Разработка заданий к недели Словесности
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Разработка заданий по руссому языку для 5-9 классов к недели Словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_nedeli_slovesnosti.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа
Игра «Грамматический бой»
Задание для разминки: Найдите в тексте ошибки, исправьте их.
На доске: Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
1. Конкурс “Словообразование”. Задание. Найдите слова, которые перемешались.
- Ё сто _а за да бе
- л ро ас ро _а
- жи т го ко по
- _а д бо та манн да
2. Конкурс “Превращение слов”.
Задание. Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
- Пара-
- Роща –
- Свет-
- Река –
- Игла –
- Уха –
- Белка –
- Бинт -
Задание выполняется за одну минуту.
Давайте проверим
- Пара - (фара)
- Роща – (роза)
- Свет - (цвет)
- Река – (рука)
- Игла – (игра)
- Уха – (ухо)
- Белка – (булка)
- Бинт - (бант)
3. Конкурс “Зоопарк”.
Задание. Заполните кроссворд, состоящий из животных 1, 2, 3 склонений.
По горизонтали: 1. слон 3. сова 4. олень 5. обезьяна 7. страус
По вертикали: 2. носорог 6. Зебра
4. Конкурс “Найди ошибки, исправь их”.
Фамолёт, Маразин, Стакач, Варильки, Мозлята, Пеливан, Олотник, Ромната, Апфека, Шулавка,
Пуловица, Лумка, Ченточка, Капусла.
5. Конкурс “Ребусы”.
Задание. Отгадать ребусы, указать род.
ВАКРОО | ЕБРЯАТ | ОРОВЕЙБ |
561324 | 231465 | 2341675 |
6. Конкурс на самый быстрый ответ.
- Как обозначаются звуки на письме? (буквами)
- Какие буквы могут обозначать 2 звука? (е,ё, ю,я)
- Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (по слогам)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
- Сколько слогов в слове машина? (3)
- Какое правило применяется при написании слова “шишка”? (ши пиши с и)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- В Москве живет москвич, а в Киеве? (киевлянин)
- Поставь существительное “носки” в родительный падеж мн.числа. (носков)
- Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы)
7. Конкурс “Найди “лишнее слово”.
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых согласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЁЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
8. Конкурс “Школьные шарады”.
Корень извлечь из “начинки” не сложно,
Приставка в “сосуде” хранится надёжно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
Ответ: сочинение.
Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
Ответ: задача.
Подведение итогов. Выявление победителя.
Учитель. Я думаю, что сегодня каждый из вас решал грамматические задачи и объявлял бой безграмотному письму. Кому – то это было легко, а кому то сложно.
Подведём итоги. Кто же сегодня из вас лучше знает грамматику? Подсчитайте жетоны. (Награждение победителя дипломом “Лучший знаток русского языка”).
Конкурс «Грамотей – 2016»
Предлагаем первый конкурс “Конкурс капитанов”: Вам нужно за 1 минуту ответить на вопросы. Если ответа нет, то Вам следует выбрать следующий вопрос, чтобы не терять времени. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
1 команда
- Грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль. (Предложение).
- Неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения. (Предлог).
- Сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. (Словарь).
- Часть слова, морфема, стоящая перед корнем. (Приставка).
- Создатель какого - нибудь произведения. (Автор).
- Знак препинания, отделяющий законченное предложение, а также употребляющийся при сокращенном написании слов. (Точка).
- Часть речи, обозначающая предмет, имеющая категорию рода и изменяющаяся по падежам и числам. (Существительное).
- Раздел языкознания – наука об устойчивых выражениях и конструкциях. (Фразеология).
- Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. (Книга).
- Государственный язык Российской Федерации. (Русский).
- Любитель книг. (Книголюб)
- Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете. (Числительное).
- Главный член предложения, обозначающий предмет, отвечающий на вопросы кто? или что? (Подлежащее).
2 команда
- Знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. (Двоеточие).
- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой, какая, чей? (Прилагательное)
- Правила образцового литературного произношения. (Орфоэпия).
- Краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм. (Пословица).
- Новое слово или выражение, а также новое значение старого слова. (Неологизм).
- Учащийся высшего или среднего учебного заведения. (Студент).
- Учебный час, посвященный отдельному предмету. (Урок)
- Книга для обучения чему-нибудь. (Учебник)
- Словообразовательная морфема, часть слова между корнем и окончанием. (Суффикс).
- Лицо, которое обучает чему-нибудь. (Учитель, преподаватель).
- Красная строка, отступ в начале в начале строки. (Абзац).
- Порядок букв, принятый в азбуке, то же, что и азбука. (Алфавит).
- Раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложения. (Синтаксис).
