Внеклассное мероприятие «Времена года и физика»
план-конспект занятия (8, 9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра «Времена года и физика» разработано для обучающихся 8-9 классов. Его можно провести в рамках недели физики, или географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 816.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Новокурлакская СОШ
учитель физики и географии Ковалев Г.В.
«Времена года и физика»
(внеклассное мероприятие по географии и физике для обучающихся 8-9 классов)
Цели:
Образовательные:
- формирование интереса к физике и географии;
- изучение практической направленности полученных знаний.
Развивающие:
- формирование умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы;
- развитие логического мышления, умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательные:
- формирование научного мировоззрения и бережного отношения к природе;
- развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), фасолины.
Ход мероприятия
Учитель. Дорогие ребята, я рад приветствовать вас на игре «Времена года и физика» (слайд 2). Это игра-путешествие по временам года. Побывав в любом из них, мы постараемся найти объяснения физическим явлениям в окружающем нас мире.
А помогут вам в этом ваши знания по физике и географии.
У этой игры простые правила.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Вам предлагается выбирать себе задания из четырех категорий, соответствующих временам года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (слайд 3).
- После обдумывания вопроса вам необходимо дать на него ответ. Так как наша игра является индивидуальным соревнованием, то каждый должен стремиться ответить быстрее других (по поднятой руке).
- Если участник дает правильный ответ, то он получает в свою копилку фасолину.
- В случае неправильного ответа другой участник имеет право ответить на этот же вопрос.
- Победителем объявляется участник, имеющий набольшее количество фасолин на момент окончания игры.
ВОПРОСЫ ИГРЫ
Категория «Осень»
(Слайды 4 – 10)
Вопрос 1 (Слайд 5)
Яблоко раздора.
Поспорили мальчик и девочка. Мальчик утверждает, что Земля падает на яблоко. Девочка , что все- таки яблоко падает на Землю. Кто прав?
Ответ.
Яблоко и Земля падают друг на друга.
Земной шар притягивает яблоко, а яблоко с такой же силой притягивает Земной шар.
(Падение яблока подчиняется третьему закону Ньютона: "Действие равно противодействию". Яблоко падает на землю потому, что его притягивает Земной шар. Но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе Землю. Таким образом, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы земного притяжения сообщат яблоку ускорение 9,8 H/кг, а нашей планете - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса Земли в огромное число раз превышает массу яблока, поэтому перемещение Земли столь ничтожно, что практически его можно считать равным нулю).
Вопрос 2 (Слайд 7)
Объясните поговорку, зашифрованную в ребусе.
Ответ.
«Как с гуся вода».
Явление несмачиваемости. Перья и пух водоплавающих птиц обильно смазаны жиром. Молекулы воды и жира слабо взаимодействуют между собой.
Вопрос 3 (Слайд 9)
Как образуются облака?
Ответ.
Образование облаков. Водяной пар с поверхности Земли поднимается вверх, остывает, превращается в ледяные кристаллы или капли воды. Из чего собственно и состоят тучи и облака.
Категория «Весна»
(Слайды 11 – 21)
Вопрос 1 (Слайд 12)
Почему игрушечные кораблики чаще делают из дерева, чем из железа?
Ответ.
Дерево в воде не тонет. На тело в жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Плотность дерева меньше плотности воды то есть сила тяжести меньше выталкивающей силы (сила Архимеда).
Вопрос 2 (Слайд 14)
Становится ли вода теплее, когда в ней тают льдинки?
Ответ.
Плавление. Когда лед тает, он поглощает энергию взаимодействующих с ним тел, в том числе и воды. Температура воды остается постоянной.
Вопрос 3 (Слайд 16)
На основании какого физического процесса мы ощущаем запах цветущей яблони?
Ответ.
Диффузия. Процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. Примеры: перемешивание газов (распространение запахов) или жидкостей (окрашивание чернилами воды).
Вопрос 4 (Слайд 18)
Разговаривают ли рыбы?
Ответ.
Звуковые явления. Многие рыбы способны воспринимать инфразвук и ультразвук, которые ухо человека не воспринимает. Дельфин способен воспринимать очень слабые эхо-сигналы. Он прекрасно «Замечает» маленькую рыбку, появившуюся на расстоянии 50м. Кашалоты издают звуки и оглушают добычу своими сигналами.
Вопрос 5 (Слайд 20)
Опыт с водой (вместо многоточия вставьте слова – лед, вода).
Воду налили в пластиковый стаканчик точно до верхней линии и поставили на сутки в морозилку.
1. Вытащили стаканчик и увидели, что вода превратилась в …
2. Объём … оказался больше, чем объём …
3. Плотность … стала меньше, чем плотность …, поэтому … и не тонет в воде
Ответ.
Кристаллизация. При замерзании (кристаллизации) вода из жидкого состояния переходит в твердое, молекулы воды выстраиваются в определенном порядке кристаллической решетки. Расстояние между молекулами льда становится больше, чем у жидкости. Плотность льда становится меньше плотности воды Лёд поднимается на поверхность воды (плавает).
Категория «Зима»
(Слайды 22 – 32)
Вопрос 1 (Слайд 23)
Что такое снег?
Ответ.
Это зимний вид атмосферных осадков. Снежинка имеет кристальную структуру. Когда капля воды проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха она кристаллизуется. Молекулы воды в кристалле объединяясь образовывают снежинки самой разнообразной формы. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды. На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности.
