Тема: "Театр - вечный хранитель искусств"
классный час (6 класс) на тему

Шабалина Валентина Антонасовна

Занятие посвященное  истории развития театра.   История развития театров Древней Греции,Дреанего Рима,театров эпохи Возрождения. Современные детские театры Санкт- Петербурга. Правила поведения в театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr-_vechnyy_hranitel_iskusstv.docx78.56 КБ

Предварительный просмотр:

                            Внеклассное мероприятие, посвященное

                                    Международному  Дню театра.

                       Тема: «Театр – вечный хранитель искусств» 

C:\Users\Artem\Desktop\театр.jpg

                                                Подготовила воспитатель

                                               ГБОУ школы-интернат №8

                                                       Шабалина В.А.

                                             

Тема занятия: «Театр – вечный хранитель искусств»

Основная цель: расширение знаний о театре у учащихся,

                           формирование интереса к театральной деятельности.

Задачи:

Образовательные: расширять знания учеников о истории театра

Коррекционно – развивающие: развивать чувство прекрасного у детей, интерес к посещению театральных постановок, расширять словарный запас, осмысливать материал, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитание духовных и нравственных ценностей.

Подготовительная работа: раздать текст ученикам, отработать выразительное чтение, подготовить памятки «Правила поведения в театре.

Оборудование: презентация «Детские театры Санкт- Петербурга»; мультимедийное оборудование.

                                               План занятия

  1. История развития театра.
  2. Театры Древней Греции, Италии.
  3. Викторина.
  4. Детские театры г. Санкт-Петербурга.
  5. Правила поведения в театре.

                                             Ход занятия

Слайд 1

Воспитатель:

27 марта – Международный День Театра, он был установлен в 1961 году, на              9 конгрессе Международного института театра в Вене. По замыслу, этот  праздник, должен способствовать укреплению мира и дружбы между народами и расширять творческое сотрудничество всех деятелей искусства в мире.

Многие из ваших сверстников сегодня отдают предпочтение кино и телевидению, но ни с чем не сравнится живая игра актера и та волна эмоций, которую можно пережить, наблюдая театральное зрелище.                                                                             Театр – особый и прекрасный мир. И в этом мире все необычно. Приходя в театр, вы видите декорации, нарисованные художником и сделанные в театральных мастерских. Видите людей, которые не существуют в повседневной жизни: их придумал драматург и сыграли актеры. Но глядя на сцену, вы забываете обо всем: о декорациях, о театральном освещении, об актерах.  Вы окунаетесь совсем в другой мир , тот мир, который существует здесь, на сцене; сочувствия и переживания за героев. Даже хотите им чем-то помочь. Вы переживаете вместе с ними неудачи и торжествуете победы. Вы даже не замечаете того, как мысли и мечты придуманных драматургом людей делают близкими вам самим.                                                                         Не выходя из зрительного зала, вы сможете побывать в разных частях планеты, в разных эпохах, среди разных людей.  Театр может вернуть вас на много лет и даже веков назад и поможет заглянуть в будущее.                                                                                 Вот сначала ты в Древнем Риме переживаешь и сочувствуешь несчастным рабам под предводительством Спартака, а вот – Средние века и прекрасная любовь       Ромео и Джульетты, конец второй трагедии, и вы уже не можете сдержать слез.                     Театр научит тебя не удивляться, когда на его сцене заговорят не только люди,                               но и животные, и даже неодушевленные предметы. Но самое главное – театр                                 научит тебя видеть прекрасное в жизни и людях.                                                                          И когда ты полюбишь театр всем сердцем, когда откроется тебе вся его красота и                        могущество, ты обязательно захочешь узнать, что же такое театр, каким было его                             прошлое и настоящее, о людях которые в разные времена и в разных странах щедро и бескорыстно служили театру. Так что же такое театр?                                                              Слово «театр» в переводе с греческого языка означает «зрелище».  В театре вы видите отражение вашей жизни. Это всегда действующее, живое, текущее во времени искусство, а не застывшее отображение действительности.                                          Но как же возник театр?                                                                                                                         Ты, наверное, уже знаешь, что в первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни – все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было как - то расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь важном деле считалось, по представлениям древних, волшебство, или магия. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное завершение этого процесса. Так родились обрядовые игры.                                                                                          Участники обрядов использовали очень сложную пантомиму, сопровождая её пением, музыкой и танцами. Нашим предкам казалось, что все эти обряды имели магическую силу. И уже в обрядовых действиях начали появляться элементы современного театра.                                                                                                                         Действия, которые развивались в обрядах, всегда связывались с хозяйственной деятельностью, которой занимались первобытные люди.                                                             Вот, например, в племенах, которые добывали себе пищу охотой и рыболовством, перед началом действий разыгрывались большие охотничьи представления.                           Участники делились на две группы. Те, кто изображали добычу, украшали себя перьями, надевали звериные шкуры, звериные маски, разрисовывали тело и лицо.                 Игра заключалась в том, что другая часть участников выслеживала эту добычу, преследовала и убивала. Затем все участники танцевали под звуки барабана, воинственно кричали и пели. В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до нашей эры ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников боге Осирисе.                                                                                В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса.                                                                                                                                             По мере развития греческого театра в трагедиях стали рассказывать не только о боге Дионисе, но и греческих героях, например таких, как Геракл. Жизненные мотивы все больше проникали в трагедию, а в комедии они становятся преобладающими.                В этом и было главное отличие древнегреческих театральных представлений от аналогичных форм Египте и в странах Дальнего Востока. В театральных постановках строго соблюдались религиозная сторона обрядов, участники их не делали ни малейшего отступления от установленного ритуала. Поэтому в Египте и на Дальнем Востоке театральное действие так и осталось в рамках религиозных обрядов, далеких от современного театра. И только в Древней Греции родилось высокое искусство театра, на основе которого возник европейский театр, на основе которого возник европейский театр.

