Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Башарова Галина Михайловна

История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе.

 По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие — золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Русские писатели и живописцы были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Рассматривая их  произведения, несомненно, мы обращаемся к православию». Николай Бердяев писал: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”. Например, Н.В. Гоголь писал:« Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может  послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.

И вот сегодня произведения классиков — в школьной программе. Как объяснить обучающимся  взгляды М.Ю Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и других на религию, и как они нашли  отражение в их творчестве? 

Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит  из введения, двух 

разделов и заключения. Курс рассчитан на один год обучения— 34 часа. 

Цель элективного курса:

-раскрытие понятия «Молитва», виды молитв. 

 -показать обучающимся, как православные традиции, церковная культура 

повлияли на формирование русской художественной культуры 19, 20 века;

-осуществить межпредметные связи литературы, изобразительного искусства и основ православной культуры, 

— способствовать формированию личности ребенка, осознанию им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций; 

— ознакомить обучающихся с влиянием православия на формирование   мировоззрения писателей, художников 19 и 20 века.

Структура программы

Программа  состоит из четырех разделов:

Раздел 1:Введение. Православные молитва-12 часов

Занятия призваны познакомить обучающихся с понятием «Молитва», рассмотреть виды молитв и посещения Преображенского собора. 

Раздел 2: Православные молитва в литературе-16 часов

На занятиях обучающихся знакомят с творчеством русских писателей. Уделяется особое внимание молитве как жанру в литературе.

Раздел 3: Православная  молитва  в искусстве-5 часов.

На занятиях обучающихся знакомят с работами известных художников и композиторов, в произведениях которых прослеживается тема молитвы.

Раздел 4: Заключение-1час

На итоговом занятии обобщаем изученное.

Программа разработана как элективный курс и рассчитана на 34 часа( 1 занятие в неделю).Экскурсии входят в план внеурочной работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.gotovo.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»

Автор: Башарова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Учреждение: МБУ «Лицей №57», Самарская область, Тольятти.

Пояснительная записка.

История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе.

 По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие — золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Русские писатели и живописцы были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Рассматривая их  произведения, несомненно, мы обращаемся к православию». Николай Бердяев писал: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”. Например, Н.В. Гоголь писал:« Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может  послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.

И вот сегодня произведения классиков — в школьной программе. Как объяснить обучающимся  взгляды М.Ю Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и других на религию, и как они нашли  отражение в их творчестве?

Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит  из введения, двух

разделов и заключения. Курс рассчитан на один год обучения— 34 часа.

Цель элективного курса:

-раскрытие понятия «Молитва», виды молитв.

 -показать обучающимся, как православные традиции, церковная культура

повлияли на формирование русской художественной культуры 19, 20 века;

-осуществить межпредметные связи литературы, изобразительного искусства и основ православной культуры,

— способствовать формированию личности ребенка, осознанию им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций;

— ознакомить обучающихся с влиянием православия на формирование   мировоззрения писателей, художников 19 и 20 века.

Структура программы

Программа  состоит из четырех разделов:

Раздел 1:Введение. Православные молитва-12 часов

Занятия призваны познакомить обучающихся с понятием «Молитва», рассмотреть виды молитв и посещения Преображенского собора.

Раздел 2: Православные молитва в литературе-16 часов

На занятиях обучающихся знакомят с творчеством русских писателей. Уделяется особое внимание молитве как жанру в литературе.

Раздел 3: Православная  молитва  в искусстве-5 часов.

На занятиях обучающихся знакомят с работами известных художников и композиторов, в произведениях которых прослеживается тема молитвы.

Раздел 4: Заключение-1час

На итоговом занятии обобщаем изученное.

Программа разработана как элективный курс и рассчитана на 34 часа( 1 занятие в неделю).Экскурсии входят в план внеурочной работы

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Формы, методы, приемы, используемые на занятии

Введение. Православная молитва-12 ч

1

Что такое молитва?

1

Работа с толковым словарем. 

