Методические рекомендации "Как провести Неделю Словесности в школе"
методическая разработка на тему
С таким масштабным и крайне ответственным мероприятием, как Неделя Словесности (Неделя русского языка, Неделя литературы), сталкивается практически каждый учитель. Организовать предметную неделю не "для галочки", а с душой и максимальной пользой сложно, но можно, нужно лишь очень захотеть. В статье предлагаются некоторые важные рекомендации по организации Недели Словесности в школе, основанные на собственном многолетнем опыте, а также обощении опыта российских учителей русского языка и литературы. В работе приведены также образцы важных документов, сопровождающих Неделю: план, аналитическая справка, пояснительные записки. Считаю, что работа может быть очень полезна всем учителям - словесникам в их внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_provesti_nedelyu_slovesnosti_v_shkole.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Как провести Неделю Словесности в школе.
Практика проведения предметных недель – обычное дело для многих школ России, однако не всегда проведённая предметная неделя достигает поставленных целей, а зачастую вообще превращается в бесполезное формальное мероприятие «для галочки». Возникает закономерный вопрос: как организовать Неделю словесности так, чтобы она была максимально полезна для школьников? Предлагаемая нами работа – попытка обобщить опыт проведения предметных Недель Словесности учителем – предметником коррекционной школы II вида в свете обозначенной проблемы. Кроме того, нами поставлена цель изучения опыта других учителей русского языка и литературы России, прежде всего на предмет соотношения традиционных и инновационных форм внеурочной деятельности в рамках обозначенной предметной недели.
Считаем, что данная методическая разработка может успешно применяться коллегами – словесниками не только коррекционных, но и массовых общеобразовательных школ, и по этой причине вряд ли потеряет когда - либо свою актуальность среди педагогов.
§1. Как спланировать предстоящую Неделю.
Безусловно, проведение предметной Недели в школе – занятие интересное, ожидаемое, но и довольно хлопотное. В первую очередь, для руководителя МО гуманитариев, который несёт прямую ответственность и за успехи и за неудачи проводимой Недели. Вот почему во избежание организаторских погрешностей необходимо тщательно продумать план предстоящей Недели.
Рекомендация №1. Прежде всего обсудите с коллегами идейно – тематическое направление предстоящей Недели. Оно и должно доминировать и диктовать участникам Недели дальнейший порядок действий. Скажем, если Неделя проводится в юбилейный год какого – либо писателя или поэта, то логичнее будет посвятить её одному имени, а план составлять, подбирая мероприятия под заданную тему. Скажем, если вы решили остановиться на Пушкине, постарайтесь включить в план разноплановые мероприятия, связанные с именем Пушкина: литературный вечер, экскурсию, просмотр и обсуждение фильма (спектакля), викторину, конкурс иллюстраций к произведениям Пушкина либо новомодное сейчас представление проектов. Назовём такие Недели условно - авторскими. Другой вектор – проведение так называемых тематических Недель. В нашей практике за последние три года было проведено несколько таких Недель: Неделя литературного краеведения, Неделя литературного героя, Неделя интеграции истории и литературы. Непременно включите направляющую идею Недели в план, с которым должны ознакомиться все ученики школы!
Рекомендация №2. Будьте разными и не бойтесь экспериментировать. Каждая очередная Неделя должны нести в себе, наряду с традиционно лучшим, и новое, необкатанное. Чем больше форм проведения внеклассных мероприятий вы включите в план, тем большее внимание вызовет Неделя со стороны ребят. Исходя из собственного опыта скажем, что в последнее время нами успешно опробованы такие новые формы, как дискуссия, представление мини – проектов, игры – аукционы, закрытые киносеансы. Прибавьте сюда конференции, публичные чтения, открытые нетрадиционные уроки, экскурсии, где сами ребята пробуют себя в роли экскурсоводов, театрализованные действа – и ваша Неделя превратится в праздник, где обе стороны – и организаторы, и участники – получат массу впечатлений.
