Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе.
По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие — золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Русские писатели и живописцы были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Рассматривая их произведения, несомненно, мы обращаемся к православию». Николай Бердяев писал: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”. Например, Н.В. Гоголь писал:« Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.
И вот сегодня произведения классиков — в школьной программе. Как объяснить обучающимся взгляды М.Ю Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и других на религию, и как они нашли отражение в их творчестве?
Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит из введения, двух
разделов и заключения. Курс рассчитан на один год обучения— 34 часа.
Цель элективного курса:
-раскрытие понятия «Молитва», виды молитв.
-показать обучающимся, как православные традиции, церковная культура
повлияли на формирование русской художественной культуры 19, 20 века;
-осуществить межпредметные связи литературы, изобразительного искусства и основ православной культуры,
— способствовать формированию личности ребенка, осознанию им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций;
— ознакомить обучающихся с влиянием православия на формирование мировоззрения писателей, художников 19 и 20 века.
Структура программы
Программа состоит из четырех разделов:
Раздел 1:Введение. Православные молитва-12 часов
Занятия призваны познакомить обучающихся с понятием «Молитва», рассмотреть виды молитв и посещения Преображенского собора.
Раздел 2: Православные молитва в литературе-16 часов
На занятиях обучающихся знакомят с творчеством русских писателей. Уделяется особое внимание молитве как жанру в литературе.
Раздел 3: Православная молитва в искусстве-5 часов.
На занятиях обучающихся знакомят с работами известных художников и композиторов, в произведениях которых прослеживается тема молитвы.
Раздел 4: Заключение-1час
На итоговом занятии обобщаем изученное.
Программа разработана как элективный курс и рассчитана на 34 часа( 1 занятие в неделю).Экскурсии входят в план внеурочной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.gotovo.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»
Автор: Башарова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Учреждение: МБУ «Лицей №57», Самарская область, Тольятти.
Пояснительная записка.
История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе.
По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие — золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Русские писатели и живописцы были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Рассматривая их произведения, несомненно, мы обращаемся к православию». Николай Бердяев писал: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”. Например, Н.В. Гоголь писал:« Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.
И вот сегодня произведения классиков — в школьной программе. Как объяснить обучающимся взгляды М.Ю Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и других на религию, и как они нашли отражение в их творчестве?
Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит из введения, двух
разделов и заключения. Курс рассчитан на один год обучения— 34 часа.
Цель элективного курса:
-раскрытие понятия «Молитва», виды молитв.
-показать обучающимся, как православные традиции, церковная культура
повлияли на формирование русской художественной культуры 19, 20 века;
-осуществить межпредметные связи литературы, изобразительного искусства и основ православной культуры,
— способствовать формированию личности ребенка, осознанию им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций;
— ознакомить обучающихся с влиянием православия на формирование мировоззрения писателей, художников 19 и 20 века.
Структура программы
Программа состоит из четырех разделов:
Раздел 1:Введение. Православные молитва-12 часов
Занятия призваны познакомить обучающихся с понятием «Молитва», рассмотреть виды молитв и посещения Преображенского собора.
Раздел 2: Православные молитва в литературе-16 часов
На занятиях обучающихся знакомят с творчеством русских писателей. Уделяется особое внимание молитве как жанру в литературе.
Раздел 3: Православная молитва в искусстве-5 часов.
На занятиях обучающихся знакомят с работами известных художников и композиторов, в произведениях которых прослеживается тема молитвы.
Раздел 4: Заключение-1час
На итоговом занятии обобщаем изученное.
