Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья на тему
Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, являющийся наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_rabota_statya.doc | 39 КБ |
muzeynaya_rabota_zametki_detey.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Истинная нравственность растет из сердца
при плодотворном содействии светлых лучей разума.
Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.
Хочу рассказать о музейной форме работы с учащимися. Сегодня это называется музейная педагогика.
Мы проживаем в замечательном старинном городе, богатом своим прошлым, в том числе, музеями: музеем сестер Цветаевых, Александра Грина, национальной картинной галереей И.К. Айвазовского, домом-музеем Максимилиана Волошина, Паустовского… На протяжении последних лет наша школа находится в тесном содружестве с городскими музеями и библиотеками, участвует в конкурсных программах и праздниках, которые они проводят.
В 2014/2015 учебном году я как предметник взяла 9-Акласс, сложный, но интересный, любознательный. За эти годы мы с ребятами неоднократно посещали наши музеи, бывали в читальных залах, выезжали за пределы Феодосии, приглашали музейных сотрудников к себе. Эта дополнительная работа приносит удовольствие и мне, и старшеклассникам. Пытаясь обобщить материал по этой теме, перечитала заметки своих ребят. Действительно, сколько времени мы провели вместе и, я очень надеюсь, с пользой (приложение 1).
Почему в своей работе я использую музейную педагогику?!
Передо мной, как перед любым учителем, для успешной организации учебного процесса встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка и литературы, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музей – прекрасное место для неформального образования. Именно в музеях, библиотеках у детей появляется возможность получать знания в мире культуры.
Также музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт. Развитие личности учащегося происходит через включение в урок рефлексивных вопросов, таких как «Что я уже знаю по этой теме?», «Что узнал на этом занятии?». Ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов: «Что я еще хочу узнать по этой теме?», «Как соотносятся полученные знания с повседневной жизнью?», «Как я могу их использовать?», «Для чего они мне нужны?». Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки. Педагогу важно создавать условия для творческого самовыражения учащихся. Эта задача может решаться через систему творческих заданий учащимся: сочинение, доклад, рассказ, отзыв, эссе, рисунок, поделка, альбом, рассуждение, репортаж, статья и др. Уверена, что учащихся необходимо побуждать к содержательному оцениванию увиденного и услышанного в процессе урока-экскурсии. Предъявляя материал для сравнения, возвращаясь к просмотренному, педагог активизирует размышления детей. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.
Обобщая вышесказанное, могу сказать, что музейные экскурсии реализуют принцип наглядности обучения, укрепляют связи полученных знаний с жизнью, повышают научность обучения, расширяют кругозор учащихся, в целом способствуют развитию личности детей. В широком понимании мы говорим о воспитании ребят средствами музея. Главное в музейной технологии - уроки доброты.
Благодаря этой работе, мы приняли участие во многих конкурсах не только муниципального, но и республиканского, и межрегионального этапов. Хочется отметить, что учащиеся нашей школы стали призерами и победителями. Так, Мазунова Эльвира (9 –А) была награждена Дипломом победителя межрегионального конкурса авторской поэзии школьников «Цветаевские костры», Фошина Антонина (9 –Б) получила Диплом призера; Шатрова Кристина (6-Б класс), участвуя в международном конкурсе «Прочитаем Грина вместе», организованном Феодосийским литературно-мемориальным музеем А.С. Грина,
в номинации “Проза” награждена Дипломом II степени; Сидорова Екатерина (11 –А) и Шайтор Мария (11 –А) – Дипломами I степени, так как стали победителями Первого творческого фотоконурса «Феодосийская Гринландия – 2016» «С томиком Грина по Феодосии», а Саламатин Александр (11-А) за работу «Современный Грэй», за творчество и фантазию в постановке фотосцен – Дипломом II степени; в III Международном региональном конкурсе детского творчества "Киммерийский венок", организованном Центральной детской библиотекой МКУК "ЦБС" в содружестве с Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель) среди победителей тоже есть ученики нашей школы: I место – Беглова Айше (10 – Б) - за любовь к Феодосии и ее истории, III место - Керимова Сафие (6 – А) - за романтизм мировосприятия, грамоты были вручены: Агеенко Кристине (11 –А) "За простые вопросы к сложной книге", Шкитько Елизавете (7 –А) "За умение отличать лень от мечты", Мурату Абсетарову (10 –А) "За поэтический полет". И это не полный список.
