узорчатые башни», «стылое лоно земли», «запретная песня», «страшная милость», «тайных местах»... .

     Метафор: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом жгли»…

     Сравнений: «а над всем этим срамом та церковь была – как невеста!» (подчёркивает чистоту, невинность церкви), «дивясь, как на сказку» , «звонила она, будто их отпевала навзрыд» (набатный звон возвещает о горе, так как ослеплены великие мастера).

     Поэт использует обилие устаревших слов (зодчие, богомазы, лепота, болезные, зело, алтарь, изукрашен) для того, чтобы  приблизить читателя к эпохе.

     Размышляя о смысле финала, мы понимаем, что воля царя восторжествовала, но добро победило зло. Красота, талант, мастерство и  дух русского народа побеждают насилие и жестокость. Зодчие в поэме одерживают моральную победу. Прекрасный храм, созданный ими, до сих пор радует миллионы людей. Несмотря на трагическое звучание, в эпилоге мы слышим не тревожный набат, а праздничный перезвон колоколов. (звучат колокола)

8 слайд

     Моя проектно – исследовательская работа.  

     Великий русский писатель Ф.М.Достоевский сказал : «Красота спасёт

мир». Эту красоту в мир несут и наши храмы. Не случайно сейчас идёт возрождение нашей нации, нашей духовной культуры.

     Анализ поэмы Д. Кедрина «Зодчие» подтолкнул меня к большой исследовательской работе и участию в проекте "Белые пятна карты «места памяти» Нижегородской области".  В своей работе я изучала историю культурных и архитектурных памятников Нижнего Новгорода и Сокольского района, а также  послала фотографии Каргинской церкви  инициаторам проекта, чтобы их разместили на странице проекта.

      Представляю результаты моей проектно-исследовательской  деятельности.

     Собрала информацию об истории следующих храмов Нижнего Новгорода– нашего областного центра: 

9, 10, 11, 12, 13 слайды – Нижегородские храмы

1. Церкви Успения Божией Матери

2. Спасо-Преображенского  собора  

3. Рождественской (Строгановской) церкви

4. Михайло-Архангельского собора

 5. Церкви Рождества Иоанна Предтечи

 6. Новоярмарочного собора Александра Невского

 7. Церкви Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости

 8. Благовещенского монастыря.

     Изучила истории действующих (их 5) и недействующих храмов Сокольского района.  Материалы сайта Сокольской районной библиотеки

помогли мне выполнить поставленные задачи. Очень интересны легенды, связанные с историями церквей. Судьбы их сложились по-разному. Все эти церкви являются культурно – архитектурными памятниками и находятся на госохране.

14, 15, 16,17, 18 слайды – Сокольские церкви

19 слайд

     Журналист и культуртрегер (носитель и распространитель культуры)

Галина Филимонова приглашает краеведов, научных сотрудников, школьников и всех, кому небезразлично сохранение культурного наследия Нижегородской области, к созданию карты «Места памяти Нижегородской области», просит поддержать проект и  присылать свои материалы для публикации на адрес: nonstop6@yandex.ru .

     Данная страница создана в рамках проектов "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области" ,"Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти".

     Погружаясь в поэтический мир поэмы Д. Б. Кедрина «Зодчие», я постигла не только силу, глубину и красоту художественных образов, средств языка, прикоснулась к истории большой и малой Родины, истории народа, исследовала исторические судьбы Московских, Нижегородских, Сокольских храмов – памятников архитектуры, но и начала осознавать, как велика и прекрасна наша страна, велик и прекрасен наш  русский народ – творец и мастер, как  безгранична и богата культура нашей страны, как, несмотря на обилие зла, добро торжествует в жизни! 

     Красота созидается трудом, творцом её является народ, она воплощает русский  дух,  лучшие черты и мечты народа.

     Поэтому сила, красота и величие России и культурно-исторических памятников будут жить в веках! Никогда не иссякнут!...

     И всё это – лучи огромного солнца по имени Россия!

     Поэма Д. Кедрина «Зодчие» - это тоже один из маленьких лучиков солнца, «чьё имя – Россия!»

Литература и Интернет - ресурсы.

1.Р.И. Альбеткова  «Урок внеклассного чтения о стихах Д. Б. Кедрина».Журнал «Литература в школе» №4. – М. Просвещение, 1985

2.Фольклор и родное слово: учебное пособие. Авторы-составители: Г. М. Грехнева,  К. Е. Корепова. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

3.Комплект открыток «Нижний Новгород». – Нижний Новгород , издательство «Деком», 2006

          4.Сайт Галины Филимоновой, участницы проекта «Белые пятна

             мест  «карты памяти»  Нижегородской области.

          5.Сайт  Сокольской  районной  библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Исследовательская работа учащейся 9 класса Кузьминой Ольги "История одного стихотворения: Н.Заболоцкий. "Признание"

Автор исследует историю написания  НиколаемЗаболоцким стихотворения "Признание"...

Памятка участнику конференции, выступающему с защитой исследовательской работы

Данная памятка поможет учащимся, впервые начинающим самостоятельную исследовательскую деятельность...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....