Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Бикбова Румия Дамировна

Урок – лекция с элементами презентации и  использованием  видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставками (ссылка https://cloud.mail.ru/public/0db31d3f94a0/%D0%9F%D...).

На  уроке использована   шикарная музыкальная подборка видеороликов романсов.

Ссылка на музыкальное приложение видеороликов:

https://cloud.mail.ru/public/a84a5a734eb6/%D0%90%D...

https://cloud.mail.ru/public/4a7368d57b9b/%D0%90%D...

https://cloud.mail.ru/public/52fa2a388fe0/%D0%91%D... https://cloud.mail.ru/public/9ee68b9f743d/%D0%A0%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная гостиная

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Альбом для рисования.

Музыкальный репертуар

Романсы:

Выхожу один я  на дорогу (видеоролик в Приложении)

Белеет парус одинокий (видеоролик в Приложении)

Горные вершины

Я не люблю вас и люблю (видеоролик в Приложении)

Молитва

Я верю

Колыбельная

Вальс А. Хачатуряна  из к/ф «Маскарад» (видеоролик в Приложении)

Вид урока: Урок – лекция с элементами презентации, и  использованием  видеороликов.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: познакомиться с музыкальностью, изобразительностью  творчества М. Ю. Лермонтова

Задачи:

  • воспитать любовь к русской поэзии
  • прививать любовь к Родине
  • развивать нравственно-эстетические чувства обучающихся
  • формировать память, внимание и мышление школьников
  • воспитывать нравственные качества личности
  • развивать познавательный интерес  и мотивы

СЛАЙД 1  Музыкально – литературная  гостиная

СЛАЙД 2

Эпиграф:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них

Ход урока:

Все входят под Вальс А. Хачатуряна из к/ф. «Маскарад».

СЛАЙД 3

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев  создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина»

Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. И это за неполных 27 лет. 

        СЛАЙД 4

Сегодня мы отправляемся в удивительный мир, мир поэзии М.Ю. Лермонтова.

О ЛЕРМОНТОВЕ
Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он – странник одинокий. Он для России – сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий – свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи –
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина)

СЛАЙД 5

Нынешний юбилей поэта – не только благодарная память современников, но прежде всего горделивая веха в культурной жизни России. Имя Лермонтова навечно вошло в её поэтическую плеяду, плеяду гениальных стихотворцев.

СЛАЙД 6

Будучи маленьким мальчиком, он слушал, как мать пела ему песню, и плакал… 
Ребенок вырос, и одним из ранних впечатлений детства осталось: грустная песня и мать, которая умерла, когда мальчику было около трех…

Позже Лермонтов уже не помнил ни мелодии, ни слов песни, но память о ней и о матери была так сильна, что выразилась в редком по строю чувств и красоте стихотворении «Ангел»:

По небу полуночи ангел летел
     И тихую песню он пел… 
Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез; 
И звук его песни в душе молодой
    Остался — без слов, но живой.

Воспоминание о песне матери стало для Лермонтова на всю его жизнь мерилом прекрасного, мерилом любви.

Так из детства, от материнской песни звуки музыки пришли в поэзию Лермонтова. По этим нескольким строкам можно судить, какая напевная, мелодичная, будто задумчивое звучание  инструмента, лирика поэта.
Подобное ощущение остается от многих его  стихов. Вслушаемся в слова стихотворения «Выхожу один я на дорогу», и музыка его заворожит вас…

СЛАЙД 7

Слушание Романса ( и исполнение под гитару)

Dm       Gm           Dm

Выхожу     один я на  дорогу

Gm/B     Dm/F    Gm/E    A7      Dm

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Dm    Gm6     A7           B  F

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу

Gm    Dm       A7     B      Gm

И звезда с звездою говорит.

Gm    Dm/F     Gm  A7   Dm

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть! -

Но не тем холодным сном могилы

Я б желал на веки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лилея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Надо отметить, что музыку написала  Елизавета Шашина. Она Выступала с концертами, аккомпанируя сестре, певице Аделаиде Сергеевне Шашиной.

