Программа кружка "Юные музееведы"
календарно-тематическое планирование на тему
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Юные музееведы»
программа рассчитана на учащихся 5-9 классов,
срок реализации 1 год
Педагог
дополнительного образования
Буза Ирина Андреевна
о. Муром
2014 г.
Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
В основе данной программы лежит программа Д.В.Смирнова «Юные музееведы», адаптированная для учащихся нашей школы.
Цель данной программы – знакомство учащихся с основами музейной работы, повышение уровня воспитанности и эмоционально-ценностного отношения к истории родного края.
Образовательные задачи:
- Получение дополнительных знаний по предметам школьной программы в ходе занятий в музее;
- Изучение памятников истории и культуры Муромского края
- Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- Повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся на основе уважения к историческому и культурному наследию родного края;
- Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- Знакомство с основами музейного дела.
Развивающие задачи:
- Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;
- Формирование системы ценностей и убеждений, способствующих успешной социализации ребенка в современном обществе.
По окончании обучения по программе дети должны знать:
- историю музейного дела,
- основные музеи родного города,
- жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,
- основы музееведческой деятельности,
- основные термины, применяемые в музейном деле.
Дети должны уметь:
- планировать деятельность музея,
- работать с фондами музея,
- планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,
- выступать с защитой проектной работы.
Критерии результативности освоения программы «Юные музееведы»:
- устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края, желание изучать эту историю;
- появление навыков работы в музее;
- повышение уровня воспитанности учащихся.
Формы контроля
- Анализ творческих работ учащихся.
- Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия и при выполнении добровольных домашних заданий
- Защита проектов
Режим занятий
- Общее количество часов в год – 68 часов
- Количество часов в неделю – 2 часа.
- Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.
Юные музееведы
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведе- ния. | 4 | 1 | 3 |
2 | Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. | 4 | 2 | 2 |
3 | Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев. | 5 | 2 | 3 |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 5 | 3 | 2 |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | 3 | 2 |
6 | Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий музей. | 5 | 2 | 3 |
7 | Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. | 8 | 2 | 6 |
8 | Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций. | 4 | 2 | 2 |
9 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 6 | 2 | 4 |
10 | Выставочная деятельность школьного музея. | 4 | 2 | 2 |
11 | Экскурсионная деятельность музея. | 4 | 2 | 2 |
12 | Поисковая деятельность учащихся. | 8 | 2 | 6 |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях. | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО | 68 | 27 | 41 |
Содержание курса
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.
Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.
Практическая работа: знакомство с Положением о школьном музее, планом работы музея на год, планом поисково-экспедиционной деятельности. Знакомство со структурой
3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.
Роль музеев в жизни города Мурома, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.
Практическая работа: обзорные экскурсии в мемориальный Дом-музей академика живописи И.С. Куликова и в музей «История народного образования города Мурома» (школа № 16); по итогам экскурсий определить социальные функции музеев.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Мурома. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.
7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»
8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея.
9. Поисково- исследовательская деятельность школьного музея
Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.
10. Выставочная деятельность школьного музея.
Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.
11. Экскурсионная деятельность школьного музея
Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.
12. Поисковая деятельность учащихся
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, Муромском историко-художественном музее; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа--исследователя при выполнении поисково— исследовательских работ.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Литература
- Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов/ Ф.Г.Багаутдинова. – М., 1992.
- Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей/ В.П.Голованов. – Йошкар-Ола, 2006.
- Горский В.А. Живое образование/ В.А.Горский. – Ногинск, 2007.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000.
- Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/ Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.,2006.
- Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации/ сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974.
- Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. – М., 1987.
- Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001.
- Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001.
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. – М.,1988.
- Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. – СПб., 2002.
- Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности/ Б.А.Столяров. – СПб., 1999.
- Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003.
- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ М.Ю.хневич. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Музееведы"
Программа дополнительного образования работает на базе школьной музейной комнаты. Направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа дополнительного образования в школе "Юные музееведы"
Пояснительная записка, программа, планирование. Предлагаемый курс лекций по истории Санкт-Петербурга. Список рекомендуемой литературы. Курс расчитан на углубленное изучение. Дети научаться пользоватьс...
Рабочая программа "Юные музееведы"
Программа внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...
Рабочая программа "Юный музеевед" 5-6 класс
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-ловеческих ценностей и культурны...