Вопрос 2 (Слайд 25)
Увеличится или уменьшится у девочки вероятность докатиться до дерева, если к ней подсядет мальчик? Почему?
Ответ.
Инерция – это явления сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел. Масса - мера инертности тел. Чем больше масса тела, тем оно лучше сохраняет свою скорость. Мальчик с девочкой имеют большую массу, чем одна девочка. Следовательно, вероятность докатиться до дерева, если к девочке подсядет мальчик, увеличится.
Вопрос 3 (Слайд 27)
Как будет теплее в четырех тонких свитерах или в одном по толщине равном четырем тонким?
Ответ.
Теплопроводность. Воздух один из самых проводников тепла. Четыре тонких свитеров греют лучше одного толстого.
Вопрос 4 (Слайд 29)
Увеличится ли глубина следа мальчика, если на спине будет еще рюкзак?
Ответ.
Давление.
Давление твёрдых тел на одну и ту же площадь опоры зависит только от силы тяжести, а она в свою очередь, от массы тела. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, следовательно и давление больше. Глубина следа мальчика, если на спине будет рюкзак, увеличится, так как увеличится его масса.
Вопрос 5 (Слайд 31)
Отчего появляются узоры на окнах?
Ответ.
Узоры на окне.
Узоры проявляются в виде кристаллизации воды при охлаждении окна от 0 до – 6°C. На поверхности стекла отлагается сплошной слой непрозрачного, рыхлого льда. На поверхности стекла образуется пленка воды, затем при падении температуры ниже нуля закристаллизовывается в виде древовидных образований – дендритов (дендритная кристаллизация на окне, в следствии действия силы тяжести, начинается с низу стекла, так как там накапливается большее количество воды, чем сверху окна).
Категория «Лето»
(Слайды 33 – 41)
Вопрос 1 (Слайд 34)
На улице жара. Какого цвета платье нужно выбрать для выхода на прогулку: черное или белое? Почему?
Ответ.
Белое. Предметы чёрного цвета обладают более высоким теплообменом, быстрее нагреваются и быстрее остывают. Белый цвет отражает лучи света, то есть белый предмет сохраняет свою температуру неизменной гораздо лучше, чем чёрный.
Вопрос 2 (Слайд 36)
Откуда берётся радуга?
Ответ.
Радуга представляет собой цветную дугу и просматривается на фоне водной завесы. Радуга наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу. В радуге различаются семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Источником радуги является солнечный свет, преломляющийся в каплях дождя. Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне завесы капель поливальной установки.
Вопрос 3 (Слайд 38)
Откуда появились капельки? Дождика не было, но утром трава мокрая.
Ответ.
Роса.
Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь в воду (росу). Образованию росы благоприятствуют ясное небо, тонкие высокие облака, слабый ветер. Роса – конденсат водяного пара – образуется тем быстрее, чем ниже температура поверхности земли. Появляется роса в теплое время года. Когда же начинает подмораживать, то вместо росы образуется иней – тонкий слой кристаллов льда.
Вопрос 4 (Слайд 41)
Бывает ли гром без молнии?
Ответ.
Возникновение грома и молнии.
Молния - искровой разряд электричества. Установлено, что в результате взаимодействия грозовые облака заряжаются. Молния может возникнуть от сближения разноименно заряженных тел. При движении к поверхности Земли заряды ударяют по частицам воздуха, которые излучают свет.
Возникновение грома объясняется тем, что быстро расширяющийся вокруг молнии воздух создает звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков и поверхности земли, вызывают эхо, которое и воспринимается человеческим слухом как громовые раскаты.
Подведение итогов игры
По окончании игры подсчитывается количество фасолин, заработанных каждым из участников игры. Выигрывает тот, у кого их наибольшее количество. Победителю торжественно вручается диплом, а остальным участникам – благодарности за участие в игре).
Учитель. Дорогие ребята (переход со слайда 3 на слайд 44), не забывайте, что наша природа прекрасна (переход на слайд 45), а мир природных явлений многообразен, интересен, загадочен. Изучайте его. Удивляйтесь ему (переход на слайд 46). Любите природу во всех её проявлениях.
Список использованной литературы:
- Семке, А. И. Физика и живая природа : занимат. материал к уроку : 7—9 кл. / А. И. Семке. – М. : Чистые пруды, 2008.
- Тарасов Л. В., Физика в природе : Кн. для учащихся / Л.В. Тарасов. - М.: Вербум-М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Время собирать камни"
В помощь классному руководителю...
Разработка внеклассного мероприятия "Времена года"
Сценарий мероприятия "Времена года" для учащихся 6-7 классов школы...
Сценарий внеклассного мероприятия "Времена года путешествуют по праздникам"
В сценарии в занимательной форме рассказывается о четырех немецких праздниках: пасхе, рождестве, празднике урожая, дне дракона.На мероприятии исполняются немецкие народные песни, танцы, звучат стихи, ...
Мероприятие "Времена года"
Разработка внеклассного мероприятия про времена года....
Внеклассное мероприятие "ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС. АФГАНИСТАН 1979 - 1989"
Разработка внеклассного мероприятия к Дню вывода Советских войск из Афганистана....
Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"
Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...
Внеклассное мероприятие "Времена года. Погода"
Мероприятие для 3 класса...