Предлагаем вам список наиболее популярных в современной школе форм внеурочных мероприятий, которые можно включить в программу Недели:
- - выставки (стенгазет, рисунков, иллюстраций к художественным произведениям, кроссвордов по русскому языку и литературе, сочинений учащихся, выставка предметов эпохи А.С. Пушкина (или других писателей), выставка книг одного автора или трудов известных литературоведов);
- устные журналы;
- открытые тетради;
- альманахи;
- школьные репортажи, например, на темы «Зачем нужно изучать русский язык», «Мой любимый писатель (герой, книга)» и пр.;
- олимпиады;
- проведение тотальных (терминологических, словарных и пр.) диктантов;
- экскурсии по литературным местам; виртуальные экскурсии с учеником – экскурсоводом, экскурсии «По следам литературного героя» и пр.
- библиотечные и классные часы;
- просмотр и обсуждение фильмов, снятых по литературным произведениям (т.н. видеосалоны);
- лингвистические (литературные) переменки (пятиминутки) или физкультминутки;
- филологические квесты и веб - квесты;
- музыкально – литературные композиции;
- театральные вечера;
- читательские и научно – исследовательские конференции, заседания клубов любителей словесности;
- общешкольные акции (например, «Подари книге жизнь», «День книгодарения»);
- среднесрочные проекты и филологические операции (например, «Вначале было Слово», операция «Читающая школа»);
- состязательные игровые мероприятия между классами или внутри одного класса (КВН, брейн – ринг, «Своя игра», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», турнир знатоков, аукцион знаний и пр.);
- литературные викторины;
- конкурсы («Лучшая школьная тетрадь по русскому языку», конкурс чтецов, конкурс инсценировок, конкурс сочинений, конкурс ребусов или кроссвордов);
- дискуссии (дебаты);
- лектории;
- составление рейтингов и хит – парадов (например, «Что читает 6 класс»; «Оценим книгу вместе»; «Литературный герой: мой выбор»)
- костюмированное шествие героев эпохи литературного произведения;
- выпуск специальных листовок с датами и событиями из жизни писателя;
- создание видеороликов и буктрейлеров;
- фотоотчёты (фотокроссы);
- прослушивание в записи голосов поэтов и писателей, фрагментов аудиокниг, музыкальных иллюстраций к каким – либо произведениям;
- радиолинейки и пр.
Рекомендация №3. Обеспечьте надёжную обратную связь со своими подопечными. К сожалению, проводимые во многих школах Недели спускаются ребятам сверху вниз как нечто навязываемое и обязательное, не подчиняющееся обсуждению и уж – Боже упаси! – критике. Разделите со своими ребятами функцию планирования Недели. Пусть они предложат сами, какие темы и в какой форме им хотелось бы затронуть. Устройте конкурс на самые оригинальные идеи. Предложите учащимся внести коррективы в уже готовый план Недели. И, наконец, не бойтесь переложить ответственность за то или иное мероприятие с плеч учителя на плечи учеников. Наши дети вполне готовы к тому, чтобы самостоятельно распределить обязанности, найти подходящий материал и провести доверенное им дело.
Рекомендация №4. Уходите от принципа горизонтали к принципу вертикали! Это значит, что мероприятие не должно замыкаться в пределах одного класса (параллели), что, безусловно, легче и удобнее. Зато гораздо эффективнее будет, если старшеклассники, например, проведут мероприятия для среднего или младшего звена сами. Очень полезно включать в план мероприятие, охватывающее всю школу целиком. Как правило, такие мероприятия становятся праздником для всех: в нашей практике это ежегодно проводимые лингвистические марафоны, когда группы разновозрастных школьников, объединённых целью стать командой - победительницей, посещают различные «станции» языкознания, выполняют задания и набирают очки.
Рекомендация №5. Помните, что план Недели – это её старт и финиш. План – самая просматриваемая и обсуждаемая страничка, а потому она должна быть, во – первых, красочной и привлекательной, во – вторых, оригинальной, в – третьих, информативной и точной (обязательно указывайте в плане дату и время, участников и организаторов мероприятия, а также форму его проведения).