Программа разработана как элективный курс и рассчитана на 34 часа( 1 занятие в неделю).Экскурсии входят в план внеурочной работы
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы, методы, приемы, используемые на занятии |
Введение. Православная молитва-12 ч | |||
1 | Что такое молитва? | 1 | Работа с толковым словарем. Беседа: Зачем молиться ? Что такое молитва? (живое общение человеческой души с Богом). Зачем люди молятся? (это великая духовная сила, она питает духовную жизнь человека). Работа с высказываниями: -« Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М. -«... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю. - « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь - « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога». |
2 | Виды молитв: Молитва – просьба. Молитва – благодарение. Молитва – славословие. | Беседа: Какие молитвы существуют ? (церковная , домашняя , монашеская). Зачем нужно непрестанно молиться? ( самое высокое делание на земле — это молитва. Молитва — это оружие против недобрых помыслов. Молитва невидимо защищает человека от всех его врагов, видимых и невидимых). | |
3 | Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое. Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный. | 2 | Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве Объяснение слов молитв: Отче - Отец; Иже - Который; Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный; да - пусть; святится - прославляется: яко - как; на небеси - на небе; насущный - необходимый для существования; даждь - дай; днесь - сегодня, на нынешний день; остави - прости;долги - грехи; должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили; искушение - соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго - всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух. Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!” “Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”. О помиловании просит тот, кто знает свою вину. |
4 | Об ангелах. Молитва Ангелу-хранителю. | 1 | Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве |
5 | Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших. | 1 | Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве |
6 | Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть | 1 | Прослушивание молитв, выяснение значения слов в молитве |
7 | Сила молитвы | 1 | Беседа: Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом. Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах. Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас. Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу. Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”. Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему. Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. |
8 | Посещение храма. Божественная Литургия. Исповедь. Причастие. Поклонение святыням | 4 | Посещение Преображенского собора. |
I раздел. Православные молитва в литературе-16 ч. | |||
9 | Молитва в русской поэзии | 1 | Беседа: Свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него. В процессе изучения выделяем тему молитвенную, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. |
10 | Стихотворения-молитвы-как жемчужины духовной поэзии | 1 | Беседа: Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. |
11 | Стихотворения русских поэтов XIX века | 1 | Прослушивание и анализ стихов поэтов: П.А.Вяземский «Молитва» Е. Баратынский «Молитва» А. Григорьев «Молитва» И.С. Никитин. «Молись, дитя, мужай с летами!» |
12 | Молитва как жанр в творчестве А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Отец людей, Отец небесный! | 1 | Сообщение ученика: Литературная визитка о поэте. Чтение и анализ стихотворения Беседа: Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году. Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в Её божественное красноречие» |
13 | А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны». История создания и анализ стихотворения | 1 | Просмотр видеофрагмента https://www.youtube.com/watch?v=ILmc9HgjaMk Беседа: Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений. |
14 | Стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», 1828г. | 1 | Просмотр видеофрагмента Беседа: В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах |
15 | Анализ произведений А.С.Пушкина | 1 | Выступление учащихся. Выразительное чтение наизусть учащимися стихов поэта. Беседа: Для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого. |
16 | Молитва как жанр в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | Сообщение ученика: Литературная визитка о поэте. Три «Молитвы» поэта |
17 | М.Ю.Лермонтов «Молитва», («Не обвиняй меня, всесильный») 1829г | 1 | Просмотр видео https://youtu.be/cVz9NKpD_Cs Беседа: История создания и анализ стихотворения. Это мольба-спор лирического героя с Господом. |
18 | М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвою» 1837г. | 1 | Просмотр и прослушивание видеоролика https://youtu.be/Ui9jWbFx2pg Беседа: История создания и анализ стихотворения. Это чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". |
