Внеклассное мероприятие «Времена года и физика»
план-конспект занятия (8, 9 класс) на тему

Ковалев Геннадий Викторович

Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра «Времена года и физика» разработано для обучающихся 8-9 классов. Его можно провести в рамках недели физики, или  географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx816.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новокурлакская СОШ

учитель физики и географии Ковалев Г.В.

«Времена года и физика»

(внеклассное мероприятие по географии и физике для обучающихся 8-9 классов)

Цели:

Образовательные: 

  • формирование интереса к физике и географии;
  • изучение практической направленности полученных знаний. 

Развивающие: 

  • формирование умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы; 
  • развитие логического мышления, умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. 

Воспитательные: 

  • формирование научного мировоззрения и бережного отношения к природе;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), фасолины.

Ход мероприятия

Учитель. Дорогие ребята, я рад приветствовать вас на игре «Времена года и физика» (слайд 2). Это игра-путешествие по временам года. Побывав в любом из них, мы постараемся найти объяснения физическим явлениям в окружающем нас мире.

А помогут вам в этом ваши знания по физике и географии.

У этой игры простые правила.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

  1. Вам предлагается выбирать себе задания из четырех категорий, соответствующих временам года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (слайд 3). 

  1. После обдумывания вопроса вам необходимо дать на него ответ. Так как наша игра является индивидуальным соревнованием, то каждый должен стремиться ответить быстрее других (по поднятой руке).
  2. Если участник дает правильный ответ, то он получает в свою копилку фасолину.
  3. В случае неправильного ответа другой участник имеет право ответить на этот же вопрос.
  4. Победителем объявляется участник, имеющий набольшее количество фасолин на момент окончания игры.

ВОПРОСЫ ИГРЫ

Категория «Осень»

(Слайды 4 – 10)

Вопрос 1 (Слайд 5)

Яблоко раздора.

Поспорили мальчик и девочка. Мальчик утверждает, что Земля падает на яблоко. Девочка , что все- таки яблоко падает на Землю. Кто прав?

Ответ.

Яблоко и Земля падают друг на друга.

Земной шар притягивает яблоко, а яблоко с такой же силой притягивает Земной шар.

(Падение яблока подчиняется третьему закону Ньютона: "Действие равно противодействию". Яблоко падает на землю потому, что его притягивает Земной шар. Но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе Землю. Таким образом, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы земного притяжения сообщат яблоку ускорение 9,8 H/кг, а нашей планете - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса Земли в огромное число раз превышает массу яблока, поэтому перемещение Земли столь ничтожно, что практически его можно считать равным нулю).

Вопрос 2 (Слайд 7)

Объясните поговорку, зашифрованную в ребусе.

Ответ.

«Как с гуся вода».

Явление несмачиваемости. Перья и пух водоплавающих птиц обильно смазаны жиром. Молекулы воды и жира слабо взаимодействуют между собой.

Вопрос 3 (Слайд 9)

Как образуются облака?

Ответ.

Образование облаков. Водяной пар с поверхности Земли поднимается вверх, остывает, превращается в ледяные кристаллы или капли воды. Из чего собственно и состоят тучи и облака.

Категория «Весна»

(Слайды 11 – 21)

Вопрос 1 (Слайд 12)

Почему игрушечные кораблики чаще делают из дерева, чем из железа?

Ответ.

Дерево в воде не тонет. На  тело в жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Плотность дерева меньше плотности воды то есть сила тяжести меньше выталкивающей силы (сила Архимеда).

Вопрос 2 (Слайд 14)

Становится ли вода теплее, когда в ней тают льдинки?

Ответ.

Плавление. Когда лед тает, он поглощает энергию взаимодействующих с ним тел, в том числе и воды. Температура воды остается постоянной.  

Вопрос 3 (Слайд 16)

На основании какого физического процесса мы ощущаем запах цветущей яблони?

Ответ.

Диффузия. Процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. Примеры: перемешивание газов (распространение запахов) или жидкостей (окрашивание чернилами воды).

Вопрос 4 (Слайд 18)

Разговаривают ли рыбы?

Ответ.

Звуковые явления. Многие рыбы способны воспринимать инфразвук и ультразвук, которые ухо человека не воспринимает. Дельфин способен воспринимать очень слабые эхо-сигналы. Он прекрасно «Замечает» маленькую рыбку, появившуюся на расстоянии 50м. Кашалоты издают звуки и оглушают добычу своими сигналами.

Вопрос 5 (Слайд 20)

Опыт с водой (вместо многоточия вставьте слова – лед, вода).

Воду налили в пластиковый стаканчик точно до верхней линии  и поставили на сутки в морозилку.

1. Вытащили стаканчик и увидели, что вода превратилась в …
2. Объём … оказался больше, чем объём …
3. Плотность … стала меньше, чем плотность …, поэтому … и не тонет в воде

Ответ.

Кристаллизация. При замерзании (кристаллизации) вода из жидкого состояния переходит в твердое, молекулы воды выстраиваются в определенном порядке кристаллической решетки. Расстояние между молекулами льда становится больше, чем у жидкости. Плотность льда становится меньше плотности воды Лёд поднимается на поверхность воды (плавает).

Категория «Зима»

(Слайды 22 – 32)

Вопрос 1 (Слайд 23)

Что такое снег?

Ответ.