Каждый педагог как итог своего труда хочет видеть в учениках духовно-нравственных личностей, ведь духовность – это категория, определяющая богатство внутреннего мира человека, сочетающаяся с его внутренней нравственной установкой действовать согласно своей совести и свободной воле. Важно научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом.
Предварительный просмотр:
Вот только некоторые заметки ребят:
2014 – 2015 учебный год
16 марта для учащихся 9-А класса в школе была организована встреча с представителями коктебельского эколого-культурного заповедника «Киммерия М.А.Волошина». С целью изучения творчества М.Цветаевой вниманию учащихся была предложена литературно – музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась…», посвященная дню рождения поэтессы. Гости рассказали о жизни Марины Цветаевой, о роли Крыма и Феодосии в ее судьбе, читали стихи, вместе слушали известные песни, романсы, положенные на стихи Цветаевой.
« Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед…», - предрекала великая поэтесса. Надеемся, что такая форма общения необходима и школьникам, и сотрудникам музея Марины и Анастасии Цветаевых.
2015 – 2016 учебный год
III Международный региональный конкурс детского творчества "Киммерийский венок", организован Центральной детской библиотекой МКУК "ЦБС" в содружестве с Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель)- подвел итоги. Решением жюри в составе: Анна Матасова, Анна Хрусталева, Ирина Лисова, Елена Усачева - выбраны победители конкурса "Сам читал и вам советую!"
ПОБЕДИТЕЛИ:
Первое место-Беглова Айше - за любовь к Феодосии и ее истории.
Третье место Керимова Сафие - за романтизм мировосприятия.
Грамоты были вручены: Агеенко Кристине "За простые вопросы к сложной книге", Шкитько Елизавете "За умение отличать лень от мечты", Мурату Абсетарову "За поэтический полет".
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Ребята с удовольствием играли после награждения в сыщиков: веселый квест - "Тайна в каждой книжке".
См. скорректированные фото в папке ФОТО 6 класс 10 сентября
Декалюк А., 10-А класс.
В сентябре Феодосия встречала поэтов со всей России, которые приехали на четвертый Международный поэтический фестиваль «Алые паруса». Частичка этого удивительного праздника досталась и нам, учителям и учащимся феодосийской школы № 15. Пригласив поэтов, мы даже не подозревали, какое огромное удовольствие получим от встречи. Нас посетили гости: подмосковный бард, член Союза писателей России Сергей Леонтьев и руководитель Союза русских писателей Восточного Крыма поэтесса Наталья Ищенко. Поэтов с нетерпением ожидали учащиеся 7-х и 10-х классов. Стихи Н.Ищенко с восторгом были встречены семиклассниками. А старшеклассники с интересом слушали С.Леонтьева. Бард читал свои удивительные стихи, исполнил авторские песни, рассказал, что их поэтический клуб – еще и безалкогольный, и в доказательство исполнил песню «Я обожаю молоко». Время пролетело незаметно. После официальной части ребята свободно общались со знаменитостями, рассказали о школе, родном селе, взяли автографы, пригласили на следующий год. На память школе поэты презентовали сборники своих стихов. Хочется выразить огромную благодарность Наталье Ищенко и Сергею Леонтьеву за творческую встречу, за ту атмосферу добра, искреннего любопытства к детям, которую им удалось создать в течение праздника. Мы невзначай побывали на замечательном авторском концерте!
Октябрь 2015 г. Мазунова Эльвира, 10-А класс.
В межрегиональном конкурсе авторской поэзии школьников «Цветаевские костры», организованном МБОУ школа № 85 г. Казани, приняли участие дети и нашей школы.
Две старшеклассницы: Мазунова Эльвира (10-а) и Фошина Антонина (10-б)- в музее сестер Цветаевых вместе с конкурсантками из других школ города читали наизусть стихи Марины Цветаевой. Девочек морально поддерживали ребята 10-а, которым тоже передалось всеобщее волнение, царившее в музее.
