" Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Никитина Юлия Васильевна

данный материал представляет собой рабочую  программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechnye_obrazy_isskustva._mifologiya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

факультативного курса

«Вечные образы искусства. Мифология».

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой  5 класс для общеобразовательных школ. Факультативный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы).Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.

В 5 классе на изучение курса отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю)

Цель изучения курса - приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений  мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству

Цели и задачи изучения курса:

Образовательные

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Задачи факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология»

  • Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
  • Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать /понимать

  • библейские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • роль знака, символа, библейских сюжетов в художественной культуре.

ученик должен уметь:

  • сравнивать библейские сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» 5 класс

занятия

Наименование раздела и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Примечания

1

Сотворение мира

1

2

Бог-громовержец Зевс

1

3

Окружение Зевса

1

4

Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий»

1

5

Посейдон-владыка морей

1

6,7

Бог огня Гефест (проект).

2

8

Афина-богиня мудрости и справедливой войны

1

9

Аполлон

1

10,11

Мифическая неизвестность (урок-диспут)

2

12

Орфей и Эвридика

1

13

Диана (Артемида) -покровительница охоты

1

14,15

Триумф  Диониса (урок-тест)

2

16

Арес (Марс)-неукротимый бог войны

1

17

Афродита – богиня любви

2

18

Богиня цветов – Флора

2

19

Повторение по теме «Античная мифология»

1

20

Викторина (урок-зачёт)

1

21

Дажьбог

2

22

Световид

2

23,24,25

Защита исследовательских работ (проект)

3

26

Макошь

1

27

Лада- богиня любви и очарования

1

28

Купало. Ярило, Кострома

1

29

Велес

1

30, 31

Перун — бог грома и молнии

1

32,33

Повторение пройденного по теме «Славянская мифология»

2

34

Выставка нашей Фантазии

1

ИТОГО

34

 Содержание программы факультативного

 курса «Вечные образы искусства. Мифология»

Наименование разделов

Содержание

учебной темы, основные изучаемые

вопросы

Сотворение мира.

Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей».

Бог - громовержец Зевс. Окружение Зевса.

Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера».        

Свита Зевса, особенности противоречивой характеристики бога-громовержца.

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».

Миф о титане духа и воли.  Басни Эзопа.  Толкование  образа  в  эпоху античности,    особая    популярность мифа       в       эпоху       романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен),  скульптуре   и   живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев).

Посейдон — владыка морей.

 Олимпийский   бог,   владыка   моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона      в      Афинах.      Величественный   образ   бога   в   произведениях      искусства:      Л.Бсрнини «Нептун   и   Тритон».   К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю».

Бог огня Гефест.

Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия.  Картина Веласкеса «Кузница Вулкана».

Афина — богиня

мудрости и

справедливой войны.

Культ Афины     в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия в архитектурном ансамбле Парфенона. Картины  Я.Тинторетто, Веласкеса.

Аполлон

Миф    о    рождении    Аполлона    и Артемиды.      Неоднородность     его восприятия в различные культурно-исторические    эпохи.    Различия    в художественной          интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы       Аполлона.       Скульптуры Праксителя.     Л.Бернини,     картина Тициана       «Наказание       Марсия», Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стравинского «Аполлон Мусагет».

Мифическая неизвестность

Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота»)

Нас приглашает в гости  Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные  слова?   А  я   и   не заметил!

Что    мы    знаем    о    божественных культах и ритуалах? Крылатые     выражения     -     такие древние и современные (диспут).

Музы    Парнаса:    9.    а   кто    10-й?

(современное искусство, СМИ).

Чем     страна     Греция     привлекает туристов?

Почему   мифы   Греции   «живут»   в наши дни? (диспут).

Расскажи другу свой любимый миф

(конкурс   рассказов:   кто   расскажет больше и интересней)

Орфей и Эвридика.

Миф о рождении музыки. Отражение мифа   в   произведениях    искусства различных       жанров.  А.Каннова «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей»,   балет   И.Ф.Стравинского «Орфей».

Диана (Артемида)— покровительница охоты.

Культ богини, его отражение в храме Артемиды   в   Эфесе.   Произведения Леохара, Рубенса, Буше.

Триумф Диониса.

Культ Диониса, рождение греческого театра.       Особенности       театрализованного     действа.     Воплощение образа   Диониса   в   произведениях искусства.

Арес (Марс)— неукротимый бог войны.

Коварство и  вероломность   Ареса: верные   спутницы   бога.   Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса.

Афродита — богиня любви.

Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе   -   «прекрасном    баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный     бог     любви,     рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли. Джорджоне. Веласкеса, Тинторетто, Буше.

Богиня цветов - Флора.

Культ         Флоры.         Особенности изображения Флоры в произведениях искусства:       Тициан,       Н.Пуссен, С.Боттичелли.

Викторина (урок-зачёт).

Итоговый     контроль     знаний     по результатам     изучения     материала первого раздела курса.

Перун — бог грома и молнии.

Один из главных богов славянского пантеона.  Атрибуты, свита Перуна. Трансформация образа во времени и различных культурах.

Велес.

Характеристика    образа,    символы, атрибуты,   чествование  Велеса,   переосмысление   культа   в   христианскую эпоху.

Купало. Ярило, Кострома.

Персонажи весенних праздников и покровители    земного    плодородия. Отражение    языческих   божеств    в народных   праздниках,   обрядах   и поверьях

Языческая мифология славян.

Язычество      и христианство      в славянской   мифологии.   Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи.    Праздники    времен   года. Значение славянской мифологи для развития мировой культуры.

Дажъбог.

Культ   бога,   народные   легенды   о Дажьбоге,      слияние     языческого божества   с   фольклорным   образом Солнца.      Отражение      культа      в народных обрядах и праздниках.

Световид.

Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида.

Защита исследовательских работ (проект).

Применение знаний на практике.

Макошь.

Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произведениях    декоративно-прикладного искусства,    народных    обрядах    и праздниках.   Христианское   переосмысление     языческой     богини     в Параскеву. Пятницу, иконы и храмы.

Лада- богиня любви и очарования.

Культ   богини   Ладо.   Общность   с греческой      богиней      Афродитой. Произведения народного творчества - песни,       заклички.       Опера-сказка «Снегурочка»   Н.А.   Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка».

Выставка нашей Фантазии.

Итоговая       выставка       рисунков, фоторабот, коллажей.

     

                                      Формы и средства контроля

Сообщение, проект, тестирование

                            Перечень учебно - методических средств обучения

  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
  2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
  3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева  Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
  4.  Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
  5.  Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
  6.  Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.
  7.  Античность как тип культуры. - М., 1988.
  8.  Сквозь века. - М., 1986.
  9.  Гайденко  П.П.  Эволюция  понятия  науки.  Становление  и развитие первых научных программ. - М.,1980.
  10. История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.
  11. Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.
  12.  .А.Рыбаков.   Язычество  древних  славян.   -  М.:   Русское слово, 1997.
  13.  Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.
  14.  В.Калашников. Боги древних славян. - М.:  Белый город, 2003.
  15. Д.Гаврилов,     А.Наговицын.     Боги     славян.     Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
  16. А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.
  17.  Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.
  18.   Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
  19.  А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
  20.  А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.

Литература, рекомендованная для обучающихся

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки,  ктп,  содержания курса,  списка литературы...

"Вечные образы искусства в мифологии"

Проект-презентация уч-ся 5 класса "Вечные образы искусства в мифологии"...

Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.

          Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...

Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»

Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.-  Выявить интонационное сходство через характер звучания,...