Образец написания пояснительной записки к плану Недели Словесности – 2016
Дорогие друзья!
Неделя Словесности вновь приглашает вас в удивительный мир русского языка и русской литературы. 2016 год объявлен президентом России годом кино. Кино, несомненно, тесно связано с литературой, однако не заменяет её, а скорее отражает определённый взгляд на то или иное произведение. Вот почему существует несколько экранизаций, например, одного и того же романа. Станьте сначала читателем, а потом уже зрителем, и вы сможете оценить тот или иной фильм по достоинству. А пока мы решили вспомнить самые лучшие, признанные всеми зрителями фильмы - экранизации великих произведений русских писателей и поэтов. О них расскажет наша выставка «Кино или литература?». Познакомьтесь с ней поближе, не проходите мимо.
2016 год также является юбилейным для нашего знаменитого земляка – писателя, историка, журналиста Николая Михайловича Карамзина. По всей России, и особенно в нашей области, пройдут мероприятия, приуроченные к 250- летию со дня рождения этого деятеля литературы. Мы тоже внесём свой скромный вклад и попробуем сделать проект, посвящённый тем местам нашей Ульяновской земли, которые можно смело назвать карамзинскими. Об этом – выставка «И это всё о нём…» .
Кроме того, в конце января наша страна, да и весь литературный и театральный мир отмечают очередной день рождения другого нашего гениального соотечественника – Антона Павловича Чехова. Для всех, кто неравнодушен к творчеству Чехова, а также для тех, кто любит и ценит театр, открывает двери наш театральный вечер «К Чехову – с любовью».
Образец написания плана Недели словесности – 2016.
День недели | Мероприятие | Классы - участники | Время и место проведения Ответственные |
Понедельник (25.01) | Открытие Недели Словесности. Год Кино в России. Выставка «Кино или литература?» Конкурс детского рисунка «Мастера книжной иллюстрации» | ||
Вторник (26.01) | К 250 – летию со дня рождения Н.М. Карамзина: проект «И это всё о нём…» - Карамзин и русская словесность - Карамзин и русская история - Карамзинские места Симбирской земли - Викторина, посвящённая жизни и творчеству Карамзина | ||
Среда (27.01) | Олимпиада по русской словесности: - для учащихся младших классов; - для учащихся старших классов | ||
Четверг (28.01) | Ко дню рождения А.П. Чехова: театральный вечер «Прекрасный мир прекрасного человека» - Несколько штрихов к портрету мастера; - Инсценировка водевиля «Медведь» | ||
Пятница (29.01) | - Подведение итогов недели |
§2. Оформление Недели: новое и традиционное.
Не стоит умалять значение оформления предстоящей Недели: подчас оно играет решающую роль в создании определённой эмоциональной атмосферы в школе. Оформление Недели должно говорить о том, что школа живёт в этот период совершенно особой жизнью – жизнью заданного литературного вектора. Считаем, что правильно оформленная Неделя – уже половина успеха, так как оформление является не только «лицом» Недели, но и ключом к её замыслу.
Традиционным воплощением оформительского искусства предметных Недель являются, безусловно, стенгазеты. Сама по себе затея создания стенгазет неплоха, однако проблема в том, что читаются стенгазеты, в лучшем случае, только её авторами. Среди остальных ребят мысль познакомиться с информацией на стене, пусть даже и красиво оформленной, не представляется привлекательной. В нашей практике не спасали положение даже конкурсы, проводимые между авторами стенгазет. Приходилось искать выход в других способах оформления.
Во – первых, вернисажи. Они, безусловно, должны носить объединяющую идею либо быть авторскими. Так, в рамках Недели Пушкина, старшеклассники представили на суд зрителей вернисаж выполненных в технике «Рисование углём» иллюстраций «Любимые страницы «Евгения Онегина». Внимание к вернисажу было привлечено за несколько дней до его официального открытия: ребята представили свои работы под вальс Г. Свиридова, прокомментировав каждый рисунок цитатами из текста романа.