Конкурс напоминал творческий вечер юных чтецов: атмосфера музея, приподнятое настроение сотрудников, прекрасное чтение девочек. Мы получили огромный творческий заряд, стали участниками отлично организованного мероприятия.
Спасибо музею сестер Цветаевых за приглашение… И за призы, которыми были нагаждены наши девочки.
24.12.15г. в музее сестер Цветаевых прошло торжественное награждение участниц межрегионального конкурса «Цветаевские костры». Конкурс проходил как одно из многочисленных мероприятий Года литературы. Дипломом победителя была награждена ученица 10-А класса нашей школы Мазунова Эльвира. Диплом призера получила ученица 10-Б класса Фошина Антонина. Мы поздравляем победителей!
Сидорова Екатерина, 10-А класс.
«Один человек оставляет след, десять - тропу, сотня - дорогу и только тысяча человек оставляет за собой пустыню»,- мне запомнились слова замечательного экскурсовода картинной галереи им. И.К. Айвазовского Гутман Ольга романовна.
11 февраля мы с одноклассниками посетили выставку живописи «Следы времен», на которой были представлены работы талантливых феодосийских художников И. Б. Симелина, А. Е. Малышева, П. А. Гуляева. Нам посчастливилось лично познакомиться с художниками. Каждый из них представил свое творчество, рассказал о взглядах на искусство, жизнь, ближайших планах.
Кстати, на создание данной экспозиции живописцев вдохновила одноименная картина П. А. Гуляева «Следы времен». Думаю, что своими картинами художники поднимают тему памяти, пытаются показать нам, современным жителям, ту старую Феодосию, которую надо знать и помнить.
Мне понравилась атмосфера, царящая в музее, а также картина Симелина «Утренний чай».
Хочу стать тем человеком, после которого останется след.
Я получила огромное удовольствие, посетив выставку живописи.
Стерхова Татьяна, 10-А класс.
Уже хорошей традицией стали встречи наших старшеклассников с работниками музея сестер Цветаевых. 8 апреля мы были приглашены в связи с надвигающейся датой, важной для каждого феодосийца,- освобождение Феодосии от немецко-фашистских захватчиков.Говорили не только о Великой Отечественной войне, об освобождении Крыма, Севастополя, родной Феодосии, но и о творчестве замечательного советского поэта Эдуарда Асадова, слушали его душевные стихи.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Э.Асадов.
Керимова Сафие, 6-А класс.
Сегодня был хороший день. В нашу школу приехали экскурсоводы феодосийского музея сестер Цветаевых Марина Жарикова и Марина Федорова, а также гитарист Игорь Ковалевский.
Сотрудники музея нашему вниманию представили замечательную литературно-музыкальную композицию, посвященную известному поэту и просто прекрасному человеку Константину Михайловичу Симонову.
В преддверии грандиозного праздника Победы рассказ о Симонове был особенно интересен, так как, будучи военным корреспондентом, он прошел всю войну.
Мы узнали о жизни поэта, о его смелости, «стойкости», слушали стихи Симонова в собственном исполнении. Услышав первую строку стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», я с легкостью вспомнила все, потому что учила его по литературе. А знаменитое «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…», наверное, одно из лучших стихотворений о любви.
Песни «Застольная», «На безымянной высоте», «Как служил солдат», исполненные гитаристом, знакомы мне с детства, их любит мой папа и часто напевает.
В знак благодарности наши мальчики преподнесли цветы. По-моему, цветаевцам это понравилось.
Побольше бы таких дней!
10. 05. 16 г. Маркосян Карине, 6-Б класс.
2016 – 2017 учебный год
Теплым осенним днем (23 сентября) после уроков наш дружный 11-А посетил эколого-историко-литературный заповедник «Киммерия М. А. Волошина», расположенный в Коктебеле.
Уже хорошо знакомые нам сотрудники музея провели для нас увлекательную экскурсию, рассказав о жизни великого поэта и художника.
