Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
Приветствие.
II. Определение темы урока, постановка целей.
- Сегодня на уроке мы будем постигать красоту окружающего нас мира. Как же ее можно постигать? Конечно же через искусство: музыку, живопись и поэзию. И поможет нам в этом творчество замечательного поэта XX века – Анны Андреевны Ахматовой.
III. Актуализация знаний:
- Давайте вспомним, в творчестве каких авторов мы уже встречали тему природы?
IV. Усвоение новых знаний.
- О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной)
Вспомним основные термины:
Композиция – построение.
Метафора – скрытое сравнение.
Эпитет – образное определение.
Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.
Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.
Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.
2. Коллективное заполнение таблицы.
История создания | Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда. На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях. Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы. |
Тема стих-ия | Пробуждение природы и души человека с приходом весны |
Композиция | Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини. |
Преобладающее настроение, его изменение |
Жанр | Пейзажная лирика. |
Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения? | |
Изобразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции) | Метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».Эпитеты – «плотный», «теплый», «новая».Анафора – 4 строчки берут начало с «и».Олицетворения – «отдыхает луг», «шумят деревья». |
Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы | Ямб с использованием парной рифмы. |
Личное впечатление от стихотворения |
Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.
- В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» - стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» - в прошлом. Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение.
Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека
- Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.
- Рассматриваемое нами стихотворение не имеет названия, и называем его по первой строчке. Попробуем дать название стихотворению. (Например, «Ожидание свидания»)
- Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека.
V. Подведение итогов урока.
- Возвращаясь к теме нашего урока, вспомним, о чем мы говорили вначале?
- Как связаны человек и природа?
-А как эта связь отразилась в стихах Ахматовой?
- Завершим нашу работу синквейном, который начинается словами:ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК.
Пример:
Природа и человек.
Сильные, связанные.
Живут, взаимодействуют, влияют.
Связь.
VI. Домашнее задание по выбору.
Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая конференция "Весной бывают дни такие..."
Речевая конференция для 7-х классов...
Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)
Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...
А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ
Материал знакомит с поэтическим миром А.Ахматовой...
Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» , по УМК В.Я. Коровиной...
Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...
А.А. Ахматова. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Изображение войны в стихах М.В. Исаковского, С.С. Орлова и др.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....