Хлеб мира. Хлеб войны.
план-конспект на тему
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения хлеба
показать необходимость бережного отношения к хлебу
Воспитывать бережное отношение к главному достоянию человечества –хлебу.
- Заставить задуматься об огромной ценности хлеба.
- Формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_mira._hleb_voyny.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения хлеба
показать необходимость бережного отношения к хлебу
Воспитывать бережное отношение к главному достоянию человечества –хлебу.
- Заставить задуматься об огромной ценности хлеба.
- Формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и нравственных качеств.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
.Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Милости просим на праздник наш, гости! (слайд)
Вед.
Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наше время, в век великих достижений, хлеб составляет первооснову жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб
по-прежнему считается не только богатством, но и силой страны. По давнему обычаю многих народов дорогих гостей встречают хлебом-солью.
Cегодня мы поговорим о самом ценном и дорогом для человека- о хлебе.
А какой он бывает хлеб? (ответы детей)
Да, он бывает вкусным и горьким, жарким и честным, холодным и горячим, очень разным…
Но мы должны помнить о том, что в истории страны были трудные, страшные времена, когда без хлеба люди умирали от голода, а маленький кусочек хлеба или сухарик спасали человеческие жизни. Хлеб исторически стал для людей символом сострадания, потому что он спасал в годину бедствий. Вкус военного хлеба не сравнить ни с чем...
Каков он, хлеб мира и хлеб войны? (слайд)
Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля - матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». (слайд)
Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба.
Ладыкин Л.
Прожить нетрудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
На завтрак, и в обед, и в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд обычных хлеб стоит
В почёте посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдёшь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей –
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Шарай Д. Так повелось на моей Земле:
Из года в год, из рода в род—веками!
Тот хлеб,что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Да, ребята, нет ни дня, чтобы мы в руках не держали ароматный, мягкий, с хрустящей корочкой ломоть хлеба. Такой привычный, обыденный и такой незаменимый, необходимый, хлеб никогда не надоедает. С ним вкуснее остальная пища. И обед не в обед, коли хлеба нет. Откуда же он пришел к нам? (слайд)
Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения. (слайд)
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна.
Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. (слайд). Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. (слайд). Хлеб по вкусу был совсем не похож на наш. Он был грубоватым. В 11 веке на Руси стали выпекать хлеб из кислого теста. И получался он более мягким и вкусным. Кроме ржаного хлеба пекли и пшеничный хлеб, а так же сайки, куличи и пироги с разной начинкой.
Постепенно людям на помощь пришли зерноуборочные машины, комбайны. (слайд)
Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?
(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной). (слайд)
- Какие предприятия в нашем городе участвуют в производстве хлеба? ( хлебозавод).
- Что производит хлебозавод?, кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции). (слайды)
– Мы привыкли к тому, что хлеб всегда есть на нашем столе, и не задумываемся, а как он туда попал. Однажды, рассказывает древняя легенда, заспорили пахарь, сеятель и пекарь о том, кто создает хлеб. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил, что хлеб творит солнце, а пекарь – огонь. Они никак не могли прийти к согласию и обратились к мудрецу за помощью. Мудрец выслушал их и сказал: «Вы забыли о человеке. Хлеб – дитя рук человеческих». Вот как об этом говорится в стихотворении «Руки человека»:
Зорин Л.
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь.
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню,
Как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
А нынче они урожай соберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!
А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.
(артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, механизатор, мельник, кондитер, портной) (слайды).
Производство хлеба. (слайды).
-А Хлеб никогда не приедается и не надоедает – таково его удивительное свойство. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. Сколько зерен нужно для выпечки одного батона? (Из одного зернышка получается около 20мг муки, для выпечки одного батона надо выбрать 10000 зерен.)
Люди всегда с почтением относились к хлебу. Слагали о нем песни, стихи, пословицы. (слайд).
Многие русские художники отразили в своих картинах хлебные поля, уборку хлеба. (слайд).
Шарай Д. Богата нивами Россия
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила,
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он пахнет солнцем и цветами.
Он пахнет утренней росой.
Какими добрыми руками
Добыт он, друг, для нас с тобой.