Второй конкурс “Кто последний”: (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
Каждая команда получает листочки со словом "Грамота ". За 1 минуту нужно составить из его букв как можно больше слов. Это должны быть имена существительные нарицательные, в единственном числе, именительном падеже.
Третий конкурс “Самый грамотный” (за правильный ответ команда получает 1 балл).
Каждая команда получает листочки со словами ИНТЕ…ИГЕНЦИЯ и РОВЕ…НИК .
Нужно за 1 минуту написать правильно предложенные слова.
(Команды выполняют задание).
Четвертый конкурс “Головоломка”:
Задание. Отрывок стихотворения из 4-12 слов разрезается на отдельные слова. Необходимо, опираясь на смысл, стихотворный размер и рифму, восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстрее всех. Примечание для жюри.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Мороз и солнце – день чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись.
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроре
Звездою Севера явись.
Пятый конкурс “Кто правильно?” (за правильный ответ команды получает 1 балл)
Участников олимпиады по русскому языку спросили, с какого года они начали готовиться к олимпиаде. Все ребята дали разные ответы. Кто же ответил верно? Дайте правильный ответ через минуту.
Коля: С двух тысяч пятого года.
Боря: С две тысячи пятого года.
Надя: С двух тысячи пятого года.
Ксюша: С двух тысяче пятого года.
(Прав Боря, так как у составных порядковых числительных склоняется только последнее слово).
Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет шестой конкурс “Собери фразеологизмы” (за каждый правильный ответ команды получает 1 балл).
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. “Соберите” их (всего 5) за 2 минуты.
(Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых)
(Ответы: куда Макар телят не гонял, на языке вертится, ветер в карманах свистит, как в воду канул, в ежовых рукавицах).
Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет седьмой конкурс "Соколиный глаз".
Определите и через 1 минуту скажите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.
(6 раз, в словах [жыл], [крышы], [жыл'и], [мышы]).
Восьмой конкурс “Занимательные падежи” (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант.
- Пачка (макароны) – макарон.
- Группа (грузины) – грузин.
- Пять (кочерга) – кочерег.
- Килограмм (мандарины) – мандаринов.
- Порция (оладья) – оладий.
Девятый конкурс "Переводчик". Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами за 1 минуту? (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Врач выписал больному уколы.
2) Свирепая метель накрыла дороги.
3) Водитель опять начал осторожно смотреть во тьму.
4) Охранник укрылся от дождя под крышей дома).
Десятый конкурс “От имен собственных”. Образуйте прилагательные от имен собственных за 1 минуту. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
Кривой Рог, Белая Церковь, Париж, Воронеж, Чернигов, Винница, Западная Европа.
(Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский),Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), Западная Европа (западноевропейский).
Одиннадцатый конкурс "Корректор". Вам необходимо за 1 минуту найти ошибку в выборе слова. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
- В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
- Из передовой бригады он перешел в отсталую.
- Благодаря пожару, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.
(1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали капли.
2) В конструкции есть дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отставшую.
4) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса).
Двенадцатый конкурс “Найди лишнее слово”. Вам необходимо за 1 минуту найти лишнее слово в предложении и указать правильный вариант.
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Собрание будет в декабре месяце.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
- Петя ушиб колено. 2) Робинзоны ослабли от недоедания. 3) Собрание будет в декабре. 4) Многие города были превращены в руины. 5) Путь кораблю преградил айсберг. 6) Он написал автобиографию).
Внеклассное мероприятие «Занимательное ассорти»
1. Организационный момент
Каждый класс одна команда. Каждая команда выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.
2. Вводная часть
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
(смотри слайд №3)
Ответ:
Л | И | Н | Г | В | И | С | Т | И | К | А |
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
3. Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
- Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
- Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)
Учитель читает шарады:
1 команда
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)
1 команда 1.Пр…бежать домой 2.Пр…жадный мальчик 3.Пр…крутил шуруп | 3 команда 1.Пр…шел в школу 2.Пр…длинная веревка 3.Пр…клеил марку |
2 команда 1.Пр…летел в гнездо 2.Пр…добрая девочка 3.Пр…вязал бант | 4 команда 1.Пр…плыл к берегу 2.Пр…мудрый пескарь 3.Пр…шил пуговицу |
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)
Кроссворд.
- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
- Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
- Как называется изменение имен существительных?
- Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
- Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)
- Расставьте знаки препинания в схемах.
- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.
4. Заключительная часть
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.
Урок – презентация «Происхождение письменности» был проведен с использованием материалов Бекасовой Е.Н. Проф. П.н.
«Секреты русского языка»
Задание 1.
Первая команда.
Заменить в слове сом первый звук.
Сколько вы можете придумать слов?
Вторая команда.
Заменить в слове сом последний звук.
Задание 2. Из каждого слова выпишите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось новое слово: горсть-гость.