Слайд 2

Ученик – театры Древней Греции.                                                                                                          Театр Древней Греции был государственным учреждением. Театральные представления устраивались три раза в год. Это были праздники, посвященные богу Дионису. Представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. Сначала в этих театрах выступал один актер. Потом ввели двух, затем трех актеров.  Причем актерами были только мужчины, которые играли и женские роли.                                              Большинство трагедий, поставленных в древнегреческом театре, заканчивались                     гибелью главного героя. Но эти постановки не оставляли у зрителей впечатления безысходности, а наоборот, вызывали восхищение, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо.                                                                                  Комедии должны были вызвать смех, поэтому маски, в которые облачались актеры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Комические ситуации, состязания в остром слове – все это придавало театральной постановке живой характер.                                                                                                                                     Наряду с трагедией и комедией в Греции были популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины.                         В этих театральных постановках актеры играли без масок.

Слайд 3

Ученик – театры Древнего Рима.                                                                                                     Истоки римского театра, как и греческого, восходят к сельским праздникам сбора урожая, во время которого два хора ведут между собой шутливый диалог, распевая                   веселые и грубоватые песни. Однако театр в Риме не играл большой роли в жизни народа по сравнению с театром в Греции.  Римский театр – это зрелище, предназначенное и для развлечения публики. А актеров считали людьми самых низших сословий. Но тем не менее некоторые из них пользовались всеобщим уважением.

Слайд 4, 5

Ученик – театр эпохи Возрождения.                                                                                               В театрах эпохи Возрождения спектакли создавались коллективом актеров,                            постановки опирались на определенный сценарий и постоянные образы. Спектакли              были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Актер                 начинает вступать в непринужденное общение с публикой. Театральные зрелища устраивали на площадях на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит разделение театра по видам:                           театр кукол, миниатюр, театр теней и т.д. Каждый созданный театр продолжает развиваться самостоятельно. Опера, например, возникла на рубеже XVI-XVII вв.,                     балет с середине XVIII в., оперетта с середины XIX в.                                                                 В драматургии эпохи Возрождения присутствует высокое героическое начало, строгое  разделение на добро и зло, свободный переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.                                                                              Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому театру, который вы знаете сейчас.

Слайд 6

                                         Викторина                        

1.  Как называется перерыв во время спектакля. (Антракт)

     2.  Без чего нельзя пройти на спектакль. (Без билета)

3. Человек играющий роль на сцене. (Актер)                                                                                4. Как называют группу людей сидящую в оркестровой яме? (Оркестр)                                      5.  Кто является постановщиком спектакля? (Режиссёр)                                                               6.  Главная часть театра. (Сцена)                                                                                                      7.  Любитель театра. (Театрал)                                                                                                          8.  Тот, кто управляет оркестром, хором. (Дирижёр)                                                                     9.  Рекламный плакат, информирующий о спектакле, концерте, фильме.(Афиша)                                                                                                      10. Музыкальное произведение, спектакль, в котором артисты поют. (Опера)                         11. Нижняя часть зала в театре с местами для зрителей. (Партер)                                                     12. Полотнище. Закрывающее сцену от зрительного зала. (Занавес)                                                     13. Спектакль, который состоит из танцев, сопровождаемых музыкой. (Балет)                        14. Представление в театре. (Спектакль)                                                                                        15. Совокупность пьес, музыкальных и иных произведений, идущих в театре, в   кино.  (Репертуар)

Подведение итогов викторины и награждение победителя.

 Презентация детские театры г. Санкт – Петербурга

Слайды 7,8,9,10,11,12,13,14,15

                       Правила поведения в театре

                     

                                   Слайд 16

 

                                  Дорогой друг!

  • Посещай театр, приходи сюда чаще и помни: для тебя всегда открыты                двери.

  • Приходить нужно не позднее, чем за 10 мин. до начала спектакля.

  • Верхнюю одежду надо сдавать в гардероб.

  • Вошёл в зал: вокруг красиво и чисто. Не сори здесь. Не ломай кресла.

  • Нельзя в театре занимать чужие места!

  • Внимательно смотри и слушай. Если во время действия тебе захочется что-то сказать соседу – потерпи. Разговаривая, ты мешаешь зрителям и артистам.

  • Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль. –не мешай другим зрителям.

  • Ты, конечно же, вежлив и обязательно поблагодаришь того. Кто выступал, похлопав в ладоши или подарив букет цветов. Твои аплодисменты – благодарность для артиста, ведь он старался доставить тебе удовольствие.  

                                            Слайд 17    

                                  Подведение итогов.

 Вот и подошло к концу наше путешествие в прекрасный мир театра.

Что нового вы узнали о театрах?

       

                                             Слайд 18

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....

Тест по музыке 5 класс. Тема: "Мифы и сказки - вечный источник искусства"

Тест по музыке 5 класс. Тема: "Мифы и сказки - вечный источник искусства"...

" Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"

данный материал представляет собой рабочую  программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка лите...

Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки,  ктп,  содержания курса,  списка литературы...

Методическая разработка занятия Тема: Театр как вид искусства

В даннй разработке детям даются понятие "театр как синтетический вид искусства"...

«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...

Презентация к занятию "Театр - вечный хранитель искусств"

Презентация о истории развития театра....