Автор популярных романсов на стихи 

М. Ю. Лермонтова,

«Мцыри» («Дитя моё, останься здесь») (1863),

«Не плачь, не плачь, мое дитя» (1864),

«Нет, не тебя так пылко я люблю» (1871),

 «К Л.» («У ног других не забывал») (1874),

«Нищий» (1879).

СЛАЙД 8

От природы Лермонтов был очень музыкален. В детстве он учился игре на фортепианоскрипке и флейте и позже всегда любил музицировать. Он и пел, аккомпанируя себе.

СЛАЙД

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его поэзии.

СЛАЙД 9

Вот как о нём писал В. Белинский: «Читая всякую строку, вышедшую из – под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».

СЛАЙД 10

Его однополчанин вспоминал, что свою «Казачью колыбельную песню» поэт сам положил на музыку. К сожалению, ноты ее неизвестны.

Мы знаем другое: в селениях Северного Кавказа на слова «Казачьей колыбельной» бытовала народная песня. А сегодня прослушаем романс

 

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
     Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
     В колыбель твою.
5Стану сказывать я сказки,
     Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
     Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
     Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
     Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,
     Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
     Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
  И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
     Шелком разошью
...
Спи, дитя мое родное,
     Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
     И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
     Ты махнешь рукой
...
Сколько горьких слез украдкой
     Я в ту ночь пролью!
..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
     Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
     Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
     По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
     Ты в чужом краю
...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
     Образок святой:
Ты его, моляся богу,
     Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
     Помни мать свою
...
Спи, младенец мой прекрасный,
     Баюшки-баю.

СЛАЙД 11

Музыку Лермонтов слушал часто: и оперы, когда жил в Петербурге, и русские песни— еще в Тарханах, а потом на Кавказе — горские напевы. Он любил бывать в петербургском доме графа Виельгорского — известного мецената и музыканта. Там всегда звучала музыка.


В прозе Лермонтова можно найти фразу:

«У графа. В… был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема…».

СЛАЙД  12

Любовь и способности поэта к музыке не могли не отразиться в его литературном творчестве. Он воспринимал действительность не только через зрительные образы, как художник, но и через образы музыкальные. Например, в 1830 году он писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Лермонтов  считал, что только музыка может полно передать глубинные душевные чувства и переживания. Возможности звуков почти безграничны. Свое восхищение перед музыкальными звуками поэт выразил в стихотворении «Звуки» (1830–31), навеянном игрой гитариста М. Т. Высотского:

Что за звуки! неподвижен внемлю
    Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо землю,
    Самого себя.
5Всемогущий! что за звуки! жадно
    Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
    Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
10    Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
    Всё, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
    Образ милый мне;
15Мнится, слышу тихий плач разлуки,
    И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
    Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
20    На слова людей.

СЛАЙД 13

Еще при жизни поэта композиторы обратились к его стихам. Со временем стало ясно, что ни один сколько-нибудь известный русский композитор не может обойти в своем творчестве поэзию Лермонтова. Причем интересно, что чем значительнее композитор, тем с большей осторожностью относился он к сочинению музыки на стихи Лермонтова. Значительная часть лирических произведений поэта легли в основу более сотни русских романсов и песен, музыку для которых сочиняли. Рубинштейн А. Г., Кюи Ц. А., Балакирев М. А., Римский-Корсаков Н. А. и многие другие русские композиторы

*В самом деле: у Глинки, например, есть только один романс на его слова («Слышу ли голос твой»); 

Римский-Корсаков, создавший ряд романсов на лермонтовские стихи (в их числе прекрасный романс «Как небеса, твой взор блистает»), говорил:
«
У Лермонтова много стихотворений, из которых можно писать романсы, но я как-то боюсь, что у меня они выйдут пошлы».
Не нужно объяснять, что этого не случилось. На причину «осторожною» oбращения великих композиторов со стихами Лермонтова наиболее точно указывает
Чайковский: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул».
«Дерзость» Чайковского дала прекрасные плоды: его 
романс «Любовь мертвеца» стоит в ряду лучших произведений на тексты поэта.

Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М. Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова  Алябьев, Варламов (всем известен его «Парус»), ГурилевДаргомыжскийА. РубинштейнАренский,РахманиновГречаниновМетнер
Цикл романсов написала на слова нашего великого поэта французская певица 
Полина Виардо.
Навеяны поэзией Лермонтова и замечательные симфонические произведения. Это прекрасная 
поэма Балакирева «Тамара»,

фантазия юного Рахманинова «Утес»,

симфоническая картина Спендиарова «Три пальмы».

Все они хорошо известны слушателям оркестровой музыки. Ну и, конечно, особая популярность завоевана оперой А. Рубинштейна «Демон»*

СЛАЙД 14

Не раз обращались к творчеству Лермонтова современные исполнители и композиторы.

Хочется предложить вашему вниманию романс «Я не люблю Вас и люблю»

 в исполнении А. Руссо – современного исполнителя песен –

Я не люблю Вас и люблю

На Вас молюсь и проклинаю

Не видеть Вас я не могу

Но встречи с Вами избегаю

Вы так наивны, так умны

Вы так низки и так высоки

Вы так земны и неземны

Вы так близки и так далеки

Вы - сладкий яд, Вы - горький мед

Вы - божество, Вы - сущий Дьявол

Вас ищу, от Вас бегу

Я не люблю Вас и люблю

Я не люблю Вас и люблю

Я не люблю Вас и люблю

У Вас небесные черты

О нет, уродливая маска

Вы черно-белы, нет - цветны

Вы так грубы, в Вас столько ласки

На Вас воздушные шелка

Да нет же, жалкие лохмотья

Желанье знать Вас и не знать

В себе не в силах побороть я

Вы - сладкий яд, Вы - горький мед

Вы - божество, Вы - сущий Дьявол

Вас ищу, от Вас бегу

Я не люблю Вас и люблю

Я не люблю Вас и люблю

Я не люблю Вас и люблю


СЛАЙД 15,16

В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А. Хачатуряна к драме «Маскарад» ( с него начался наш урок)
Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и 
исполнителей, источником радости для любителей музыки.

и просмотр картин Лермонтова

СЛАЙД 17,18

И под заключительные аккорды прекрасного вальса хочется добавить, что природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника. И если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим Мастером. Маленький Лермонтов начал рисовать с 3-х лет. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Серьёзные занятия живописи Михаил получил от художника П.Е. Заболотского. На формирование Лермонтова как художника, живописца и графика оказал большое влияние великий голландский художник 17 века Рембрандт. Лермонтов рисовал всю свою сознательную жизнь. До нас дошли более 10 его картин, написанных маслом, более 50 акварелей, и свыше трёхсот рисунков.

СЛАЙД 19

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда – нибудь увидел свет…

И как в вальсе закружит е  творчество  Михаила Лермонтова в  божественном Танце и никогда не отпустит из своих объятий.
Вот для чего приходят в этот мир Великие люди - Гении. Они приходят, чтобы научить нас Любить Жизнь,  Красоту, Культуру  и кружиться с нами по жизни в Великом Танце, который человечество назвало Вальсом.

Слушание и просмотр видеоролика с вальсом А. Хачатуряна из к/ф. «Маскарад» (возможно исполнение танца учащимися в бальных нарядах)

Эти слова — гимн интонации, слову, которое произносится, звучит, интонируется, за которым стоит нечто не передаваемое одним только словом, но выражаемое мелодической линией фразы, стиха…

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

В созвучье! Опять-таки не только в смысле слов, а в их звучании, в их музыкально-поэтическом выражении!

Нет! Музыкальность Лермонтова не прошла даром для русской поэзии. И она объясняет нам непостижимое звучание Лермонтовского стиха и его поэтической прозы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знание есть сила, сила есть знание"

Данное мероприятие можно проводить между командами одного или параллельных классов. У каждой команды заранее должно быть продумано название, выбран капитан. Время проведения 1 час. Участники:  7 ...

Созвучье слов живых

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...

Внеклассное мероприятие "Созвучье муз живых"

Внеклассное мероприятие по литературе и музыке в 6 классе...

Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»

История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе. По сл...

Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...

Цели занятия:       1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,       2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произве...

Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"

Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит  из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...