Мы увидели картины, написанные Максимилианом Волошиным, узнали историю его знаменитого дома, сказку о царевне Таиах, с удовольствием слушали стихи в исполнении экскурсовода и нашего одноклассника Мурата.
Позже мы совершили небольшую прогулку по набережной солнечного Коктебеля, известного на весь мир поэзией и художественным творчеством Волошина, «странника и поэта, мечтателя и художника».
Абдуллаева Инесса, 11-А.
В рамках НЕДЕЛИ ФИЛОЛОГИИ 17.10.16 – 21.10.16 состоялась удивительная встреча 11-классников нашей школы с сотрудниками заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Цветаевцы представили вниманию старшеклассников урок-презентацию по теме
«Серебряный век русской литературы».
22 ноября в школу были приглашены цветаевцы на традиционную встречу с 11-А классом.
Тема встречи: «Серебряный век. Жизнь и творчество О.Мандельштама».
8 декабря в Центральной городской библиотеке им. А. Грина состоялся праздник «Поклон Александру Грину». В целях популяризации творчества А. Грина в 2016 году был проведен Первый творческий фотоконкурс «Феодосийская Гринландия – 2016» по теме «С томиком Грина по Феодосии». Дипломами I степени награждены учащиеся 11-А класса нашей школы: Сидорова Екатерина в номинации «С Грином по Феодосии» за работу «Чудеса своими руками», Шайтор Мария – за работу «Ветер перемен»;
Дипломом II степени награжден Саламатин Александр за работу «Современный Грэй», за творчество и фантазию в постановке фотосцен;
Дипломами III степени – в номинации «В образах гриновских героев» Сидорова Екатерина за работу «Отправляя мечты в плавание», Шайтор Мария - за работу «По узким улочкам».
Мы поздравляем наших 11-классников и по-гриновски им желаем: «Мечтайте, а “став капитанами, никогда не сбивайтесь с пути!”».
Декалюк Анастасия, 11-А класс.
«Я вернусь…»
В 11 классе нам предстоит знакомство с выдающимся автором М.А. Булгаковым. Многие мои одноклассники летом уже прочитали его произведение «Мастер и Маргарита». Каково же было мое удивление, когда нам предложили посетить московскую выставку, посвященную юбилею загадочного писателя. Выставка «Я вернусь…» открылась на базе литературно-мемориального музея А.С. Грина.
Экскурсовод рассказала нам о том, что в 2016 г. исполнилось 125 лет со дня рождения русского писателя и драматурга М.А. Булгакова, а также 90 лет со дня премьеры его драмы «Дни Турбинных» на сцене МХАТа. В связи с этими юбилейными датами московский Благотворительный фонд им. М.А. Булгакова подготовил эту выставку, к которой имели счастье приобщиться и мы, феодосийцы.
Основной раздел выставки посвящается именно драме «Дни Турбиных» (1926), выросшей из первого романа писателя «Белая гвардия». Помимо основной темы «Дней Турбиных» зрителям предлагается биографический материал: семейные фотографии, студенческие работы сестер Булгакова, книги из библиотеки М.А. Булгакова и даже есть бюст писателя работы скульптора Бессарабского.
Отдельный раздел выставки представляют личные вещи М.А. Булгакова и вещи его семьи: подставка, футляр, флакон для лекарств, чемоданчик, с которым впервые приехала в Москву Е.А. Булгакова.
Оказывается, в 1925 г. А.С. Грин, живший тогда в Феодосии, в коктебельском доме М.А. Волошина познакомился с Булгаковым. Как удивительно оказываются переплетались судьбы великих людей, о которых мы говорим с придыханием: Волошин, Грин, Булгаков.
«О, мед воспоминаний…» - название мемуаров жены Булгакова. Экземпляр этих мемуаров с дарственной надписью автора Музею А.С. Грина в Феодосии мы тоже смогли увидеть на выставке.
16 декабря 2016 г. Стерхова Т, 11-А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»
Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...
Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.
В статье говорится о роли значении музеев в духовно-нравственном и патриотическом обучении....
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся
Выступление на педагогическом совете школы "Духовно-нравственное направление, развитие личности учащихся в условиях ФГОС"...