И как он вкусен,
Как он сладок,
Извечный дар родных полей,
Когда его в семье достаток,
Тогда и радость у людей.
Богата нивами России.
Нам хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила,
Всему он в жизни голова,
Наш хлеб,
О нем мои слова.
Над нашей страной сейчас мирное небо, осенью на полях стеной стоят хлеба, в магазинах прилавки ломятся от обилия хлеба разных сортов.
Выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры деревьев, желудей, семян лебеды, полевой гречихи и других суррогатов. И когда читаешь воспоминания или говоришь с пережившими войну людьми, в их воспоминаниях главное место занимает слово хлеб. (слайд)
Кондратьев Ю. Знаете, однажды я увидел
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушка обидел
Тем, что вдруг на землю уронил.
Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело
На себя навесил крестный знак.
«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.
Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.
А ещё я вспоминаю детство,
Трудные, военные года.
Горе, что досталось нам в наследство,
И плохая, скудная еда.
И мальцам как пряники, как сладость
Доставался маленький кусок
Хлеба чёрного – такая радость…
Разве кто на землю бросить мог?
Постоял ещё старик немного
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек не победим.
(слайды)
Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Хлеб фронту был также необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.
Турулин В. Хлеб войны был с лебедой,
Пополам с большой бедой,
Жизнь была ему цена…
Помнит эти дни страна.
Хлеб сражался за народ,
Хлеб в тылу спасал сирот,
Среди стали и свинца,
Грел ладони и сердца.
Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»
И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба. (слайды)
В дыму ленинградское небо
но горше смертельных ран
тяжёлого хлеба, блокадного хлеба.
Сто двадцать пять грамм.
(слайд)
Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек - сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась, суровая мера, но необходимая.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить , работать, нужно было выжить назло фашизму, назло бомбёжкам и обстрелу.
(слайды)
«Все для фронта, все для победы»- боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 200 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, станковые и ручные пулеметы.10 млн. снарядов и мин.
Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
Никто из нас не останется равнодушным, читая исторические документы, или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе.
(слайд)
Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
(слайд)
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла Медицинская сестра рассказала,что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний/ крайней дистрофии.
Блокадные дни… Когда между жизнью и смертью зловеще стоял знак равенства. Вот такой он – хлеб войны.
Маслов А. Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Каждому человеку нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба .
Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если каждый из нас
выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год набирается 7 кг или 15
батонов. Такие, казалось бы, незначительные потери в каждой семье
вырастают в громадную цифру. Чтобы восполнить их, необходимо
вырастить примерно два миллиона тонн зерна.
(слайды)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда знали истинную цену хлеба,
не ту, которую вы платите в магазине, покупая булку хлеба,
а тот труд многих и многих людей, благодаря которым зёрнышко приобрело вид вкусной булочки. И будьте благодарными тем, кто смог победить в страшной войне ценою своей жизни за то, что бы на нашем столе всегда был хлеб.
(слайд)
Зорин А. Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта,
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
за него отдал.
(слайд)
Мы живём с вами на такой маленькой планете под именем Земля, а чтобы на ней мог расти хлеб, нужен Мир, не должно быть войн, ни в какой точке Земли. Именно вам, молодым предстоит, и хлеба растить и землю защищать от войн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для учащихся 5-9 классов "Хлеб войны"
Материал содержит текст внеклассного мероприятия и презентацию.Его можно использовать для подготовки классных часов. Задачами мероприятия являются: расширение представления детей о Великой Отечественн...
План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"
Разработка содержит исторические материалы военной тематики и соответствующий подбор заданий по математике и литературе....
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...
Урок мира. "Дети войны"
В данной презентации рассказывается о детях, которые стали жертвами войн и террористического акта. Временная дистация (1942- 2004)...
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....
Внеклассное мероприятие "Хлеб войны"
Цели:Образовательные:· приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;· расширение знаний уча...
Сценарий "Хлеб России, хлеб моей Отчизны"
Сценарий мероприятия "Хлеб Росиии - хлеб моей Отчизны!" мероприятие разработано в виде концертной программы. возможно совместное участие обучающихся школ, интернатов, специальных учебно...