19 | М.Ю.Лермонтов «Молитва», ("В минуту жизни трудную..."). 1839г. | 1 | Просмотр и прослушивание видеоролика https://youtu.be/IwePAcVemFY Беседа: История создания и анализ стихотворения. Это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда, прямой разговор с Богом |
20 | Анализ произведений М.Ю.Лермонтова | 1 | Выступление учащихся. Выразительное чтение наизусть учащимися стихов. Беседа: Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. |
21 | Тема молитвы в прозе Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» | 1 | Анализ повести, работа с текстом(старец Зосима поучал Алешу: «Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал, и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание. Запомни еще: на каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя!».) |
22 | Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Анализ повести, работа с текстом(Услышал Алешка, как Шухов вслух Бога похвалил, и обернулся. - Ведь вот, Иван Денисович, душа-то ваша просится Богу молиться. Почему ж вы ей воли не даете, а? Покосился Шухов на Алешку. Глаза, как свечки две, теплятся. Вздохнул. - Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или "в жалобе отказать". - Вот потому, Иван Денисович, что молились вы мало, плохо, без усердия, вот потому и не сбылось по молитвам вашим. Молитва должна быть неотступна! И если будете веру иметь, и скажете этой горе - перейди! – перейдет) |
23 | Роман М. Булгакова «Белая гвардия» | 1 | Анализ повести, работа с текстом(описания похорон детьми своей матери и обращения младшего сына Николки к Богу с вопросом: «Почему Бог допустил это?» «За что такая обида? Несправедливость?» - думает Николка. Этот вопрос повторяется и в молитвах Елены к Богу, когда болезнь брата Алексея обрела страшные муки. Анализ сюжета, в котором «некий пьяненький в пальто с козьим мехом»… он опускается на колени и кается, и молится: «Господи, прости меня, что я написал эти гнусные слова… Я верю в Тебя! Верю душой, телом, каждой нитью мозга. Верю и прибегаю только к Тебе, потому что нигде на свете нет никого, кто мог бы мне помочь. У меня нет надежды ни на кого, кроме как на Тебя. Прости меня, что я решил, будто Тебя нет: если бы Тебя не было, я был бы сейчас жалкой паршивой собакой без надежды. Но я человек и силен только потому, что Ты существуешь, и во всякую минуту я могу обратиться к тебе с мольбой о помощи. И я верю, что Ты услышишь мои мольбы, простишь меня и вылечишь. Излечи меня, о Господи, забудь о той гнусности, которую я написал в припадке безумия, пьяный, под кокаином. Не дай мне сгнить, и я клянусь, что я вновь стану человеком. Укрепи мои силы, избавь меня от кокаина, избавь от слабости духа…» То, что это настоящее покаяние, а не всплеск переменчивого настроения испуганного человека Булгаков подчеркивает, указывая продолжительность молитвы: «Свеча наплывала, в комнате холодело, под утро кожа больного покрылась мелкими пупырышками, а на душе у больного ppfзначительнpktuxtполегчало». |
24 | Иван Сергеевич Шмелев «Лето Господне» | 1 | Беседа: В романе описываются церковные обряды, православные традиции русского народа, произведение учит христианским заповедям. Автор знакомит нас не только с языком церкви, молитвы, но и с языком эпохи, проявлением православного благочестия русским народом в его повседневной жизни и речевом поведении. |
ІІ раздел. Православная молитва в искусстве-5 часов | |||
25 | Молитва в произведениях великих композиторов . | 2 | Прослушивание и анализ произведений: «Реквием» Моцарта, «Страсти по Матфею» и мессу си минор И.С. Баха, в которых композиторы размышляли о мире с помощью молитвы. «Детский альбом» П.И. Чайковского, где представлен день из жизни простого русского ребёнка с «Утренней молитвы». Симфония русского советского композитора, Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны» -«Молитва» (№17). (от этой музыки возникает состояние светлого покоя, умиротворения, умиления, покорного смирения, возвышенности, потусторонности, оторванности от всего мирского земного,). Прослушивание романса Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин) |
26 | Молитва в произведениях современных авторов | 1 | Прослушивание и анализ: «Молитва» Б.Окуджавы, рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось» (сцена «Молитвы об удаче»), Р. Паулса - Е.Евтушенко «Дай Бог!», Р. Паулса - И.Резника «Я за тебя молюсь». |
27 | Тема молитвы в творчестве русских художников | 2 | Беседа: Знакомство с картинами Сурикова В. "Юродивый, сидящий на снегу. Этюд к картине Боярыня Морозова." 1885), Репина И. «Моление о чаше.» , Нестерова М. « Видение отроку Варфоломею»., И. Крамского « Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море». |
Заключение-1ч Сценарий итогового занятия смотри ниже |
Сценарий итогового занятия по элективному курсу
«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
Цели занятия:
1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом,
2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произведения;
3. Развивать память и обогащать речь обучающихся.
4. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, истории.
Оборудование:
Портреты русских писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, высказывания о молитве на слайдах, Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.
Межпредметные связи: Литература, Основы православной культуры, Изобразительное искусство, Музыка
Ход занятия:
-мелодия колокольного звона Свято-Троицкого собора.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы очень рады всех видеть на нашем итоговом занятии « Есть сила благодатная в созвучьи слов живых».
1.Ведущий: « Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание»,-писал Ф.М Достоевский. Ф.М.
2.Ведущий: «... Бог ждет от нас молитвы: в молитве мы вступаем с Ним в диалог, и именно через этот диалог Он раскрывает нам Свою волю. В молитве осуществляется встреча с Богом...»,- эти слова принадлежат священнослужителю.
1.Ведущий: « Без молитвы не приступаю ни к чему. <...> ... я могу помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им.»,-говорил Н.В.Гоголь
2.Ведущий: « Если у тебя есть нужда – обратись к Богу. Если у тебя нет нужды – поблагодари Бога».
-Итак, что такое молитва, как она нашла отражение в разных областях русской художественной культуры, сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.
-просмотр видеоролика с прослушиванием православной молитвы
Учитель:
Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас"!..
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
(Возможно прослушивание аудиозаписи. «Отче наш» или совместное чтение)
1.Ведущий: Православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты.
Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.
2.Ведущий: В течение всего учебного года мы работали над этой темой и выяснили, что молитвы бывают разными (ученики обобщают изученное).
Учитель: Молитва нашла отражение не только в повседневной жизни, но и литературе, искусств и музыке. Вспомним, как молитва нашла отражение в поэзии
(Ученики выразительно читают стихи А.С. Пушкина, П.А.Вяземского, Е. Баратынского, И.С. Никитина)
Учитель: «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все. Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает...» - такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.
Молитва находится в центре всей жизни православного человека и имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве.
1.Ведущий:У М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..»,1829г) –относится к ранней лирике поэта. Послушаем самое раннее, М.Ю. Лермонтову было 17 лет.(Выразительное чтение учеником )
«Молитва»
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»
2.Ведущий: Следующая «Молитва» посвящена любимой девушке – Варваре Лопухиной. М.Ю.Лермонтову 23 года, написано в 1837 г.(Выразительное чтение учеником )
«Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Стихотворение-обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека
1.Ведущий: Стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Поэту 26 лет. Через год поэта не станет.
- О чём эта молитва? Как вы думаете, эта молитва – просьба, благодарность, покаяние? .(Выразительное чтение учеником )
- А как вы понимаете значение созвучья «слов живых»?
«Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Учитель: Послушайте стихотворение И. Бунина: (Выразительное чтение учеником )
За всё тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда.
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
- К какому типу молитвы вы отнесёте стихотворение И. Бунина?
- Опишите с помощью ключевых слов эмоциональное состояние лирического героя.
- За что благодарит автор Бога?
Учитель: Послушайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва»: .(Выразительное чтение учеником )
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
- О чём просит в своей молитве А.А. Ахматова?
- Понятные ли вам высокие чувства поэтессы?
- Удивительно то, ребята, что многое в этом стихотворении сбылось. Муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году как участник контрреволюционного заговора, которого на самом деле не было, сына Льва Гумилёва арестовывали трижды – в 1935, 1938, 1949. Он был приговорён к расстрелу, расстрел был заменён ссылкой.
