Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности  

Приветствие.

II. Определение темы урока, постановка целей.

- Сегодня на уроке мы будем постигать красоту окружающего нас мира. Как же ее можно постигать? Конечно же через искусство: музыку, живопись и поэзию. И поможет нам в этом творчество замечательного поэта XX века – Анны Андреевны Ахматовой.

III. Актуализация знаний:

- Давайте вспомним, в творчестве каких авторов мы уже встречали тему природы?

IV. Усвоение новых знаний.

- О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной)

Вспомним основные термины:

Композиция – построение.

Метафора – скрытое сравнение.

Эпитет – образное определение.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

2. Коллективное заполнение таблицы.

История создания

Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда.

На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях.

Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы.

Тема стих-ия

Пробуждение природы и души человека с приходом весны

Композиция

Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини.

Преобладающее настроение, его изменение

Жанр

Пейзажная лирика.

Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

Изобразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».Эпитеты – «плотный», «теплый», «новая».Анафора – 4 строчки берут начало с «и».Олицетворения – «отдыхает луг», «шумят деревья».

Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы

Ямб с использованием парной рифмы.

Личное впечатление от стихотворения

Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

- В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» - стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» - в прошлом. Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение.

Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека

- Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.

- Рассматриваемое нами стихотворение не имеет названия, и называем его по первой строчке. Попробуем дать название стихотворению. (Например, «Ожидание свидания»)

- Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека.

V. Подведение итогов урока.

- Возвращаясь к теме нашего урока, вспомним, о чем мы говорили вначале?  

- Как связаны человек и природа?

-А как эта связь отразилась в стихах Ахматовой?

- Завершим нашу работу синквейном, который начинается словами:ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК.

Пример:

Природа и человек.

Сильные, связанные.

Живут, взаимодействуют, влияют.

Связь.

VI. Домашнее задание по выбору.

Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая конференция "Весной бывают дни такие..."

Речевая конференция для 7-х классов...

Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)

Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...

А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ

Материал знакомит с поэтическим миром А.Ахматовой...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....