Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
методическая разработка
Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_ekologii_v_shkole_dlyas.n.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
Неделя экологии в школе.
Разработана: руководителем ШМО учителей естественно-географического учителем географии Дроздова З.В. МБОУ СШ№2 г. Демидова Смоленской области
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, с ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом, экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности обучающихся.
Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.
Комплекс мероприятий, организованный учителями географии, химии, биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно- познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.
Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.
Предложенные различные формы работы: беседы, ролевые игры, уроки - будут полезны при организации внеклассной работы по экологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность. Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.
Выставки рисунков, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.
Проведение таких мероприятий поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию. Для этого и проводятся в школе предметные недели, в том числе по экологии.
Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) расширение экологических представлений обучающихся, формируемых на уроках географии, биологии, химии.
2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;
3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
Содержание:
Цели и задачи проведения недели экологии:
Цель: привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам Демидовского района и всей планеты.
Задачи:
1. Активизировать познавательный интерес учащихся к экологии через проведение тематической недели.
2. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания обучающихся..
3. Формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.
4. Развитие организаторских способностей учащихся.
5. Благоустройство, озеленение школьной территории.
6. Воспитывать бережное отношение к родному краю.
План мероприятий на экологическую неделю
Экологическая неделя проводится в соответствии с планом, который разрабатывается заранее.
День недели | Мероприятия | Участники. Ответственные. |
Первый день | Открытие недели Торжественная линейка, посвященная вступлению новых обучающихся в клуб «Экос». Выставка поделок из природного материала. | 5-11 классы. Дроздова З.В. Корнеева В.Н. Голубева Н.Д. |
Второй день | Экологическая игра «Остров сокровищ - на экологической тропе». | 6,10классы Дроздова З.В. Голубева Н.Д. |
Третий день | Конференция « День Земли» КВН «По стране «Агрос» | 9-11 классы Корнеева В.Н. Дроздова З.В. Голубева Н.Д. 6а,6б Исакова Н.А. |
Четвертый день | Фестиваль плакатов. Экологический десант (план для каждого класса). Общероссийский интернет урок «Сохраним живую природу России» | 5-11 классы. классные руководители. 9 класс Дроздова З.В. |
Пятый день | Внеклассное занятие: «Комнатные растения и экология жилища». Викторина «Тревоги экологической демографии» Практическая конференция «Красота и здоровье» Урок – игра «Здоровье-богатство на все времена». | 8-9 классы Голубева Н.Д. 10 класс Данилов Ю.В. 11 классы Корнеева В.Н. |
Шестой день | Экологическая викторина Внеклассное мероприятие «Экологический поезд». | 7-11 классы Дроздова З.В. 5а,5б Исакова Н.А. |
Седьмой день | Интеллектуальная игра «Только умным, смелым и красивым покоряются вершины». | 7-10 классы Дроздова З.В. , Корнеева В.Н., Голубева Н.Д. ,Исакова Н.А. |
При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:
1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.
2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.
4. В связи с тем, что неделя экологии нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Успех проведения недели экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа.
Чтобы повысить интерес школьников к проведению недели, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.
Одним из условий педагогической эффективности предметной недели по экологии является включение учащихся по планированию предстоящей деятельности. Вместе с учащимися так же разработать сами мероприятия.
Кроме этого условием плодотворной работы предметной недели является подведение итогов, которое должно состояться открыто.
Учителя – предметники осуществляют:
- руководство по организации и проведению недели;
- подготовку необходимой материальной базы;
- подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д;
- проведение торжественной линейки в начале и конце недели;
- разработку критериев оценок;
- проверку и оценку выполненных заданий;
- определяют победителей;
- подготавливают отчёт о результатах недели.
Прогнозируемый результат.
Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе"
В данной методической разработке представлен опыт работы по проблемам экологического воспитания. Ценность материалов состоит в том, что приложения имеют практико-ориентированную направленность, ...
Методическая разработка "Организация недели иностранного языка в школе"
Для активизации творческих способностей учащихся необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности и внеклассной работы ( предметные недели, конкурсы, викторины, игры, КВН, праздники, часы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...
Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"
Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....
Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»
Лаптева Анна Михайловна–учитель географи, химииГБОУ школа № 398г. Санкт-Петербург Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...