«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему
Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.
(из Лекции 8 Н.В. Свирина Способы построения и содержание интересного урока литературы с.40)
Явление «бродячих», «традиционных» сюжетов – проявление законов преемственности литературного процесса, заслуживающего внимания. Одним из наиболее распространенных источников обобщенных сюжетных моделей для писателя являются библейские сюжеты в их точном или инверсированном воспроизведении. Таков, например, сюжет евангельской притчи о блудном сыне, покинувшем дом ради удовольствий этого мира и с раскаянием вернувшегося под отчий кров. «Следы» этого сюжета отчетливо просматриваются в различных произведениях русских писателей, воспроизводящих данную сюжетную схему на конкретном жизненном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 375.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.
(из Лекции 8 Н.В. Свирина Способы построения и содержание интересного урока литературы с.40)
Явление «бродячих», «традиционных» сюжетов – проявление законов преемственности литературного процесса, заслуживающего внимания. Одним из наиболее распространенных источников обобщенных сюжетных моделей для писателя являются библейские сюжеты в их точном или инверсированном воспроизведении. Таков, например, сюжет евангельской притчи о блудном сыне, покинувшем дом ради удовольствий этого мира и с раскаянием вернувшегося под отчий кров. «Следы» этого сюжета отчетливо просматриваются в различных произведениях русских писателей, воспроизводящих данную сюжетную схему на конкретном жизненном материале.
«Вечные сюжеты» искусства в произведениях
русских писателей и поэтов.
Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
(«Воспоминания в Царском Селе»)
Цели:
-развитие интереса к изучаемым произведениям;
-развитие понимания взаимосвязи живописи и литературы;
-воспитание критического отношения к человеческим порокам, пустому времяпрепровождению.
Ход урока
- Ребята, перед вами три названия известных вам произведений: «Телеграмма». «Станционный смотритель», «Отцы и дети». Назовите авторов, вспомните сюжет, скажите, что объединяет эти такие разные произведения?
(Ответ: так сразу и не скажешь, вроде, ничего общего.)
-Хорошо. Тогда я вам напомню, как начинается «Станционный смотритель». На одной из станций вымокший до нитки герой-рассказчик ждет, когда смотритель заполнит его подорожную, и от нечего делать рассматривает картинки по стенам. Что это за картинки?
Находим в тексте и зачитываем.
Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти…
Пушкин в самом начале повести кратко пересказывает Притчу о блудном сыне. Давайте вспомним ее.
(Напоминаю, что Притча — небольшой рассказ, в иносказательном смысле заключающий религиозное или моральное поучение. Притча даёт возможность человеку самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл, принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора.)
Текст читает подготовленный ученик.
Чтение сопровождается презентацией
с репродукциями картин известных художников,
иллюстрирующих разные моменты притчи.
Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся!
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Блудный сын. Сальватор Роза
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»…
Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595
Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619
Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642
Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670
Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773
А отец сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «Что это такое?» Слуга сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым». Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.
Но он отвечал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
-Последняя репродукция не подписана. Из всех картин эта самая известная. Кто автор?
Обсуждение смысла притчи и репродукции картины Рембрандта.
-Внимательно рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как вы думаете, прямой или иносказательный смысл притчи “проиллюстрирует” картина великого художника? Помните: в притче всё иносказание (имеющий уши да слышит!). Ведь притчу о блудном сыне можно трактовать и так: в ней речь идёт о взаимоотношениях не только отца и сына, но и человека и Бога, о попытке человека жить без Бога и о возвращении к Богу. И о том, что Бог принимает вернувшегося сына.
Обсуждение
Под впечатлением этой картины Александр Городницкий пишет пронизывающее стихотворение: (прослушивание стихотворения в аудиозаписи)
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок.
Сын стоит на коленях, калека,
Изможденных не чувствуя ног,
Голова - как у бритого зека, -
Ты откуда вернулся, сынок?
Затерялись дороги во мраке.
За спиною не видно ни зги.
Что оставил ты сзади - бараки?
Непролазные дебри тайги?
Кто глаза твои сделал пустыми, -
Развратители или война?
Или зной Галилейской пустыни
Все лицо твое сжег дочерна?
Не слышны приглушенные звуки.
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещенные руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живем по-другому.
Не округла, как прежде, Земля.
Разрушение отчего дома -
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
- Ключевые слова стихотворения? Как вы их понимаете? (выделены жирным шрифтом)
Ученики: Уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома - это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.
-Как сюжет притчи трансформировался в каждом из названных в начале урока произведениях?