Беседа: Зачем молиться ? Что такое молитва? (живое общение человеческой души с Богом). Зачем люди молятся? (это великая духовная сила, она питает духовную жизнь человека).

Работа с высказываниями:

-« Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М.

 -«... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю.

- « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может  послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь

- « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога».

2

Виды молитв:

Молитва – просьба.

Молитва – благодарение.

Молитва – славословие.

Беседа: Какие молитвы существуют ? (церковная , домашняя , монашеская). Зачем нужно непрестанно молиться? ( самое высокое делание на земле — это молитва. Молитва — это оружие против недобрых помыслов. Молитва невидимо защищает человека от всех его врагов, видимых и невидимых).

3

Молитвы Пресвятой Троице.

Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое.

Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный.

2

Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве

Объяснение слов молитв:

Отче - Отец;

Иже - Который; Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный; да - пусть;

святится - прославляется:

яко - как; на небеси - на небе;

насущный - необходимый для существования; даждь - дай;

днесь - сегодня, на нынешний день;

остави - прости;долги - грехи;

должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;

искушение - соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго - всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину.

4

Об ангелах. Молитва Ангелу-хранителю.

1

Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве

5

Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших.

1

Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве

6

Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть

1

Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве

7

Сила молитвы

1

Беседа: Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

 Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

 Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

 Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

 Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы.

8

Посещение храма. Божественная Литургия. Исповедь. Причастие. Поклонение святыням

4

Посещение Преображенского собора.

                                I раздел. Православные молитва в литературе-16 ч.

9

Молитва в русской поэзии

1

Беседа: Свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения выделяем тему молитвенную, в которой отражена духовная жизнь ее авторов.

10

Стихотворения-молитвы-как жемчужины духовной поэзии

1

Беседа: Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий.

11

Стихотворения русских поэтов XIX века

1

Прослушивание и анализ стихов поэтов:

П.А.Вяземский «Молитва»

Е. Баратынский «Молитва»  

А. Григорьев «Молитва»

И.С. Никитин. «Молись, дитя, мужай с летами!»

12

Молитва как жанр в творчестве А.С.Пушкина.

 Анализ стихотворения

«Отец людей, Отец небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами!»

1

Сообщение ученика: Литературная  визитка о поэте.

Чтение и анализ стихотворения

Беседа: Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в Её божественное красноречие»

13

А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны». История создания и анализ стихотворения

1

Просмотр видеофрагмента 

https://www.youtube.com/watch?v=ILmc9HgjaMk 

 Беседа: Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

14

Стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», 1828г.

1

Просмотр видеофрагмента
https://www.youtube.com/watch?v=VBcq9qTQsTY

Беседа: В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах

15

Анализ произведений А.С.Пушкина

1

Выступление учащихся. Выразительное чтение наизусть учащимися стихов поэта.

 Беседа: Для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

16

Молитва как жанр в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

Сообщение ученика: Литературная  визитка о поэте.

Три «Молитвы» поэта

17

М.Ю.Лермонтов «Молитва», («Не обвиняй меня, всесильный») 1829г

1

Просмотр видео

https://youtu.be/cVz9NKpD_Cs

Беседа: История создания и анализ стихотворения.

Это мольба-спор лирического героя с Господом.

18

М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвою» 1837г.

1

Просмотр и прослушивание видеоролика

https://youtu.be/Ui9jWbFx2pg

Беседа: История создания и анализ стихотворения.

Это чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".

19

М.Ю.Лермонтов «Молитва», ("В минуту жизни трудную..."). 1839г.

1

Просмотр и прослушивание видеоролика https://youtu.be/IwePAcVemFY 

Беседа: История создания и анализ стихотворения.

Это  отдохновение поэта, светлая грусть и надежда, прямой разговор с Богом

20

Анализ произведений М.Ю.Лермонтова

1

Выступление учащихся. Выразительное чтение наизусть учащимися стихов.

Беседа: Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию.

21

Тема молитвы в прозе

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

1

Анализ повести, работа с текстом(старец Зосима поучал Алешу: «Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал, и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание. Запомни еще: на каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя!».)