1 команда: власть, краска, склон.
2 команда: текло, полк, экран.
Задание 3. В словах замените одну согласную фонему, чтобы получить новое слово.
1 команда: ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка.
2 команда: орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
Первый тур окончен. Проси жюри подвести итоги.
Ведущий 1: Пока жюри подводят итоги, мы начнем второй тур нашей игры «Из чего строятся слова?». Все на свете состоит из чего-то: Лес-из деревьев, облака-из водяных капелек, а вот слова состоят из корней, суффиксов, приставок и окончаний. Эти части слов называются морфемами. Из них строятся новые слова. Задания этого тура и будут с этим связаны.
Задание 1: Давайте сыграем в игру, в ней будут так же участники: вы, два человечка, дорога, два домика-один в начале дороги, другой-в конце, а на дороге-мостик через речку и большая лужа. А еще в игре будут участвовать морфемы: -ш- , -л- , -и. Соединив морфемы вы получите слово шли. А в –четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача в игре-определить действие веселых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками. Кто быстрее и правильнее?
Задание 2: Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущегося возка.
Возок несется через ухабы, мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, …, сани, огороды, купцы, …, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах.
Ведущий 2: Третий секрет нашей викторины называется «Смотри в корень». Речь в этом туре пойдет о самом важном и главном. Когда об этом говорят, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках- это в корне неправильно. Смотри в корень! -значит: выдели самое главное. У слов тоже есть самые важные, самые главные-корень. Как вы знаете корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Слова с одним и тем же корнем называются родственными. Секреты родственных слов мы и будем разбирать.
Задание 1.
Из каждой тройки исключите не родственное слово.
1 команда:
А) жаркое, жаровня, раскаленный
Б) мчаться, бегущий, …. .
В) сожаление, сочувствие, жалость.
2 команда:
А) ветер, вихрь, ….
Б) учить, изучать, зубрить.
В) дерево, сосна, деревянный.
Подберите «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам
1 команда:
пух, пекарь, лекарь, бег, творог.
2команда:
замок, ноги, дороги, снег, пирог.
Задание 3.
Каждое словосочетание запишите одним словом с корнем –равы-.
1команда
а) безразличный ко всему;
б) действующий все время, с одинаковой силой
2 команда
а) имеющий одинаковые права;
б) сутки, в которых день и ночь одинаковы
Ведущий 1: Наша увлекательная игра приближается к финишу, и мы выходим в заключительный, четвертый тур, который называется «Маленький «загадочный» театр».
Каждая команда сейчас получит небольшой сценарий. Из его действий команда должна найти его название.
Итак, задание 1 команде:
Действие 1. На сцене стоят люди и поют.
Действие 2. На сцене бегает мальчик, размахивая руками-крыльями, и жужжит: «Ж-Ж-Ж-Ж». Он может далее даже какого-нибудь ужалить. Кого изображает мальчик?
Действие 3. В нем показалось название нашей сценки. Взявшись за руки, артисты ходят кругами по сцене. (Хоровод)
Задание 2 команде:
Действие 1.На сцену выходит мальчик и, обращаясь к кому -то невидимому, говорит: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет?» В ответ слышится много раз: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку…»
Действие 2. Встречаются двое. Один другого спрашивает, показывая рукой вдаль: «Это что?»
Другой отвечает: «Город Руза».
Действие 3. Оно показывает все слово. На сцене сидит человек и ест что –то очень вкусное, посыпал это «что-то» солью. Ну как? Отгадали, что он ест? Конечно это кукуруза!
(кукуруза)
Викторина «Язык мой- друг мой»
Вопросы
Зелёная дорожка.
Вопрос 1.
Определите, в каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С.Пушкин) (Слайд 5).
Вопрос 2.
Объясните смысл пословицы.
Яблоко от яблони недалеко падает (Слайд 6).
Вопрос 3.
Посмотрите сценку из комедии Фонвизина. В чём ошибся Митрофанушка? (Слайд 7).
«В грамматике он силён»
Правдин (взяв книгу). …Это грамматика. Что вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка? ...
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.
Милон. Я думаю не меньше и в истории.
Госпожа Простакова. То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.
Вопрос 4.
Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 8).
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
(Е. Мельникова-Кравченко)
Жёлтая дорожка.
Вопрос 1.
Определите, в каком значении употреблено слово грамота? (Слайд 9).
Эту грамоту из далёкого прошлого изучали многие учёные.
Вопрос 2.
Объясните смысл пословицы.
Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Вопрос 3.
Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 10).
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы КТО? И ЧТО?
Отвечать оно должно. (Н. Анишина).
Красная дорожка.
Вопрос 1.
