Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Цели занятия:
1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,
2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;
3. Развивать память и обогащать речь обучающихся.
4. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, истории.
Оборудование:
Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах, Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.
Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_itogovogo_zanyatiya.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий итогового занятия по элективному курсу
«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
Цели занятия:
1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,
2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;
3. Развивать память и обогащать речь обучающихся.
4. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, истории.
Оборудование:
Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах, Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.
Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка
Ход занятия:
-мелодия колокольного звона Свято-Троицкого собора.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы очень рады всех видеть на нашем итоговом занятии « Есть сила благодатная в созвучьи слов живых».
1.Ведущий: « Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М.
2.Ведущий: «... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю.
1.Ведущий: « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь
2.Ведущий: « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога».
-Итак, что такое молитва, как она нашла отражение в разных областях русской художественной культуры, сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.
-просмотр видеоролика с прослушиванием православной молитвы
Учитель:
Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас"!..
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
(Возможно прослушивание аудиозаписи. «Отче наш» или совместное чтение)
1.Ведущий: Православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты.
Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.
2.Ведущий: В течение всего учебного года мы работали над этой темой и выяснили, что молитвы бывают разными (ученики обобщают изученное).
Учитель: Молитва нашла отражение не только в повседневной жизни, но и литературе, искусств и музыке. Вспомним, как молитва нашла отражение в поэзии
(Ученики выразительно читают стихи А.С. Пушкина, П.А.Вяземского, Е. Баратынского, И.С. Никитина)
Учитель: «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все. Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.
Молитва находится в центре всей жизни православного человека и имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве.
1.Ведущий:У М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..»,1829г) –относится к ранней лирике поэта. Послушаем самое раннее, М.Ю. Лермонтову было 17 лет.(Выразительное чтение учеником )
«Молитва»
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»
2.Ведущий: Следующая «Молитва» посвящена любимой девушке – Варваре Лопухиной. М.Ю.Лермонтову 23 года, написано в 1837 г.(Выразительное чтение учеником )
«Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Стихотворение-обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека
1.Ведущий: Стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Поэту 26 лет. Через год поэта не станет.
- О чём эта молитва? Как вы думаете, эта молитва – просьба, благодарность, покаяние? .(Выразительное чтение учеником )
- А как вы понимаете значение созвучья «слов живых»?
«Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Учитель: Послушайте стихотворение И. Бунина: (Выразительное чтение учеником )
За всё тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда.
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
- К какому типу молитвы вы отнесёте стихотворение И. Бунина?
- Опишите с помощью ключевых слов эмоциональное состояние лирического героя.
- За что благодарит автор Бога?
Учитель: Послушайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва»: .(Выразительное чтение учеником )
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
- О чём просит в своей молитве А.А. Ахматова?
- Понятные ли вам высокие чувства поэтессы?
- Удивительно то, ребята, что многое в этом стихотворении сбылось. Муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году как участник контрреволюционного заговора, которого на самом деле не было, сына Льва Гумилёва арестовывали трижды – в 1935, 1938, 1949. Он был приговорён к расстрелу, расстрел был заменён ссылкой.
Ведущий 1: Творческая группа подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами о композиторах, в произведениях которых прослеживается данная тема).Прослушивание музыкальных произведений.
Учитель: Как мы видим, многие поэты и композиторы были верующими людьми и
в своём творчестве обращались к молитве.
Ведущий 2: А сейчас предоставляем слово творческой группе №2, которая подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами о художниках, в произведениях которых прослеживается данная тема).Просмотр полотен
Ведущий 1: -Вот и подошёл к концу наше занятие. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом). Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу). Какова роль молитвы в жизни православного христианина? (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность). Может ли быть молитва неправильной? (Да, если человек просит плохое для другого человека). Где и как может молиться человек? (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.
Учитель: А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей теме , определим действие молитвы в жизни православных христиан, составим синквейн к слову МОЛИТВА. Дети в группах, в парах, индивидуально составляют синквейн.
Проверка:
Молитва
Искренняя, благодатная, чудная, слёзная, искренняя
Приближает, славит, благодарит, очищает, спасает, облегчает
Молитва укрепляет душу человека.
Радость. Легко.
Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа. О том, какую важную роль играет в жизни православного человека молитва, говорят и русские пословицы.
Богу молиться – вперёд пригодится.
Молитва - полпути к Богу.
Молитва места не ищет.
С Бога начинай и Господом кончай!
С молитвой в устах, с работой в руках.
Лихо думаешь – Богу не молись.
Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.
Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю послушать песню «Молитва Ангелу-Хранителю» на стихи поэта П.А.Вяземского. Внимательно вслушайтесь в эти слова.
Выступление ученика:
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!
И вновь тогда из райской сени
Хранитель Ангел твой сойдёт
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесёт.
И.С. Никитин.
-Урок окончен. Берегите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)
Урок – лекция с элементами презентации и использованием видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...
Созвучье слов живых
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...
Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»
История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе. По сл...
Презентация к итоговому занятию по элективному курсу "Профориентация"
Данная презентация поможет более продуктивно провести итоговое занятие по элективному курсу...
Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"
Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...
Элективный курс «Есть в травах и цветах целительная сила…»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев естественно - научного и медико-биологического направления, а также обучающихся, проявляющих интерес к изучению м...
"Есть сила благодатная в созвучье слов живых..." Полная разработка открытого интегрированного урока
Разработки уроков и т.п....