Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся
статья
Выступление на педагогическом совете школы "Духовно-нравственное направление, развитие личности учащихся в условиях ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_muzeya_vystuplenie_na_ps.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах, классных руководителях в частности. Оно заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры.
Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.
В нашей школе имеется музей, он создан в 2000 году, в год открытия нового здания школы. В 2014 году музей получил статус школьного краеведческого музея.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Главное, ради чего создавался наш школьный музей – дети: их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, природе родного края, этнографии, он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей жив только тогда, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты и т.д .
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.
Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?
Академик Д.С. Лихачев называл краеведение "самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности", которая "учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".
Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.
В музее собраны экспонаты, представляющие культурную и историческую ценность. Все экспонаты собраны руками учащихся школы, а подарили все это жители села. Огромная работа была проделана школьниками, выпускниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села. Здесь накоплен богатый материал по краеведению и этнографии.
Музей представляет собой два помещения, в первом размещены экспозиции по истории села, школы, старинная утварь, во втором, так называемой «Горнице», - изба со всеми атрибутами жизни людей коренной национальности.
Отдельное место отведено флоре и фауне нашей местности.
Имеется экспозиция со школьными принадлежностями учащихся 60-80 годов прошлого века.
Музей интерактивный. Посетители могут взять в руки горн и барабан, чтобы продемонстрировать свое искусство.
Собран ценный материал по истории школы. Все эти материалы предоставили учителя русского языка и литературы, которые вместе со своими учениками передали в дар музею сочинения, сборники стихотворений, творческие работы.
Здесь хранятся старинные книги, вещи, которым более ста лет, разнообразная утварь, которую пожертвовали для музея жители сельского поселения. Во время знакомства с такими экспонатами учащиеся имеют возможность прикоснуться к такому разделу науки, как краеведение, которое учит детей лучше понимать друг друга, учит взаимоуважению, состраданию, сочувствию.
По истории села собран богатый материал: альбомы, фотодокументы, архивные материалы. Так, выпускники 2014 года разработали цикл лекций «Встречи с замечательными людьми», активно участвовали в создании виртуальной экспозиции, в которой собран материал о Гвардии старшем лейтенанте ракетных войск Е.А. Царегородцеве.
В год празднования 75-летнего юбилея школы учащиеся разработали и реализовали социальный проект «Учителями славится Россия…», который позднее представили на муниципальном конкурсе проектов «Я - гражданин России». Поскольку в настоящее время к истории школы наблюдается всё больший интерес, одной из форм приобщения к вечным ценностям малой родины является организация мини-музеев книг-миниатюр, рукописных книг, эксклюзивных рукодельных подарочных изданий, макетов, поделок и пр.
Особую гордость представляют собой персональные выставки. Так один из учеников Воскресной школы при местном храме, имея большое желание, участвует в различного рода православных конкурсах и олимпиадах. Экскурсоводы с удовольствием демонстрируют его работы, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, 1000-летию памяти Великого князя Владимира, а также сочинения по истории храма села Чеускино и фотографии из цикла «Святое вечное», «Духовная красота мира».
В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся школы приняли участие в окружной интернет - акции «Гвардейский полк» с работами о ветеранах войны, сочинения о замечательных труженицах тыла Ивановой В.Н. и Суслопаровой Л.Н. позднее тоже были переданы в музей.
Собрана в музее богатая коллекция монет, рушников, национальных костюмов народов ханты и манси.
Надолго в нашей памяти останутся те люди, которые оказали помощь в сборе материалов для музея и пополнили фонд бесценными экспонатами. Их имена останутся в памяти наших воспитанников, и хочется верить, что дети наши будут благодарными потомками.
Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников, посиделок, встреч. Все это является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой. И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей, оставляет в их памяти глубокий след.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Наше краеведческое объединение принимает активное участие в школьных и районных мероприятиях: в смотрах музеев, в Рождественских чтениях, награждаются грамотами и памятными подарками.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, музей является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.
На педагоге (классном руководителе) лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым. Система образования способна дать и педагогу, и ребенку силы, энергию, компетентность, сводить воедино материальное и духовное, формировать мировоззрение на нравственной основе.
«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 -185
- Волков Г.Н.Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2-х т. Т.2/- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2002 г.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газета. – 2002. 17-18 мая. – С. 2
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Народное образование. – 2000. – №3. – С.117-120
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2, М.: Педагогика,1974.