22

Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

1

Анализ повести, работа с текстом(Услышал Алешка, как Шухов вслух Бога похвалил, и обернулся.

- Ведь  вот, Иван Денисович,  душа-то  ваша  просится  Богу  молиться. Почему ж вы ей воли не даете, а?

Покосился Шухов на Алешку. Глаза, как свечки две, теплятся. Вздохнул.

- Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или  не доходят,  или "в жалобе отказать".

- Вот потому, Иван Денисович, что молились  вы мало, плохо, без усердия, вот потому и не сбылось по молитвам вашим. Молитва должна быть неотступна! И если будете веру иметь, и скажете этой горе - перейди! – перейдет)

23

Роман М. Булгакова «Белая гвардия»

1

Анализ повести, работа с текстом(описания похорон детьми своей матери и обращения младшего сына Николки к Богу с вопросом: «Почему Бог допустил это?» «За что такая обида? Несправедливость?» - думает Николка. Этот вопрос повторяется и в молитвах Елены к Богу, когда болезнь брата Алексея обрела страшные муки.

Анализ  сюжета, в котором «некий пьяненький в пальто с козьим мехом»… он опускается на колени и кается, и молится: «Господи, прости меня, что я написал эти гнусные слова… Я верю в Тебя! Верю душой, телом, каждой нитью мозга. Верю и прибегаю только к Тебе, потому что нигде на свете нет никого, кто мог бы мне помочь. У меня нет надежды ни на кого, кроме как на Тебя. Прости меня, что я решил, будто Тебя нет: если бы Тебя не было, я был бы сейчас жалкой паршивой собакой без надежды. Но я человек и силен только потому, что Ты существуешь, и во всякую минуту я могу обратиться к тебе с мольбой о помощи. И я верю, что Ты услышишь мои мольбы, простишь меня и вылечишь. Излечи меня, о Господи, забудь о той гнусности, которую я написал в припадке безумия, пьяный, под кокаином. Не дай мне сгнить, и я клянусь, что я вновь стану человеком. Укрепи мои силы, избавь меня от кокаина, избавь от слабости духа…»

То, что это настоящее покаяние, а не всплеск переменчивого настроения испуганного человека Булгаков подчеркивает, указывая продолжительность молитвы: «Свеча наплывала, в комнате холодело, под утро кожа больного покрылась мелкими пупырышками, а на душе у больного ppfзначительнpktuxtполегчало».

24

Иван Сергеевич Шмелев «Лето Господне»

1

Беседа: В романе описываются церковные обряды, православные традиции русского народа,  произведение учит христианским заповедям. Автор знакомит нас не только с языком церкви, молитвы, но и с языком эпохи, проявлением православного благочестия русским народом в его повседневной жизни и речевом поведении.

ІІ раздел. Православная  молитва  в искусстве-5 часов

25

Молитва в произведениях  великих композиторов .

2

Прослушивание и анализ произведений:

 «Реквием» Моцарта, «Страсти по Матфею» и мессу си минор И.С. Баха, в которых композиторы размышляли о мире с помощью молитвы.

«Детский альбом» П.И. Чайковского, где представлен день из жизни простого русского ребёнка с «Утренней молитвы».

Симфония  русского советского композитора, Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны» -«Молитва» (№17). (от этой музыки возникает состояние светлого покоя, умиротворения, умиления, покорного смирения, возвышенности, потусторонности, оторванности от всего мирского земного,).

Прослушивание романса Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)

26

Молитва в произведениях  современных авторов

1

Прослушивание  и анализ: «Молитва» Б.Окуджавы,  рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось» (сцена «Молитвы об удаче»), Р. Паулса - Е.Евтушенко «Дай Бог!», Р. Паулса - И.Резника «Я за тебя молюсь».

27

Тема молитвы в творчестве русских художников

2

Беседа: Знакомство с картинами Сурикова В. "Юродивый, сидящий на снегу. Этюд к картине Боярыня Морозова." 1885),

Репина И. «Моление о чаше.» ,

 Нестерова М. « Видение отроку Варфоломею».,

И. Крамского « Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море».