Во – вторых, выставки. Обобщая опыт проделанной внеклассной работы, можно с уверенностью сказать, что выставки, предлагаемые для ознакомления участникам Недели, должны быть, в первую очередь, тематическими, во вторую, интерактивными, наконец, иметь хотя бы один элемент неординарности.
Тематическая выставка, бесспорно, должна перекликаться с планом недели и заданным вектором её развития. Если выставка носит по преимуществу информативный характер, то здесь важно грамотно отобрать информацию: она должна быть занимательной, актуальной и не слишком перегруженной – нам важно привлечь ребят к литературной или языковой проблеме, а не накрывать ею с головой. Тематическая выставка должна иметь хотя бы один неординарный элемент в оформлении, скажем, какую – нибудь броскую деталь (атрибут), либо остроумное или замысловатое, вызывающее интерес название. Наконец, немаловажно и то обстоятельство, что выставки мы делаем для детей и ради детей, и здесь без интерактивности также не обойтись. Наши последние опыты оформления интерактивных стен привели к колоссальному всплеску интереса к литературе со стороны учащихся, а также обеспечили 100- процентный охват активных участников Недели. Что это значит? Это значит, что, помещая на стену какую – либо учебную информацию, не забудьте спросить мнение школьников об этой проблеме. Так, в рамках интегрированных Недель (история – литература) стены с полотнами живописи на исторические и литературные тему снабжались специальными приспособлениями для самоконтроля: «Знаешь ли ты, к какому произведению эта иллюстрация?» или «Какое историческое событие описано в этом произведении?». На Неделе литературного героя в течение нескольких дней функционировала интерактивная стена «Мой выбор», на которой, помимо краткого описания наиболее ярких персонажей отечественной литературы, был прикреплён ещё и ящик для голосования, собирающий голоса всех учащихся в пользу того или иного героя.
Этапы организации литературной выставки.
- Составление плана, определение ведущей темы.
- Организация экспозиции, отбор иллюстративного материала (портреты писателя, фотоматериалы, освещающие его жизненный и творческий путь, иллюстрации к его произведениям).
- Составление текстового сопровождения (хронологические справки, цитаты из произведений писателя, из критических статей о нем).
- Отбор творческих работ учащихся (сочинения о писателе, киносценарии по его произведениям, стихотворения, рассказы).
- Подготовка школьников – экскурсоводов.
- Систематизация материалов выставки с целью использования их в дальнейшей работе на уроке литературы.
Образец обращения к зрителям выставки «Кино или литература?» в рамках Недели Словесности – 2016
Кино или литература?
Человечество всегда тянулось к искусству, к тому, чтобы познать новое и поделиться своими знаниями. Сначала это были наскальные рисунки, затем, с появлением письма, люди начали писать книги. Но с изобретением кинематографа популярность и востребованность книг несколько упала, однако и по сей день чтение пользуется большим уважением не только у пожилых, но и у молодых людей.
Кинематограф изобрели в конце 19 века, и он стал безумно популярен. Кино прославило тысячи актеров и заставило восхищаться ими миллионы других людей. Именно кино заняло место романов и рассказов, и теперь встретить человека, который посмотрел в свой жизни в сотню раз больше фильмов, чем прочитал книг, намного легче. Однако кино и литература тесно связаны друг с другом, ведь по большому количеству литературных произведений были сняты фильмы. Сейчас, когда забыть о книгах совсем просто, вы должны знать, что хорошая книга никогда не утратит свою актуальность, и вы должны не лениться, не жалеть денег и времени на прочтение книги.
2016 год объявлен президентом России годом кино. В связи с этим событием мы предлагаем вам вспомнить лучшие фильмы – экранизации произведений наших величайших классиков.
§3. Как наладить обратную связь, или делаем Неделю интерактивной.
