Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, ктп, содержания курса, списка литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnye_obrazy_isskustva._mifologiya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
факультативного курса
«Вечные образы искусства. Мифология».
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ. Факультативный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы).Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.
В 5 классе на изучение курса отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю)
Цель изучения курса - приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству
Цели и задачи изучения курса:
Образовательные
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Задачи факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология»
- Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
- Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать /понимать
- библейские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
- причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, библейских сюжетов в художественной культуре.
ученик должен уметь:
- сравнивать библейские сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
- понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» 5 класс
№ занятия | Наименование раздела и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Примечания |
1 | Сотворение мира | 1 | ||
2 | Бог-громовержец Зевс | 1 | ||
3 | Окружение Зевса | 1 | ||
4 | Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий» | 1 | ||
5 | Посейдон-владыка морей | 1 | ||
6,7 | Бог огня Гефест (проект). | 2 | ||
8 | Афина-богиня мудрости и справедливой войны | 1 | ||
9 | Аполлон | 1 | ||
10,11 | Мифическая неизвестность (урок-диспут) | 2 | ||
12 | Орфей и Эвридика | 1 | ||
13 | Диана (Артемида) -покровительница охоты | 1 | ||
14,15 | Триумф Диониса (урок-тест) | 2 | ||
16 | Арес (Марс)-неукротимый бог войны | 1 | ||
17 | Афродита – богиня любви | 2 | ||
18 | Богиня цветов – Флора | 2 | ||
19 | Повторение по теме «Античная мифология» | 1 | ||
20 | Викторина (урок-зачёт) | 1 | ||
21 | Дажьбог | 2 | ||
22 | Световид | 2 | ||
23,24,25 | Защита исследовательских работ (проект) | 3 | ||
26 | Макошь | 1 | ||
27 | Лада- богиня любви и очарования | 1 | ||
28 | Купало. Ярило, Кострома | 1 | ||
29 | Велес | 1 | ||
30, 31 | Перун — бог грома и молнии | 1 | ||
32,33 | Повторение пройденного по теме «Славянская мифология» | 2 | ||
34 | Выставка нашей Фантазии | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
Содержание программы факультативного
курса «Вечные образы искусства. Мифология»
Наименование разделов | Содержание учебной темы, основные изучаемые вопросы |
Сотворение мира. | Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей». |
Бог - громовержец Зевс. Окружение Зевса. | Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера». Свита Зевса, особенности противоречивой характеристики бога-громовержца. |
Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». | Миф о титане духа и воли. Басни Эзопа. Толкование образа в эпоху античности, особая популярность мифа в эпоху романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен), скульптуре и живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев). |
Посейдон — владыка морей. | Олимпийский бог, владыка моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона в Афинах. Величественный образ бога в произведениях искусства: Л.Бсрнини «Нептун и Тритон». К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю». |
Бог огня Гефест. | Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия. Картина Веласкеса «Кузница Вулкана». |
Афина — богиня мудрости и справедливой войны. | Культ Афины в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия в архитектурном ансамбле Парфенона. Картины Я.Тинторетто, Веласкеса. |
Аполлон | Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия в различные культурно-исторические эпохи. Различия в художественной интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы Аполлона. Скульптуры Праксителя. Л.Бернини, картина Тициана «Наказание Марсия», Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стравинского «Аполлон Мусагет». |
Мифическая неизвестность | Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота») Нас приглашает в гости Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные слова? А я и не заметил! Что мы знаем о божественных культах и ритуалах? Крылатые выражения - такие древние и современные (диспут). Музы Парнаса: 9. а кто 10-й? (современное искусство, СМИ). Чем страна Греция привлекает туристов? Почему мифы Греции «живут» в наши дни? (диспут). Расскажи другу свой любимый миф (конкурс рассказов: кто расскажет больше и интересней) |
Орфей и Эвридика. | Миф о рождении музыки. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. А.Каннова «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей», балет И.Ф.Стравинского «Орфей». |
Диана (Артемида)— покровительница охоты. | Культ богини, его отражение в храме Артемиды в Эфесе. Произведения Леохара, Рубенса, Буше. |
Триумф Диониса. | Культ Диониса, рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Воплощение образа Диониса в произведениях искусства. |
Арес (Марс)— неукротимый бог войны. | Коварство и вероломность Ареса: верные спутницы бога. Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса. |
Афродита — богиня любви. | Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе - «прекрасном баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный бог любви, рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли. Джорджоне. Веласкеса, Тинторетто, Буше. |
Богиня цветов - Флора. | Культ Флоры. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства: Тициан, Н.Пуссен, С.Боттичелли. |
Викторина (урок-зачёт). | Итоговый контроль знаний по результатам изучения материала первого раздела курса. |
Перун — бог грома и молнии. | Один из главных богов славянского пантеона. Атрибуты, свита Перуна. Трансформация образа во времени и различных культурах. |
Велес. | Характеристика образа, символы, атрибуты, чествование Велеса, переосмысление культа в христианскую эпоху. |
Купало. Ярило, Кострома. | Персонажи весенних праздников и покровители земного плодородия. Отражение языческих божеств в народных праздниках, обрядах и поверьях |
Языческая мифология славян. | Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи. Праздники времен года. Значение славянской мифологи для развития мировой культуры. |
Дажъбог. | Культ бога, народные легенды о Дажьбоге, слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Отражение культа в народных обрядах и праздниках. |
Световид. | Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида. |
Защита исследовательских работ (проект). | Применение знаний на практике. |
Макошь. | Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву. Пятницу, иконы и храмы. |
Лада- богиня любви и очарования. | Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества - песни, заклички. Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка». |
Выставка нашей Фантазии. | Итоговая выставка рисунков, фоторабот, коллажей. |
Формы и средства контроля
Сообщение, проект, тестирование
Перечень учебно - методических средств обучения
- Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
- Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
- М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
- Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
- Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
- Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.
- Античность как тип культуры. - М., 1988.
- Сквозь века. - М., 1986.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.,1980.
- История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.
- Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.
- .А.Рыбаков. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.
- Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.
- В.Калашников. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003.
- Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
- А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.
- Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.
- Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
- А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
- А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.
Литература, рекомендованная для обучающихся
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"
данный материал представляет собой рабочую программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка лите...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
"Вечные образы искусства в мифологии"
Проект-презентация уч-ся 5 класса "Вечные образы искусства в мифологии"...
Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.
Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...