Заключение-1ч

Сценарий итогового занятия смотри ниже

Сценарий итогового занятия по элективному курсу

«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...

Цели занятия:

      1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,

      2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

      3. Развивать память и обогащать  речь обучающихся.

      4. Воспитывать любовь и уважение к  русской культуре, истории.

Оборудование:

Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах,  Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.

 

Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка

Ход занятия:

-мелодия колокольного звона Свято-Троицкого собора.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы очень рады всех видеть на нашем итоговом занятии « Есть сила благодатная в созвучьи слов живых».

1.Ведущий:  « Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М.

2.Ведущий: «... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю.

1.Ведущий: « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может  послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь

2.Ведущий: « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога».

-Итак, что такое молитва, как она нашла отражение в разных областях русской художественной культуры, сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

-просмотр видеоролика с прослушиванием  православной молитвы

Учитель: 

Я слышал — в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

"Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас"!..

Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика.

(Возможно прослушивание аудиозаписи. «Отче наш» или совместное чтение)

1.Ведущий: Православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты.

Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.

2.Ведущий: В течение всего учебного года мы работали над этой темой и выяснили, что молитвы бывают разными (ученики обобщают изученное).  

 Учитель:  Молитва нашла отражение  не только в повседневной жизни, но и литературе, искусств и музыке. Вспомним, как молитва нашла отражение в поэзии

(Ученики выразительно читают  стихи  А.С. Пушкина, П.А.Вяземского, Е. Баратынского, И.С. Никитина)

Учитель: «Бывает такая внутренняя уверенность  в себе, когда человек может сделать все. Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

  Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

Молитва находится в центре всей жизни православного человека и  имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве.

1.Ведущий:У  М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..»,1829г) –относится к ранней лирике поэта. Послушаем самое раннее, М.Ю. Лермонтову  было 17 лет.(Выразительное чтение учеником )

«Молитва»

Не обвиняй менявсесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

 Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»

2.Ведущий: Следующая «Молитва» посвящена любимой девушке – Варваре Лопухиной.  М.Ю.Лермонтову 23 года, написано в 1837 г.(Выразительное чтение учеником )

 «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Стихотворение-обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека

1.Ведущий: Стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное  М.Щербатовой. Поэту 26 лет. Через год  поэта не станет.

- О чём эта молитва? Как вы думаете, эта молитва – просьба, благодарность, покаяние? .(Выразительное чтение учеником )

- А как вы  понимаете значение созвучья «слов живых»?

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

                                 

Учитель: Послушайте стихотворение И. Бунина: (Выразительное чтение учеником )

                               За всё тебя, Господь, благодарю!

                               Ты, после дня тревоги и печали,

                               Даруешь мне вечернюю зарю,

                               Простор полей и кротость синей дали.

                               Я одинок и ныне – как всегда.

                               Но вот закат разлил свой пышный пламень,

                               И тает в нём Вечерняя Звезда.

                               Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

                               И счастлив я печальною судьбой,

                               И есть отрада сладкая в сознанье,

                               Что я один в безмолвном созерцанье,

                               Что всем я чужд и говорю – с тобой.

- К какому типу молитвы вы отнесёте стихотворение И. Бунина?

- Опишите с помощью ключевых слов эмоциональное состояние лирического героя.

- За что благодарит автор Бога?

Учитель: Послушайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва»: .(Выразительное чтение учеником )                               

                                Дай мне горькие годы недуга,

                                Задыханья, бессонницу, жар,

                                Отыми и ребёнка, и друга,

                                И таинственный песенный дар –

                                Так молюсь за твоей литургией

                                После стольких томительных дней,

                                Чтобы туча над тёмной Россией

                                 Стала облаком в славе лучей.

   - О чём просит в своей молитве А.А. Ахматова?

   - Понятные ли вам высокие чувства поэтессы?