Не так давно нами был разработан и реализован инновационный интерактивный проект «Читающая школа». Суть его заключается в том, что коллективы всех классов получают каждый день задания по литературе – т.н. «Вопросы от мудрой совы». У каждого класса задания, разумеется, разные. В течение суток ребята ищут посредством разных источников информации ответы на вопросы и размещают их на стене. Организатор проекта оценивает результаты по каждому классу. Подобное испытание длится в течение трёх дней, и по результатам трёх дней каждый класс получает определённую сумму баллов. Это первый этап операции, и его цель – научить школьников искать информацию и работать с ней.
Далее начинается второй этап конкурса. Школьникам даётся время на то, чтобы внимательно ознакомиться с результатами первого этапа, изучить вопросы и ответы, которые давали другие класса, проанализировать выставки, оформленные организаторами Недели. На этом этапе важно накопить информацию, осмыслить её, привести в систему. Это важно, прежде всего, потому, что завершать второй этап конкурса будет олимпиада (в младшей школе - по детской литературе, в старшей школе – по русской классической литературе). Цель олимпиады – выявить уже на индивидуальном уровне степень осмысления участниками операции полученной в течение Недели информации. Индивидуальные результаты участников олимпиады от класса суммируются с коллективным результатом класса на первом этапе, и таким образом определяется победитель, обладатель звания «Самый читающий класс школы».
Нужно отметить, что операция «Читающая школа», как правило, вызывает огромный отклик как среди учеников, так и среди педагогов. Это связано прежде всего с новизной и оригинальностью идеи, а также с необходимостью для всех участников активно включаться в процесс, повышением духа соревновательности и – как следствие – высоким уровнем учебной мотивации.
Образец обращения к участникам операции «Читающая школа» в рамках Недели Словесности – 2015.
Дорогие друзья!
Почувствуйте себя на какое – то время открывателями!
Мудрая сова – хранительница книг – в течение трёх дней будет задавать вам вопросы, а вы – юные книголюбы – должны найти на них ответы. Вопросы от мудрой совы каждый класс будет получать ежедневно, на большой перемене. Их вы найдёте на листе с указателем своего класса. В течение суток вам необходимо выполнить эти задания и до большой перемены следующего дня прикрепить ответы к своему листу. За каждое выполненное задание вы получите оценку. По итогам трёх дней – с понедельника до среды – мы подведём итоги и определим победителя первого этапа операции.
А в четверг перечитайте не торопясь все вопросы и ответы, которые написали ребята из других классов. Это поможет вам легко справиться с предстоящей олимпиадой!
Старайтесь быть активными, любознательными! Ваша старательная работа в ходе первых трёх испытательных дней позволит вам стать успешными в олимпиаде по русской словесности, которая пройдёт в нашей школе в пятницу!
Успехов вам! В добрый путь!
§4. Как сделать анализ проведённой Недели.
Проведя предметную Неделю, необходимо её проанализировать. Это делается для того, что определить достоинства и недостатки прошедшей Недели, внести в последующие мероприятия соответствующие коррективы. Конечно, здесь недостаточно ограничиться перечислением проведённых мероприятий, важно осознать, какие цели были достигнуты по окончании Недели, что нового Неделя привнесла в методическую копилку коллег и удалось ли Неделе словесности достичь главного – повысить уровень познавательной активности ребят и развить в них коммуникативные навыки?
Наиболее простой и удобной формой анализа является, на наш взгляд, аналитическая справка, в которой в предельно сжатом виде комментируются достижения и недостатки Недели. Кроме того, в качестве завершающего этапа работы обычно оформляется отчётный стенд (он может вестись каждый день Недели, а может оформиться в конце Недели как обобщающий) и отчётный альбом, в который помещаются разработки мероприятий, фотоальбом, отзывы ребят, комментарии педагогов.
Образец составления справки по итогам проведения предметной недели словесности
Цели: повышение познавательной активности и интереса к гуманитарным дисциплинам; развитие исследовательских и творческих способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по русскому языку, литературе, развитию речи; приобщение учащихся к русской культуре, классической литературе, родному языку.
