«Юные музееведы»
рабочая программа на тему

Завгородняя Наталья Михайловна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_muzeeved.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Кружка «Юные музееведы»

2016/2017 учебный год

Завгородняя Наталья Михайловна

Срок реализации программы – 1 год

  • Рабочая программа Кружка «Юные музееведы» составлена в соответствии со следующими документами:
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • На основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М.:Просвещение,2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).:
  • Федерального закона № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Авторская программа Гильмутдиновой М. Н. «Музей»

           Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

           Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

           Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

           Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

           Программа «Музей» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.   В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

           Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10-17 лет в течение 1 года в объеме 34 часа и предназначена для учащихся основной школы.

            Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

           Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

           Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

           По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

           Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

           Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Цель программы: 

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
  • помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и района;
  • развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

2.Содержание курса

РАЗДЕЛ I

1.        Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.

 Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;

поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVII Iв. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений..

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьною краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8.Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.

РАЗДЕЛ II.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. Научно-исследовательская работа (подготовка научно-исследовательских работ к конкурсам, конференциям и т.д.)

2.2. Участие в городских, республиканских мероприятиях

Прогнозируемые результаты:

  1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
    2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории
      родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Календарно-тематическое планирование кружка «Юные музееведы»

Тема занятия

Количество  часов

Характеристика

деятельности

Планируемые результаты

Дата

план

Дата факт

1

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация.

1

Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

Знать правила ТБ.

Уметь проводить инвентаризацию.

01.09

2

Основные понятия и термины музееведения

1

Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция)

Знать о развитие государственно-общественной системы музейного дела.

08.09

3

Изучение экспозиций школьного музея.

1

Экспозиции музея боевой славы (временные, постоянные)

Знать экспозиции.

Уметь ориентироваться по ним.

15.09

4

Изучение документации школьного музея.

1

Основная документация музея: паспорт, инвентарная книга, книги поступлений №1,2, тематико-экспозиционные планы и т.д)

Знать и уметь заполнять документацию в музее

22.09

5

Подготовка материалов к проведению классных часов, посвященных памяти павших на полях сражений во всех войнах.

1

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Уметь создавать презентацию, проводить  классный час перед обучающимся

29.09

6

Подготовка материалов к проведению классных часов, посвященных  Дню народного единства

1

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Уметь создавать презентацию, проводить  классный час перед обучающимся

06.10

7

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

1

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ . Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.

Знать права и обязанности музееведов, обсуждать и дорабатывать устав юных музееведов.

13.10

8

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

1

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции школьного музея.

Знать структуру школьного музея уметь осуществлять деятельность в его подразделениях.

20.10

9

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 19 в.)

1

Коллекционирование в античную эпоху. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Музеи и картинные галереи Западной Европы.

Знать известные музеи мира, уметь находить о них информацию в сети Интернет.

Иметь представление о деятельности музеев.

27.10

10

Подготовка к проведению Дня Героев Отечества, Дню Конституции

1

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Уметь создавать презентацию, проводить  классный час, мероприятие  перед обучающимся

10.11

11

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

1

Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж,

Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.

17.11

12

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

1

Принципы классификации музеев в России. Взаимодействие госмузеев с частными и общественными. Профили школьных музеев. План работы, отчет школьного музея.

Уметь планировать  и составлять отчет о деятельности музея.

24.11

13

Фонды музея. Работа с фондами.

1

Научная организация фондов музея. Понятия: «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», «фонды музея». Учет фондов, использование фондов для организации выставочной работы.

Знать состав фондов школьного музея, уметь составлять учетную карточку.

01.12

14

Подготовка к проведению массового мероприятия «На патриотической орбите. Битвы, изменившие ход Великой Отечественной войны »

1

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Уметь создавать презентацию, проводить  классный час, мероприятие  перед обучающимся

08.12

15

Музейная экспозиция и ее виды.

1

Понятия: экспозиция, экспонат, экспозиционный материал (музейные предметы, копии, тексты, указатели).Обновление экспозиций, тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Уметь создавать тематическую экспозицию

15.12

16-18

Культурно- образовательная деятельность музея, подготовка и проведение экскурсий

3

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея.

Знать основные требования к экскурсии: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Уметь проводить экскурсию с учетом требований.

22.12

12.01

19.01

19-20

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

2

Организация стационарных, переносных и выездных выставок.

Уметь организовывать выставки, составлять паспорт выставки.

26.01

02.02

21-28

Организация краеведческой работы в экспедициях

8

Понятие «краеведческая экспедиция». Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индив, звеньевые, коллективные.

Уметь соблюдать научную культуру и этику исследовательской деятельности. Знать и соблюдать личную гигиену и ТБ в экспедиции.

Уметь составлять программу выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление дневника индивидуального исследования в экспедиции; самоанализ результатов выполнения инд краеведческого задания.

09.02

16.02

02.03

09.03

16.03

23.03

06.04

13.04

29-33

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. (инд.работа)

Подготовка и проведение конференции, посвященной Дню Победы

5

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы(краеведческие походы, Экспедиции, работа в библиотеке, архиве, встреча с участником событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов.

Направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музеев, комплектование фондов, изучение предметов и коллекций, реставрация, хранение и охрана фондов.

Уметь составлять программу поисково-собирательской деятельности.

Уметь выполнять поисково-исследовательские задания.

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

34

Подведение итогов

1

Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело

Подготовка докладов, оформление выставок, презентаций, создание видеофильмов. Участие в конференции.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования в школе "Юные музееведы"

Пояснительная записка, программа, планирование. Предлагаемый курс лекций по истории Санкт-Петербурга. Список рекомендуемой литературы. Курс расчитан на углубленное изучение. Дети научаться пользоватьс...

Программа кружка "Юные музееведы"

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувств...

Рабочая программа "Юные музееведы"

Программа внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО...

Формирование у обучающихся 5 классов основ патриотизма на основе программы внеурочной деятельности "Юные музееведы".

Данная программа  отражает основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования....

Рабочая программа по краеведению "Юные музееведы"

Образовательная программа краеведческого направления Решение проектных задач «Юные музееведы» Основное общее образование...

Работа кружка "Юный музеевед"

Работа кружка "Юный музеевед"...