   - Удивительно то, ребята, что многое  в этом стихотворении сбылось. Муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году как участник контрреволюционного заговора, которого на самом деле не было, сына Льва Гумилёва арестовывали трижды – в 1935, 1938, 1949. Он был приговорён к расстрелу, расстрел был заменён ссылкой.

Ведущий 1: Творческая группа подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами  о композиторах, в произведениях которых прослеживается данная тема).Прослушивание музыкальных произведений.

Учитель: Как мы видим, многие поэты и композиторы были верующими людьми и

в своём творчестве обращались к молитве.

Ведущий 2: А сейчас предоставляем слово творческой группе №2, которая подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами  о художниках, в произведениях которых прослеживается данная тема).Просмотр полотен

Ведущий 1: -Вот и подошёл к концу наше занятие. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Ведущий 2:  Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом).  Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу).  Какова роль молитвы в жизни православного христианина?  (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность).  Может ли быть молитва неправильной?  (Да, если человек просит плохое для другого человека). Где и как может молиться человек?  (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя  и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.

Учитель:  А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей теме , определим действие молитвы в жизни православных христиан, составим  синквейн к слову МОЛИТВА. Дети  в группах, в парах, индивидуально составляют  синквейн.

Проверка:

Молитва

Искренняя, благодатная, чудная, слёзная, искренняя

Приближает, славит, благодарит, очищает, спасает, облегчает

Молитва укрепляет душу человека.

Радость. Легко.

Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа.  О том, какую важную роль играет в жизни православного человека молитва, говорят и русские пословицы.

Богу молиться – вперёд пригодится.

Молитва - полпути к Богу.

Молитва места не ищет.

С Бога начинай и Господом кончай!

С молитвой в устах, с работой в руках.

Лихо думаешь – Богу не молись.

Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.

Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю послушать песню  «Молитва Ангелу-Хранителю» на стихи  поэта П.А.Вяземского. Внимательно вслушайтесь в эти слова.

Выступление ученика:

Молись, дитя, мужай с летами!

И дай  Бог, в пору поздних лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на Божий свет!

И вновь тогда из райской сени

Хранитель Ангел твой сойдёт

И за тебя, склонив колени,

Молитву к Богу вознесёт.    

И.С. Никитин.

-Урок окончен. Берегите себя!

Ожидаемые результаты и мониторинг  результативности

В соответствии с концептуальными основами новых стандартов образования программа должна обеспечить  формирование ряда универсальных учебных действий: личностных , познавательных, коммуникативных, регулятивных. Распределим результаты в соответствии с этими учебными действиями.

 Личностные:

-Принятие  православных ценностных ориентаций.

- Формирование представлений о необходимых нравственных качествах человека.

-Эмоционально-нравственное отношение к себе и родному краю, осознание чувства ответственности за культурное  наследие.

Познавательные:

-Приобрести знания о молитве как жанре в литературе и исскустве.

-Формирование представлений о религиозной жизни человека и ценности религиозного мировоззрения.

Коммуникативные:

-Воспитание ценностного отношения к социальной  реальности и культурному наследию предков.

-Приобретение навыков поведения в православных храмах.

Регулятивные:

-Умение исследовать свой внутренний мир, опыта самоконтроля, саморазвития.

Список литературы:

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190–200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.

6. М. Булгаков, избранные произведения в двух томах, Киев, издательство художественной литературы «Днипро», 1989.

7. http://www.cultandart.ru/art/51578-molitva_mihaila_nesterova

8.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/khrestomatiya-tema-molitvy-v-literature

9.http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/pravoslavnaya-zhizn-v-kartinax-russkix-xudozhnikov.html

10. http://www.youtube.com/user/ObabkovNi...

11. https://youtu.be/cVz9NKpD_Cs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)

Урок – лекция с элементами презентации и  использованием  видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...

Созвучье слов живых

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...

Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...

Цели занятия:       1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,       2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произве...

Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"

Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит  из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...

Элективный курс «Есть в травах и цветах целительная сила…»

Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев естественно - научного и медико-биологического направления, а также обучающихся, проявляющих интерес к изучению м...

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ

Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...