Созвучье слов живых
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn_mer_po_rus_yaz_dlya_6-7_kl_sozvuche_slov_zhivykh.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов
«Созвучье слов живых»
Цель: расширить знания учащихся о фразеологизмах; способствовать обогащению речи учащихся; прививать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: презентация; музыкальные фрагменты классической музыки, звучащие фоном; раздаточный материал.
Подготовка: подбор материала, систематизация, задание учащимся - повторить фразеологизмы, разбиться на команды, придумать название.
Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен». (А.И. Куприн)
Ход мероприятия
Слово учителя: С чего начинается изучение родной истории, родного края? С изучения родного языка. Как бы мы узнали о событиях давно минувших дней, если бы не сохранились названия того, что кануло в Лету? Никогда не умирает то, что навечно закрепилось в слове, самом могущественном памятнике истории.
Сегодня в рамках недели русского языка мы проведем игру «Созвучье слов живых», вспомним, что такое фразеологизмы и расширим свои знания о них. Участие в игре принимают 2 команды.
Представление команд.
Представление жюри.
Конкурс 1 «Узнай меня»: Эпиграф к нему: « Язык есть исповедь народа,/ В нем слышится его природа,/ Его душа и быт родной» (П. Вяземский)
Задание: к пословицам разных народов подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы. На слайде представлены пословицы разных народов. На столах - русские пословицы. Кто быстрее найдет синонимичное соответствие:
- Торопливым людям не хватает мудрости (дагест.) = Поспешишь – людей насмешишь.
- Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда (кирг.) = Что посеешь, то и пожнешь.
- И живи до старости, и учись до старости (укр.) = Век живи – век учись.
- Потихоньку далеко уйдешь, а пляской быстро устанешь (кирг.) = Тише едешь – дальше будешь.
- Когда хвост верблюда коснется земли (кирг.) = Когда рак на горе свистнет.
- Делать из иглы вилы (польск.) = Делать из мухи слона.
- Одним камнем сделать два удара (фр.) = Одним выстрелом двух зайцев убить.
Попасть пулей в плетень (польск.) = Попасть пальцем в небо.
Конкурс 2 «Знакомые незнакомцы»: Эпиграф к нему: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В. Гоголь)
Задание: Угадать, о чем идет речь. Задание задается командам поочереди. Если не отгадывает команда, которой задан вопрос, отвечает вторая команда. Если и вторая не справляется, отвечают зрители:
- его задирают или вешают, им клюют, иногда с ним остаются (нос)
- с них падают или сбиваются, на них встают, под ними путаются, одна из них здесь, другая там (ноги)
- его проглотить, прикусить, развязать (язык)
- ее можно потерять, заморочить, вскружить, она может пойти кругом (голова)
- их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль (глаза)
- они вянут, на них вешают лапшу, они сворачиваются в трубочку (уши)
- она может отпасть, ее можно свести, она может отвиснуть (челюсть)
- его можно набить, его не жалеют, его можно распустить (живот)
Конкурс 3 «Что бы это значило?»: Эпиграф «Сказка ложь, да в ней намек:/ Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин)
Задание: дать толкование фразеологизмов, встречающихся в русских народных сказках. На слайде поочереди появляются фразеологизмы из русских народных сказок, каждый под своим номером. Ребята должны на листочках так же под номерами написать соответствующее пояснение фразеологизма (работу на листочках затем оценивает жюри):
- молочные реки, кисельные берега (безбедная жизнь)
- сварить кашу из топора (проявить смекалку)
- за тридевять земель (очень далеко, «тридевять» в старом счете – 27)
- при царе Горохе (очень давно)
- живая вода (целебная)
- пройти огонь, воду и медные трубы (выжить в огне, в воде, устоять перед славой, не зазнаться)
- пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что (невыполнимое задание)
- у черта на куличках (очень далеко)
Конкурс 4 «Доскажи словечко»
Задание: восстановить пословицу. Командам раздаются разрезанные пополам пословицы. Задача – быстрее соперника восстановить пословицы:
- …коли делать нечего (долог день до вечера)
- … чем журавль в небе (лучше синица в руках)
-… пища наша (щи да каша)
-… в лес не ходить (волков бояться)
-…люби и саночки возить (любишь кататься)
-…а сам не плошай (на бога надейся)
-…а товарища выручай (сам погибай)
-… лучше новых двух (старый друг)
-… от того и наберешься (с кем поведешься)
-… пока не перепрыгнешь (не говори: «Гоп»)
Конкурс 5 «Угадай по картинке»
Задание: Угадать по картинке фразеологизм и объяснить его значение:
- водить за нос (обманывать)
- щеки горят (покраснели, жар)
- сесть в калошу (попасть в неловкое, неудобное положение)
- вставлять палки в колеса (мешать)
Конкурс 6 «Одно и то же»
Задание: найти синонимы-фразеологизмы к словам. Слова демонстрируются на слайде, фразеологизмы к ним вразброс на столах. Задача – подобрать нужное. Задание по вариантам:
1 вариант:
- мало = по чайной ложке, кот наплакал, капля в море
- обманывать = водить за нос, втирать очки, обвести вокруг пальца
- быстро = на всех парах, во весь дух, сломя голову
- умный = семи пядей во лбу, ума палата
2 вариант:
- маленький = от горшка 2 вершка, метр с кепкой, пешком под стол ходит
- бездельничать = бить баклуши, ловить мух, гонять лодыря
- никогда = до второго пришествия, когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг
- много = куры не клюют, вагон да маленькая тележка, хоть пруд пруди
Конкурс 7 «Пойми меня»
Задание: инсценировать пословицу при помощи предлагаемых подручных средств. Пословицу каждая команда вытягивает сама. Дается время на подготовку. Предлагаемые предметы: скакалка, гири, таз, вязаные носки, зонт.
Предлагаемые пословицы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Держи ноги в тепле, а голову в холоде»
В момент, когда ребята работают над заданиями можно провести конкурсы для зрителей:
- « Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Задание: назвать автора и произведение, из которого взяты строчки:
- Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Там русский дух, там Русью пахнет (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
- А ларчик просто открывался (И.А. Крылов «Ларчик»)
- Да, были люди в наше время (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
- Да только воз и ныне там (И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак)
- Есть еще порох в пороховницах! (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
- У сильного всегда бессильный виноват (И.А. Крылов «Волк и ягненок»)
- На деревню дедушке (А.П. Чехов «Ванька»)
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь (И.А. Крылов «Квартете»)
2) « Открой мне глубокую тайну свою». Задание: дать толкование фразеологизмов, заимствованных из старославянского языка.
- в поте лица ( усердно трудиться, в поте лица добывать свой хлеб)
- Иудин поцелуй (предательский поступок)
- козел отпущения (человек, на которого свалили чужую вину)
- нести крест (тяжелая судьба)
- Фома неверующий (человек, которого трудно заставить поверить во что-нибудь)
- хранить, как зеницу ока (беречь, как самое дорогое)
3) Назовите фразеологизм по его толкованию:
- уязвимое место (Ахиллесова пята)
- двуличный человек (двуликий Янус)
- пропасть без вести (кануть в Лету)
- богатая жизнь (рог изобилия)
- вот она – разгадка тайны (вот где собака зарыта)
- хвалить, шумно восхвалять (петь дифирамбы)
- оживить, сделать жизнеспособным (вдохнуть жизнь)
- путеводитель (нить Ариадны)
Подведение итогов.
Слово жюри.
Награждение команд.
Награждение самых активных зрителей.
Заключительное слово учителя: Слово – могучий двигатель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляет от спячки. Под влиянием вдохновенного слова в рабах пробуждается воля, у невежд – светлое сознание, у варвара – теплота и глубина чувства.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести. (Шефнер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о вреде сквернословия - ток-шоу "Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова"
Классный час о вреде сквернословия для учащихся 9 -11 классов....
Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)
Урок – лекция с элементами презентации и использованием видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...
Внеклассное мероприятие "Созвучье муз живых"
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке в 6 классе...
Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»
История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе. По сл...
Сценарий итогового занятия по элективному курсу «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых»...
Цели занятия: 1. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, 2. Научить восприятию и истолкованию поэтического произве...
Презентация элективного курса "Есть сила благодатная в созвучье слов живых"
Данный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков» состоит из введения, двухразделов и заключения. Курс рассчитан на од...
"Есть сила благодатная в созвучье слов живых..." Полная разработка открытого интегрированного урока
Разработки уроков и т.п....