Определите, в каком значении употреблено слово грамота? (Слайд 11).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
Вопрос 2.
Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 12).
Ну а он всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос назвать. (Н. Анишина)
Этап 2..
Вопрос 1.
Подберите по два слова так, чтобы при их соединении получилось третье (Слайд 14).
Верх, вол, вино, окно, ушки, град.
Вопрос 2.
Определите, в чём ошибка и исправьте её (Слайд 15).
Особенно понравился ребятам в метро экскаватор.
Вопрос 3.
Вставьте в предложения слова, близкие по смыслу (Слайд 16).
Беречь, сторожить, охранять.
- Надо _______________ школьное имущество.
- Часовые ___________________ вход в штаб.
- Старик ____________________ колхозный сад.
Вопрос 4.
Определите, в каком случае прилагательные употребляются в прямом значении, а в каком – в переносном.
Железная воля – железная дорога; медвежья берлога – медвежья услуга, тесная дружба – тесная обувь.
Жёлтая дорожка.
Вопрос 1.
Определите, какое слово лишнее в предложении (Слайд 17).
У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
Вопрос 2.
Подберите наиболее точное слово для каждого предложения (Слайд 18).
Верхушки, вершины
- Падая, самолёт задел ______________________сосен.
- Альпинисты достигли __________________ горы.
Вопрос 3.
Прочитайте стихотворение. Найдите в нём слова, противоположные по смыслу (Слайд 19).
Яблоко.
У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко Мало.
(Г. Сапгир.)
Красная дорожка.
Вопрос 1.
Подберите наиболее точное слово для каждого предложения (Слайд 20).
Тучи, облака
1.Лёгкие, белоснежные ______________ напоминали стаю лебедей.
2. С севера надвигались чёрные _________.
Вопрос 2.
В каждой строчке найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее (Слайд 21).
Мальчик, игра, бегать, карандаш.
Весёлый, интересный, красивый, краснота.
Учиться, учебный, читать, говорить.
Подведение итогов. Выбор победителя.
Физминутка.
Этап 3
Вопрос 1.
Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 23).
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой_____________.
Вопрос 2.
Угадайте, что это? Назовите сочетания с этим словом (Слайд 24).
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Вопрос 3.
Догадайтесь, какая пословица будет уместна в данном случае (Слайд 25).
Долго не заходили в больницу к Алёше его новые приятели. Зато друг, с которым Алёша был знаком с раннего детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алёша?
Вопрос 4.
Отгадайте слово и назовите устойчивые сочетания с данным словом (Слайд 26).
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
Жёлтая дорожка.
Вопрос 1.
Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 27).
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни____________.
Вопрос 2.
Назовите все устойчивые сочетания в стихотворении. Объясните одно из них (Слайд 28).
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
Вопрос 3.
Догадайтесь, какая пословица будет уместна в данном случае (Слайд 29).
Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик?
Красная дорожка.
Вопрос 1.
Дополните стихотворение устойчивым сочетанием слов. Объясните его смысл (Слайд 30).
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь________________.
Вопрос 2.
Дополните пословицы. Объясните их смысл.
Волков бояться - ……
Под лежачий камень ….
Шила в мешке …..
Подведение итогов. Выбор победителя.
Финал
Блицтурнир для победителей.
Вопрос 1.
Расшифруйте слова
Р 1 А, ПО 2 Л, АК 3 СА, ТЕ 100.
Вопрос 2.
Исправьте ошибку. Ус хорошо, а два – лучше.
Вопрос 3.
Чем кончается лето и начинается осень?
Вопрос 4.
Откуда пошло название «перочинный ножик»
Вопрос 5.
Чем кончается день и ночь
Подведение итогов игры.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проведении Недели словесности ( 2012 - 2013 учебный год)
Документ содержит обзор открытых занятий, проведённых в форме нетрадиционных уроков с ипользованием ИКТ. Такие уроки развивают творческое воображение детей, умение работать в команде, развивают р...
линейка, посвященная открытию недели словесности
Линейка с элементами театрализации для учащихся основной школы...
Методические рекомендации "Как провести Неделю Словесности в школе"
С таким масштабным и крайне ответственным мероприятием, как Неделя Словесности (Неделя русского языка, Неделя литературы), сталкивается практически каждый учитель. Организовать предметную неделю не "д...
Литературная игра в рамках недели словесности "Путешествие по стране словесности (в помощь учителю литературы).
конкурсы и задания, посвященные русскому языку и литературевыявление истинных знатоков русской словесности....
План Недели словесности
Названия мероприятий, которые можно проводить с детьми во внеклассной работе...
Игра к Неделе словесности для 9 - 11 классов
Командная игра для слабых классов...
Классики о коррупции. Игра в рамках Недели словесности
Материалы для классного часа...