Срок проведения: с 30.01.16 – 03.02.16
Организатор: Пусикова Н.А.
Участники: 3 - 10 классы
Результаты:
В течение предметной недели были проведены следующие мероприятия:
По русской литературе:
- Музыкально – литературный вечер «Любовь и дружба в жизни А.С. Пушкина» (10А и 10Б классы; Отв. Пусикова Н.А.)
- Библиотечный час «По страницам сказок Пушкина» (4 и 5(1) классы; Отв. Гусева С.В.)
- Экскурсия «Литературные места г. Ульяновска» (5(2) , 6, 7 классы; Отв. Пусикова Н.А.)
По русскому языку:
- «Занимательная грамматика»: лингвистическая игра для юных языковедов (8 класс; Отв. Колесникова В.Д.)
В течение Недели были открыты тематические выставки:
- «Любовь и дружба в жизни Пушкина»
- «Пушкин и его семья»
- «Пушкин и Симбирск»
- «Онегинский вернисаж»
- «Литературная карта Земли Симбирской»
- «Литературные таланты Земли Симбирской»
Предметная Неделя словесности – 2016 имела два основных вектора развития: пушкинская тема (биографический аспект) и литературно – краеведческое направление. Большинство мероприятий, а также ориентация выставок недели была направлена на раскрытие указанных аспектов изучения литературы в школе. Помимо традиционных для предметной Недели мероприятий (игра, викторина) учащимся были предложены новые в нашей практике формы проведения внеклассных мероприятий, такие как: музыкально – литературный вечер, экскурсии (по литературному маршруту, в библиотеку). Примечательно, что в ходе проведения Недели участники осваивали такой жанр письменной речи, как отзыв о самых ярких страницах Недели. Каждый шаг нашей Недели освещался в новостном отделе школьного сайта, причём материал для размещения ребята подбирали сами. Наиболее сильное впечатление на учащихся всей школы произвёл пушкинский вечер, подготовленный 10 – классниками. Здесь были представлены вниманию зрителей и музыкально – лирические зарисовки, и драматизация повести «Барышня – крестьянка», и вернисаж, выполненный самими участниками по любимым страницам романа «Евгений Онегин». Считаем, что опыт проведения подобного мероприятия необходимо обогащать и внедрять в последующую практику ведения внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла.
В качестве рекомендаций для совершенствования работы по проведению последующих предметных недель следует принять следующие:
- совершенствовать контроль за подготовкой мероприятий в среднем и младшем звеньях;
- разнообразить формы проведения мероприятий, прежде всего за счёт внедрения в практику преподавания групповых и парных форм работы;
- обогащать приёмы, используемые при проведении мероприятий, прежде всего за счёт межпредметных связей (интеграция словесности с музыкой, театром, живописью, историей, краеведением, географией, кино и т.д.)
- усиливать интерактивную сторону подготовки и резюмирования Недели (привлекать учащихся к планированию мероприятий и их активному оцениванию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько разработок, которые помогут интересно провести Неделю русского языка.
Все разработки построены по примеру телевизионных передач, что способствует привлечению интереса к мероприятию, а также воспитанию интереса к родному языку. Спортивный соревновательный дух не дает воз...
Отчёт о проведении Недели словесности ( 2012 - 2013 учебный год)
Документ содержит обзор открытых занятий, проведённых в форме нетрадиционных уроков с ипользованием ИКТ. Такие уроки развивают творческое воображение детей, умение работать в команде, развивают р...
линейка, посвященная открытию недели словесности
Линейка с элементами театрализации для учащихся основной школы...
Методические разработки предметных недель логопедии в школе
Основными задачами недели являлись: 1. Закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях. 2. Развитие познавательных и пси...
Разработка заданий к недели Словесности
Разработка заданий по руссому языку для 5-9 классов к недели Словесности....
Литературная игра в рамках недели словесности "Путешествие по стране словесности (в помощь учителю литературы).
конкурсы и задания, посвященные русскому языку и литературевыявление истинных знатоков русской словесности....
Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...