Внеклассное мероприятие "Хлеб войны"
классный час (6 класс) на тему

Ивлиева Марина Васильевна

Цели:

Образовательные:

·         приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;

·         расширение знаний учащихся о героической истории нашего города;

·         расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

·         воспитание чувства гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;

·         формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;

·         воспитание патриотизма, гордости за свою страну и любви к Отчизне.

Развивающие:

·         развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;

·         привитие морально-нравственных качеств;

·         участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.

Оборудование:

1.     Компьютер.

2.     Мультимедийный проектор

3.     Презентация

4.     Реквизит: костюмы, силуэты окон, метроном, свечи

5.     Фонограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб войны»

внеклассное мероприятие

Для учащихся 5 – 7 классов

Разработала: Ивлиева М.В., учитель математики МОУ ООШ с. Арбузовка

Актуальность:

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Поэтому необходимо в этом возрасте приобщить учащихся к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, преданности своей стране, своему народу.

 Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих  сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Цели:

Образовательные:

  • приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;
  • расширение знаний учащихся о героической истории нашего города;
  • расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание чувства гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;
  • формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
  • воспитание патриотизма, гордости за свою страну и любви к Отчизне.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;
  • привитие морально-нравственных качеств;
  • участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор
  3. Презентация
  4. Реквизит: костюмы, силуэты окон, метроном, свечи
  5. Фонограммы

Ход занятия:

Звучит музыка. («Журавли» минус)

Ученик (на фоне музики читает стихотворение):

 Солдату

Рябкова  Л.А.

Солдат, ты держись, родимый!

Пусть враг за твоим плечом,

Пускай окружают мины –

Они ведь тебе нипочём!

Ты выдержишь все испытания,

Не струсишь, с пути не свернёшь,

И даже не знаешь заранее –

Живым ли отсюда уйдёшь?

Солдат, ты держись, родимый!

Страна за твоей спиной!

И там, за туманом синим

Семья ждёт тебя домой.

За них ты пойдёшь отважно

Под танки, под град огневой

И Родины жителя каждого

Закроешь в тот миг собой.

Солдат, ты держись, родимый!

Пусть тянется жизни нить!

Молитвою мамы хранимый

Ты будешь, ты  должен жить!

Пусть боль страшна временами,

Набатом стучит у виска.

Дыши, оставайся с нами,

Победа уже близка!

Солдат, ты держись, родимый!

Пусть хватит для боя сил.

Отважный, непобедимый…

Родимый, ты нас защитил!

Учитель:      Мы начинаем нашу встречу с пожеланий каждому мирного голубого неба над головой, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. О том, какой ценой наши деды и прадеды отстояли для нас  свободу, сказано немало. И сегодня мы снова и снова будем вспоминать Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

- Герой стихотворения, которое сейчас прозвучало – простой русский солдат.

- Каким вы его себе представляете?

- Какими качествами он обладал, которые помогли выстоять в долгом  противостоянии с врагом?

- Как вы думаете, что ещё помогало солдату, что поддерживало в боях, давало силы жить и не сдаваться?

( один из вариантов ответов – пища, еда)

- Сегодня я приготовила каждому из вас по черному кусочку хлеба. Это не случайно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- В этот день Красная армия полностью сняла блокаду Ленинграда. Блокада длилась ровно 900 дней. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. В Санкт – Петербурге этот день считают вторым рождением города, и каждый год проводят памятные мероприятия. Согласно действенному закону «О днях воинской славы и памятных датах России», 27 января отмечается как День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко – фашистскими войсками.

Это было трагическое и героическое время, которому в мировой истории невозможно найти аналогов.

- Как вы понимаете название нашей встречи «Хлеб войны»? Только ли речь пойдет о хлебе?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы мы постараемся ответить?

( - что происходило в осаждённом городе?

- каким образом люди остались живы?

- что давало силы советскому народу для совершения этого подвига?)

- О чём эти строки?

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (хлеб)

Действительно, во все времена незаменимым продуктом на нашем столе был хлеб. И в трудные, голодные времена пословица «Хлеб – всему голова» звучит особенно пронзительно…

Звучит тревожная музыка

Учитель:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже на следующий день, 23 июня, в час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

Учитель:

На защиту города поднялись все жители Ленинграда. К 23 июля 1941 года город стал крепостью.

Раздаётся звук сирены.

8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось сомкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада. Постоянно снижались нормы хлеба. Близилась зима. Надвигались холода. Остановился транспорт. Не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Практически не осталось продуктов. На Ленинград неумолимо надвигался голод.

Сценка “Дневник Тани Савичевой”

Звучит музыка (“Адажио” Т. Альбинони)

Выходит закутанная в платок маленькая девочка, садится на табуретку. Раздаются звуки выстрелов. Стучит метроном. У ребёнка в руках зажжённая свечка. На доске силуэты  окон. Ребята читают страницы дневника Тани Савичевой.

Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г.;

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.;

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра1942 г.;

Дядя Вася умер апреля в 2 часа ночи 1942г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 г.;

Мама умерла 13 мая в 7. 30 утра 1942 г.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня.

“Окна” поворачиваются, на обратной стороне написаны строки дневника. Когда все “окна” повернутся, получится импровизированный памятник “Холм Тани Савичевой”  Девочка “засыпает. свеча гаснет

Видеоклип Детям блокадного Ленинграда посвящается…

Учитель:

- 13 ноября 1941 года было принято решение о строительстве ледовой дороги по льду Ладожского озера. А уже через десять дней – 22 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием. Дорога на Ладоге приносила спасение ленинградцам. Недаром её назвали Дорогой Жизни.

