Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся
статья

Коурова   Елена  Александровна

Выступление  на  педагогическом  совете  школы "Духовно-нравственное направление,  развитие  личности учащихся  в  условиях  ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnogo_muzeya_vystuplenie_na_ps.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах,  классных  руководителях в  частности.  Оно заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры.

Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.

В нашей  школе имеется  музей,  он  создан  в 2000 году, в год открытия нового  здания  школы.  В 2014  году музей получил статус школьного краеведческого музея.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.  

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Главное, ради чего  создавался наш  школьный музей – дети: их обучение, воспитание и  развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, природе родного края, этнографии,  он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей жив только тогда, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты и т.д .  

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за   своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.  

Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?

Академик Д.С. Лихачев называл краеведение "самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности", которая "учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".

Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.  

В музее собраны экспонаты,   представляющие культурную и историческую ценность. Все экспонаты собраны руками учащихся школы, а подарили все это жители села. Огромная работа была проделана школьниками,  выпускниками  и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села.  Здесь  накоплен  богатый материал по краеведению и  этнографии. 

Музей представляет   собой два  помещения, в  первом   размещены экспозиции по истории села, школы, старинная утварь, во  втором,  так  называемой  «Горнице»,  -  изба   со всеми атрибутами  жизни людей коренной  национальности.  

Отдельное место  отведено флоре и фауне нашей местности.

Имеется экспозиция со школьными принадлежностями  учащихся  60-80 годов прошлого  века.  

Музей  интерактивный. Посетители могут взять в руки горн и барабан, чтобы продемонстрировать свое искусство.

Собран   ценный  материал по истории  школы. Все эти материалы предоставили учителя  русского  языка  и литературы,  которые  вместе  со  своими  учениками передали  в дар  музею сочинения,   сборники  стихотворений,  творческие  работы.

Здесь хранятся старинные книги, вещи, которым более ста лет,    разнообразная утварь, которую пожертвовали для музея жители сельского  поселения. Во  время  знакомства  с такими  экспонатами учащиеся  имеют  возможность  прикоснуться  к такому разделу  науки,  как     краеведение,  которое   учит  детей   лучше  понимать друг друга, учит взаимоуважению, состраданию, сочувствию.

По истории села собран богатый  материал: альбомы, фотодокументы, архивные материалы.  Так,  выпускники 2014  года  разработали цикл лекций «Встречи  с  замечательными  людьми»,  активно участвовали в создании виртуальной  экспозиции,  в которой собран материал о  Гвардии  старшем лейтенанте ракетных  войск Е.А. Царегородцеве.  

В  год  празднования  75-летнего юбилея  школы  учащиеся  разработали  и реализовали  социальный  проект «Учителями  славится  Россия…», который  позднее представили на муниципальном конкурсе  проектов «Я - гражданин  России». Поскольку в настоящее  время к  истории школы  наблюдается  всё  больший  интерес,  одной  из  форм приобщения  к  вечным  ценностям малой  родины является организация мини-музеев книг-миниатюр,  рукописных книг, эксклюзивных  рукодельных подарочных  изданий, макетов,  поделок и пр.  

Особую   гордость представляют  собой   персональные  выставки.  Так один из учеников  Воскресной  школы  при местном   храме,  имея  большое  желание,  участвует в различного  рода  православных конкурсах   и  олимпиадах. Экскурсоводы   с удовольствием  демонстрируют  его работы,  посвященные  700-летию со  дня  рождения преподобного Серафима  Саровского,  1000-летию  памяти Великого  князя  Владимира, а  также  сочинения  по  истории  храма села  Чеускино и  фотографии  из  цикла  «Святое  вечное»,  «Духовная красота  мира».

В  честь   70-летия  Победы  в  Великой  Отечественной  войне учащиеся школы приняли  участие  в окружной  интернет - акции «Гвардейский полк»  с работами  о   ветеранах войны, сочинения о замечательных труженицах  тыла Ивановой  В.Н. и Суслопаровой Л.Н. позднее тоже были  переданы  в музей.

Собрана в  музее богатая коллекция монет, рушников, национальных костюмов народов  ханты  и манси.

Надолго в нашей памяти останутся те люди, которые оказали помощь в сборе материалов для музея и  пополнили фонд бесценными экспонатами. Их имена  останутся в памяти наших воспитанников, и хочется верить, что дети наши будут благодарными потомками.

Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении  праздников,  посиделок,  встреч. Все  это является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой.  И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей,  оставляет в их памяти глубокий след.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Наше  краеведческое объединение принимает активное участие в  школьных и  районных мероприятиях: в смотрах музеев, в Рождественских чтениях, награждаются грамотами и памятными подарками.

Чем раньше дети  начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.   Таким образом, музей является одним из эффективных средств  духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

На педагоге (классном  руководителе) лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым. Система образования способна дать и педагогу, и ребенку силы, энергию, компетентность, сводить воедино материальное и духовное, формировать мировоззрение на нравственной основе.

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик  Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 -185
  3. Волков Г.Н.Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2-х т. Т.2/- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2002 г.
  4. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  5. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газета. – 2002. 17-18 мая. – С. 2
  6. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
  7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Народное  образование. – 2000. – №3. – С.117-120
  9. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  10. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  11. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2, М.: Педагогика,1974.