Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
методическая разработка

Дроздова Зинаида Владимировна

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_ekologii_v_shkole_dlyas.n.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

Неделя экологии в школе.

Разработана: руководителем ШМО учителей естественно-географического учителем географии Дроздова З.В. МБОУ СШ№2 г. Демидова  Смоленской области

 

Пояснительная записка.


Актуальность проблемы.

Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, с ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом, экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности обучающихся.

Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

Комплекс мероприятий, организованный учителями географии, химии, биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно- познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

Предложенные различные формы работы: беседы, ролевые игры, уроки - будут полезны при организации внеклассной работы по экологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность. Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.

Выставки рисунков, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.

Проведение таких мероприятий поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию. Для этого и проводятся в школе предметные недели, в том числе по экологии.

    Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

 

   В данной работе решаются следующие задачи:

1) расширение экологических представлений обучающихся, формируемых на уроках географии, биологии, химии.

2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

 

Содержание:

Цели и задачи проведения недели экологии:

Цель:   привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам   Демидовского района и всей планеты.

 

Задачи:

1. Активизировать познавательный интерес учащихся к экологии через проведение тематической недели.

2. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания обучающихся..

3. Формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.

4. Развитие организаторских способностей учащихся.

5. Благоустройство, озеленение школьной территории.

6. Воспитывать бережное отношение к родному краю.

План мероприятий на экологическую неделю

     Экологическая неделя проводится  в соответствии с планом, который разрабатывается заранее.

День недели

Мероприятия

Участники. Ответственные.

Первый день

Открытие недели Торжественная линейка, посвященная вступлению новых обучающихся  в клуб «Экос». Выставка поделок из природного материала.

5-11 классы.

 Дроздова З.В.

 Корнеева В.Н.

 Голубева Н.Д.

Второй день

Экологическая игра «Остров сокровищ - на экологической тропе».

6,10классы

Дроздова З.В.

Голубева Н.Д.

Третий день

Конференция « День Земли»

КВН «По стране «Агрос»

9-11 классы

Корнеева В.Н.

Дроздова З.В.

Голубева Н.Д.

6а,6б Исакова Н.А.

Четвертый день

Фестиваль плакатов. Экологический десант (план для каждого класса).

Общероссийский интернет урок «Сохраним живую природу России»

5-11 классы. классные руководители.

9 класс Дроздова З.В.

Пятый день

Внеклассное занятие: «Комнатные растения и экология жилища».

Викторина «Тревоги экологической демографии»

Практическая конференция «Красота и здоровье»

Урок – игра «Здоровье-богатство на все времена».

8-9 классы Голубева Н.Д.

10 класс Данилов Ю.В.

11 классы Корнеева В.Н.

Шестой день

Экологическая викторина

Внеклассное мероприятие «Экологический поезд».

7-11 классы Дроздова З.В.

5а,5б Исакова Н.А.

Седьмой день

Интеллектуальная игра «Только умным, смелым и красивым покоряются вершины».

7-10 классы Дроздова З.В. , Корнеева В.Н., Голубева Н.Д. ,Исакова Н.А.

При разработке мероприятий можно использовать следующие   рекомендации:

 1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.

 2. Количество  заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их  творческого применения.

 4. В связи с тем, что неделя экологии  нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

 5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.

     Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

     Успех проведения недели экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа.

     Чтобы повысить интерес школьников к проведению недели, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.

       Одним из условий педагогической эффективности предметной недели по экологии является включение учащихся по планированию предстоящей деятельности.  Вместе с учащимися так же разработать сами мероприятия.

       Кроме этого условием плодотворной работы предметной недели является подведение итогов, которое должно состояться открыто.

Учителя – предметники осуществляют:

  • руководство по организации и проведению недели;
  • подготовку необходимой материальной базы;
  • подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д;
  • проведение торжественной линейки в начале и конце недели;
  • разработку критериев оценок;
  • проверку и оценку выполненных заданий;
  • определяют победителей;
  • подготавливают отчёт о результатах недели.

                                                                                                                                                                                     

Прогнозируемый результат.

    Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды;  приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих  способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе"

В данной методической разработке представлен опыт работы по проблемам экологического воспитания. Ценность материалов состоит в том, что приложения имеют практико-ориентированную направленность, ...

Методическая разработка "Организация недели иностранного языка в школе"

Для активизации творческих способностей учащихся необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности и внеклассной работы ( предметные недели, конкурсы, викторины, игры, КВН, праздники, часы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...

Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"

Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....

Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»

Лаптева Анна Михайловна–учитель географи, химииГБОУ школа  № 398г. Санкт-Петербург Методическая разработка «Проведение декады экологии в общеобразовательной школе»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...