Ученики: в первом и втором – дочери, ушедшие и вернувшиеся только на могилы своих родителей. Раскаяние наступило, но наступило слишком поздно…
- В романе «Отцы и дети» сюжетные коллизии притчи о блудном сыне (уход из дома – испытания: распутная жизнь, разорение и голод – раскаяние и возвращение домой) прочитываются в жизненных историях главных персонажей. Назовите их?
Аркадий Кирсанов Павел Петрович Кирсанов Базаров
Проследите по тексту пути героев.
Работа в группах.
Выводы в коллективной работе примерно следующие:
Аркадий Кирсанов. Эпизод встречи отца и сына на станции почти один в один повторяет эпизод в притче. Но сын не сразу возвращается в отчий дом. Он еще какое-то время будет «блудным» сыном. Будет отрицать искусство, религию («о себе он не молился»). Только пройдя через величайшее из чувств (Любовь к Кате) вернется домой, станет хозяином.
Павел Петрович Кирсанов
С первых страниц романа автор изображает старшего среди братьев Кирсановых как чужого в своем родовом поместье. В истории Павла Петровича есть и уход из дома, и распутная жизнь, и потеря интереса к жизни, и возвращение в отчий дом, где роль отца на себя берет младший брат. В сцене беседы братьев в главе VII обнаруживаются намеки на притчу: «- Я был еще глуп и суетлив тогда, - отвечал Павел Петрович, - с тех пор я угомонился, если не поумнел. Теперь, напротив, если ты позволишь, я готов навсегда у тебя поселиться. Вместо ответа Николай Петрович обнял его…»
Базаров
Мотив блудного сына является основой сюжетной линии Евгения Базарова.
Евгений Базаров постоянно ощущает в себе «родовое» начало – в нем жива память о деде, который «землю пахал». В Базарове идет борьба его нигилистической идеи с природным, родовым.
Оба возвращения Базарова домой воспринимаются им самим не как возвращение, а только как приезд. Хотя картина встречи сына отцом вызывает ассоциации с известным эпизодом притчи. Отец выходит навстречу сыну, но не бежит, как его евангельский предшественник, а пытаясь сдержать свои чувства, стоит на крыльце, «растопырив ноги», «всё продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами»
И обед, приготовленный матерью, сравним с пиром, устроенным в честь блудного сына, хотя родители понимают, что сын приехал ненадолго.
Второй приезд к родителям больше похоже на возвращение блудного сына, который, покаявшись, просит отца принять его «в число наемников». Однако и в данном случае Базаров ставит условие – «на шесть недель». К окончательному возвращению он еще не готов, как не готов принять веру своих родителей.
Выводы: Тургенева волнует проблема взаимоотношения отцов и детей и не выйти на библейскую притчу он не мог. Обращаясь к евангельскому сюжету, Тургенев сверяет проповедуемые в нем христианские истины с собственным жизненным опытом и философскими представлениями и обнаруживает их совпадение.
Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Без знания Евангельских заповедей, сюжетов, притч невозможно приобщиться к великой культуре. Притча о блудном сыне несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Она будет актуальна и важна всегда, потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки.
В конце урока прослушиваем аудиозапись «Блудный сын».
Стихи Б.Слуцкого
Музыка Вад. и Вал. Мищуков
Истощенный нуждой, истомленный трудом,
Блудный сын возвращается в отческий дом.
И стучится в окно осторожно: "Можно?"
Сын мой единственный, можно!
Можно все, лобызай, если хочешь, отца,
Обгрызай духовитые кости тельца.
Как приятно, что ты возвратился,
Ты б остался, сынок, изменился.
Сын губу утирает густой бородой,
Поедает тельца, запивает водой,
Аж на лбу блещет капелька пота
От такой непосильной работы.
Вот он съел, сколько мог, вот он в спальню прошел,
Спит на чистой постели, ему хорошо,
И встает, и свой посох находит,
И ни с кем не прощаясь, уходит.
Д/З Стихотворение Слуцкого отличается от Притчи. Проанализируйте его.
(Стихотворение написано в 1956 году. Это поворотный год в истории нашей страны. И не смирение, и не покаяние было в цене в то время)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тверской край в жизни известных писателей и поэтов.
Данный материал поможет учителю в разработке уроков при изучении биографии писателей и поэтов, посетивших Тверскую губернию или живших когда-то на Тверской земле. Это,конечно же, А.С.Пушкин, Ф.М...
Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов
Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....
Писатели и поэты Вязниковского края
Презентация о писателях и поэтах вязниковского края ( к 60 - летию вязниковской литературной группы, декабрь, 2012 год)...
"Путешествие в мир вечных сюжетов и образов"
Конспект урока по музыке "Путешествие в мир вечных сюжетов и образов" (в лабиринтах античной мифологии), 2-х часовой урок, 6 класс....
Вечные сюжеты
Знакомство с балетом "Спартак"...