Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
статья на тему
Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_muzeya_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_obuchayushchihsya.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Татьяна Анатольевна
учитель истории и обществознания
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Любинского района Омской области
«Большаковская средняя общеобразовательная школа»
Роль школьного музея
в духовно-нравственном воспитании обучающихся
В наше время роль школьного музея значительно возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что направления работы школьного музея достаточно обширны, что позволяет активно включать и использовать его в целостный образовательный, а также в воспитательный процесс.
Хочется отметить, что на сегодняшний день актуальным и важным стал вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Модернизация духовно-нравственного воспитания в системе образования направлена на решение таких задач:
-формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
-интегрирование духовно-нравственного содержания воспитания;
-реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительностью;
-подготовка педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания;
-охрана исторических памятников, восстановление культурного наследия родного края через работу школьных музеев;
-совместная деятельность с Епархиями в рамках компетенции, установленной законодательством об образовании и положении Епархиального управления МП РПЦ.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. И вот здесь, важным звеном для решения данных задач, становятся как раз школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Деятельность историко-краеведческой музейной комнаты МКОУ «Большаковская СОШ»
Целью музейной комнаты является:
-эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
Музейная комната работает по следующим направлениям:
-духовное (религиозное);
-патриотическое;
-краеведческое;
-экскурсионное;
-исследовательское.
Основные экспозиции:
-Земля, на которой мы живем;
-Культура и быт села;
-Духовно-нравственная жизнь;
-Военно-патриотическое дело.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.
Для этого организуются поисковые экспедиции «Тайны бабушкиного сундука», «Подвигу жить в веках», поездки по святым местам, духовно-просветительские работы с детьми, знакомства с православными праздниками, духовными традициями русской семьи, выпуск школьных газет, выставки духовной литературы, попечения о людях инвалидах, одиноких и престарелых, исследовательские работы, оформление экспозиций в школьном музее. Участие в НОУ, этических чтениях, сетевых телекоммуникационных проектах. Все это дает богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.
Активисты музейной комнаты участвуют не один год в проведении «Дня музеев», где представляют свой отчёт о проделанной работе. Награждены дипломами. На базе нашей музейной комнаты проводился районный семинар руководителей музеев и музейных комнат.
Давняя связь и добрые отношения сложились у нашей музейной комнаты с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музейной комнаты.
Ребята с большим удовольствием посещают нашу музейную комнату. А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. Из этих активистов составляется совет музейной комнаты, обновляемый каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются ребята, начиная с 5-6 классов. Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музейной комнаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....
Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
Обобщение опыта на районных педагогических чтениях «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...
Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...
Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.
В статье говорится о роли значении музеев в духовно-нравственном и патриотическом обучении....
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся
Выступление на педагогическом совете школы "Духовно-нравственное направление, развитие личности учащихся в условиях ФГОС"...