Просмотр видеоклипа «Дорога жизни»

Стихотворение

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.

- Каждый кусочек. Каждую крошечку хлеба берегли жители блокадного Ленинграда. Ведь хлеб – значил жизнь. Чтобы жить, а тем более воевать, людям нужны были силы. А значит, пища.

- Как вы думаете, что входило в рацион питания русских солдат?

- Как называлось место приготовления пищи на фронте?

- Конечно, не всегда всё было так хорошо, как мы видим. Не  всегда хватало продовольствия, иногда не было возможности приготовить пищу… В ход шли съедобные травы, ягоды, грибы – на фронте были рады всему.

- На войне всегда есть место для подвига. И некоторые из них, так или иначе, связаны с питанием, с пищей.

Ученики с портретами в руках: (рассказ о героях)

Середа Иван Павлович

«Герой Советского Союза повар – Середа Иван Павлович отличился в августе 1941 года. В районе Даугавпилса он готовил обед для красноармейцев. В это время он увидел немецкий танк, двигавшийся в сторону полевой кухни. Будучи вооружён только карабином и топором, Иван Середа укрылся за ней, а танк, подъехав к кухне, остановился, и экипаж стал вылезать из него. В этот момент Иван Середа выскочил из-за кухни и бросился к танку. Экипаж немедленно укрылся в танке, а Иван Середа запрыгнул на броню. Когда танкисты открыли огонь из пулемёта, Иван Середа ударами топора согнул ствол пулемёта, а затем куском брезента закрыл смотровые щели танка. Далее он начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы красноармейцам, которых рядом и не было, забрасывать танк гранатами. Экипаж танка сдался, а Иван Середа под прицелом карабина заставил их связать друг другу руки. Когда подоспели красноармейцы, они увидели танк и связанный экипаж.

 

Зина  Портнова  

Неподалёку от Оболи, в посёлке торфозавода, расположилась немецкая офицерская школа. Сюда съезжались на переподготовку из-под Ленинграда, Новгорода, Смоленска и Орла артиллеристы и танкисты фашистской армии. В Оболи от них просто не стало житья. Увешанные крестами и медалями, они были уверены, что им всё дозволено: насилие, разбой, грабёж.   

Юные подпольщики Оболи задумали истребить фашистов. Зину Портнову устроили на работу в офицерскую столовую. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Однажды она заменяла заболевшую судомойку. Это облегчило ей доступ к пище. Улучив момент, Зина успела всыпать в котёл порошок...   

Спустя два дня на военном кладбище вблизи Оболи хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой.   

У гитлеровцев не было прямых улик против Зины. Боясь ответственности, шеф-повар и его помощник утверждали на следствии, что они и на пушечный выстрел не подпускали к пищевым котлам девочку, заменявшую судомойку. На всякий случай они заставили её попробовать отравленный суп. 

Зина как ни в чём не бывало взяла из рук шеф-повара ложку и спокойно зачерпнула суп. Она не выдала себя и сделала небольшой глоток. Вскоре ощутила тошноту и общую слабость. С трудом добралась до деревни. Выпила у бабушки литра два сыворотки. Немного стало легче, и она заснула. Чтобы уберечь Зину от возможного ареста, подпольщики переправили её ночью к партизанам в лес.   

- Всё для фронта, всё для Победы! Эти слова были девизом для всех, кто жил и трудился в тылу. Люди не жалели для фронта ничего, отдавали ценные вещи и тёплое бельё,  продукты питания.

Ученик:

Баллада о черством куске 

По безлюдным проспектам
Оглушительно-звонко
Громыхала
На дьявольской смеси
Трехтонка.
Леденистый брезент
Прикрывал ее кузов –
Драгоценные тонны
Замечательных грузов.

Молчаливый водитель,
Примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты,
Хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло,
Вез консервы и водку,
И махорку он вез,
Проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант
Прятал нос в рукавицу.
Был он худ,
Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,
Что водителя нету,
Что забрел грузовик
На другую планету.

Вдруг навстречу лучам –
Синим, трепетным фарам –
Дом из мрака шагнул,
Покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, –
Плавно, медленно, сыто...

– Стоп! – сказал лейтенант. –
Погодите, водитель.
Я, – сказал лейтенант, –
Здешний все-таки житель. –
И шофер осадил
Перед домом машину,
И пронзительный ветер
Ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошел...
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки...
Бледные губки...
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.

– Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!.. –
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: – Пожуй-ка, –
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла –
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант
Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца –
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.

А когда лейтенант
Вновь садился в трехтонку,
– Приезжай! –
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, –
Плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже
Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок –
Ненадкушенный,
Черствый –
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.

Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила.

(В. Лифшиц, 1942, Ленинград)

- Хлеб давал не только силы. Он, даже в самых тяжёлых испытаниях возрождал надежду на светлое будущее страны и всех её жителей.

- И вот час окончательного освобождения пробил! 27 января 1944 года над Невой прогремел торжественный салют.

Сражение за Ленинград не дал фашистам желаемого результата, цель не была достигнута, а время безвозвратно потеряно.

- Каким образом  люди остались живы?

- Что давало силы советскому народу для совершения подвига?

- Что вы узнали нового, интересного в ходе нашей беседы?

- Какие чувства и впечатления у вас остались?

- Будем помнить тех, кто не вернулся, и не забывать тех. Кто пока ещё рядом! И, конечно, будем бережно относиться к хлебу, ведь он помогал нашим солдатам на фронте приблизить День Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»

Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...

Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...

Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две...

Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...