Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.
статья на тему

В статье говорится о роли значении музеев в духовно-нравственном и патриотическом обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся.


Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.

Белинский В.Г.

На сегодняшний день проблема духовно –нравственного и патриотического воспитания в школах поднимается достаточно часто и не теряет своей актуальности. Этому способствует выявление и сохранение накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, а также обновление самой системы образования, и внедрение, и проектирование новых современных технологий.

Роль музеев в качестве средств духовно-нравственного и патриотического воспитания стала заслуженно все более возрастать. Главной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине и ее культурно-историческому прошлому. Понятие патриотизм, является достаточно емким и многогранным, оно включает в себя:

– любовь к Родине, уважение к прошлому своей страны, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Принимая все вышесказанное во внимание, можно сделать вывод, духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителей. Школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа, должны способствовать решению данной задачи. В условиях школьного музея учащиеся получают колоссальный опыт работы с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Образовательно-воспитательный потенциал музеев огромен, потому как на их базе можно осуществлять не только учебно-познавательную деятельность, но и использовать их как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. 

Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее. 

Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Школьные музеи способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы. (2)

Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в развитии патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. (2)

Источники:

  1. О нравственности и русской культуре: В. О. Ключевский — Санкт-Петербург, Дрофа, 2006 г.- 304 с.
  2. https://worldteacher.ru/2933-6.html
  3. https://infourok.ru/rol-muzeev-v-vospitanii-shkolnikov-1075235.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Музей – прекрасное место для неформального образования. В статье рассказывается о такой внеклассной форме работы с детьми, как музейная педагогика, которая позволяет реализовать поисковый подход ...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...