Ведущий 1: Творческая группа подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами о композиторах, в произведениях которых прослеживается данная тема).Прослушивание музыкальных произведений.
Учитель: Как мы видим, многие поэты и композиторы были верующими людьми и
в своём творчестве обращались к молитве.
Ведущий 2: А сейчас предоставляем слово творческой группе №2, которая подготовила отчет о проделанной работе( ребята выступают с докладами о художниках, в произведениях которых прослеживается данная тема).Просмотр полотен
Ведущий 1: -Вот и подошёл к концу наше занятие. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом). Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу). Какова роль молитвы в жизни православного христианина? (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность). Может ли быть молитва неправильной? (Да, если человек просит плохое для другого человека). Где и как может молиться человек? (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.
Учитель: А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей теме , определим действие молитвы в жизни православных христиан, составим синквейн к слову МОЛИТВА. Дети в группах, в парах, индивидуально составляют синквейн.
Проверка:
Молитва
Искренняя, благодатная, чудная, слёзная, искренняя
Приближает, славит, благодарит, очищает, спасает, облегчает
Молитва укрепляет душу человека.
Радость. Легко.
Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа. О том, какую важную роль играет в жизни православного человека молитва, говорят и русские пословицы.
Богу молиться – вперёд пригодится.
Молитва - полпути к Богу.
Молитва места не ищет.
С Бога начинай и Господом кончай!
С молитвой в устах, с работой в руках.
Лихо думаешь – Богу не молись.
Свет в храме - от свечи, а в душе – от молитвы.
Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю послушать песню «Молитва Ангелу-Хранителю» на стихи поэта П.А.Вяземского. Внимательно вслушайтесь в эти слова.
Выступление ученика:
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!
И вновь тогда из райской сени
Хранитель Ангел твой сойдёт
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесёт.
И.С. Никитин.
-Урок окончен. Берегите себя!
Ожидаемые результаты и мониторинг результативности
В соответствии с концептуальными основами новых стандартов образования программа должна обеспечить формирование ряда универсальных учебных действий: личностных , познавательных, коммуникативных, регулятивных. Распределим результаты в соответствии с этими учебными действиями.
Личностные:
-Принятие православных ценностных ориентаций.
- Формирование представлений о необходимых нравственных качествах человека.
-Эмоционально-нравственное отношение к себе и родному краю, осознание чувства ответственности за культурное наследие.
Познавательные:
-Приобрести знания о молитве как жанре в литературе и исскустве.
-Формирование представлений о религиозной жизни человека и ценности религиозного мировоззрения.
Коммуникативные:
-Воспитание ценностного отношения к социальной реальности и культурному наследию предков.
-Приобретение навыков поведения в православных храмах.
Регулятивные:
-Умение исследовать свой внутренний мир, опыта самоконтроля, саморазвития.
Список литературы:
1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.
2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190–200.
3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.
4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.
5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.
6. М. Булгаков, избранные произведения в двух томах, Киев, издательство художественной литературы «Днипро», 1989.
7. http://www.cultandart.ru/art/51578-molitva_mihaila_nesterova
8.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/khrestomatiya-tema-molitvy-v-literature
9.http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/pravoslavnaya-zhizn-v-kartinax-russkix-xudozhnikov.html
10. http://www.youtube.com/user/ObabkovNi...
11. https://youtu.be/cVz9NKpD_Cs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)
Урок – лекция с элементами презентации и использованием видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...
Созвучье слов живых
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...
Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
Цели занятия: 1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, 2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произве...
Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"
Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...
Элективный курс «Есть в травах и цветах целительная сила…»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев естественно - научного и медико-биологического направления, а также обучающихся, проявляющих интерес к изучению м...
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...
"Есть сила благодатная в созвучье слов живых..." Полная разработка открытого интегрированного урока
Разработки уроков и т.п....