Это зимний вид атмосферных осадков. Снежинка имеет кристальную структуру. Когда капля воды проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха она кристаллизуется. Молекулы воды в кристалле объединяясь образовывают снежинки самой разнообразной формы. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды. На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности.

Вопрос 2 (Слайд 25)

Увеличится или уменьшится у девочки вероятность докатиться до дерева, если к ней подсядет мальчик? Почему?

Ответ.

Инерция – это явления сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел. Масса - мера инертности тел.  Чем больше масса тела, тем оно лучше сохраняет свою скорость. Мальчик с девочкой имеют большую массу, чем одна девочка. Следовательно, вероятность докатиться до дерева, если к девочке подсядет мальчик, увеличится.  

Вопрос 3 (Слайд 27)

Как будет теплее  в четырех тонких свитерах или в одном по толщине равном четырем тонким?

Ответ.

Теплопроводность. Воздух один из самых проводников тепла. Четыре тонких свитеров греют лучше одного толстого.

Вопрос 4 (Слайд 29)

Увеличится ли глубина следа мальчика,  если на спине будет еще рюкзак?

Ответ.

Давление.

Давление твёрдых тел на одну и ту же площадь опоры зависит только от силы тяжести, а она в свою очередь, от массы тела. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, следовательно и давление больше. Глубина следа мальчика, если на спине будет рюкзак, увеличится, так как увеличится его масса.

Вопрос 5 (Слайд 31)

Отчего появляются узоры на окнах?

Ответ.

Узоры на окне.  

Узоры проявляются в виде кристаллизации воды при охлаждении окна от 0 до – 6°C. На поверхности стекла отлагается сплошной слой непрозрачного, рыхлого льда. На поверхности стекла образуется пленка воды, затем при падении температуры ниже нуля закристаллизовывается в виде древовидных образований – дендритов (дендритная кристаллизация на окне, в следствии действия силы тяжести, начинается с низу стекла, так как там накапливается большее количество воды, чем сверху окна).

Категория «Лето»

(Слайды 33 – 41)

Вопрос 1 (Слайд 34)

На улице жара. Какого цвета платье нужно выбрать для выхода на прогулку: черное или белое? Почему?

Ответ.

Белое. Предметы чёрного цвета обладают более высоким теплообменом, быстрее нагреваются и быстрее остывают. Белый цвет отражает лучи света, то есть белый предмет сохраняет свою температуру неизменной гораздо лучше, чем чёрный.

Вопрос 2 (Слайд 36)

Откуда берётся радуга?

Ответ.

Радуга представляет собой цветную дугу и просматривается на фоне водной завесы. Радуга наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу. В радуге различаются семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Источником радуги является солнечный свет, преломляющийся в каплях дождя. Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне завесы капель поливальной установки.

Вопрос 3 (Слайд 38)

Откуда появились капельки? Дождика не было, но утром трава мокрая.

Ответ.

Роса.

Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь в воду (росу). Образованию росы благоприятствуют ясное небо, тонкие высокие облака, слабый ветер. Роса – конденсат водяного пара – образуется тем быстрее, чем ниже температура поверхности земли. Появляется роса в теплое время года. Когда же начинает подмораживать, то вместо росы образуется иней – тонкий слой кристаллов льда.

Вопрос 4 (Слайд 41)

Бывает ли гром без молнии?

Ответ.

Возникновение грома и молнии.

Молния - искровой разряд электричества. Установлено, что в результате взаимодействия грозовые облака заряжаются. Молния может возникнуть от сближения разноименно заряженных тел. При движении к поверхности Земли заряды ударяют по частицам воздуха, которые излучают свет.

Возникновение грома объясняется тем, что быстро расширяющийся вокруг молнии воздух создает звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков и поверхности земли, вызывают эхо, которое и воспринимается человеческим слухом как громовые раскаты.

Подведение итогов игры

По окончании игры подсчитывается количество фасолин, заработанных каждым из участников игры. Выигрывает тот, у кого их наибольшее количество. Победителю торжественно вручается диплом, а остальным участникам – благодарности за участие в игре).

Учитель. Дорогие ребята (переход со слайда 3 на слайд 44), не забывайте, что наша природа прекрасна (переход на слайд 45), а мир природных явлений многообразен, интересен, загадочен. Изучайте его. Удивляйтесь ему (переход на слайд 46).  Любите природу во всех её проявлениях.

Список использованной литературы:

  1. Семке, А. И. Физика и живая природа : занимат. материал к уроку : 7—9 кл. / А. И. Семке. – М. : Чистые пруды, 2008.
  2. Тарасов Л. В., Физика в природе : Кн. для учащихся / Л.В. Тарасов. - М.: Вербум-М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Время собирать камни"

В помощь классному руководителю...

Разработка внеклассного мероприятия "Времена года"

Сценарий мероприятия "Времена года" для учащихся 6-7 классов школы...

Сценарий внеклассного мероприятия "Времена года путешествуют по праздникам"

В сценарии в занимательной форме рассказывается о четырех немецких праздниках: пасхе, рождестве, празднике урожая, дне дракона.На мероприятии исполняются немецкие народные песни, танцы, звучат стихи, ...

Мероприятие "Времена года"

Разработка внеклассного мероприятия про времена года....

Внеклассное мероприятие "ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС. АФГАНИСТАН 1979 - 1989"

Разработка внеклассного мероприятия  к Дню вывода Советских войск из Афганистана....

Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"

Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...