Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учреждений (2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой и соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.
Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни как высочайшей ценности.
Программа обучения состоит из пяти блоков: медико-гигиенического, психологического, правового; семьеведческго и этического.
В процессе обучения у детей формируются универсальные учебные действия:
- Предметные УУД;
- Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- Личностные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_ozozh.docx | 57.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
для 6 классов
Алишаускене Татьяны Михайловны
учителя ОЗОЖ, педагога-психолога
МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района
Саратовской области»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учреждений (2001), а также дополненного и переработанного варианта этой программы ( 2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой.
Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни как высочайшей ценности.
Программа предусматривает развитие потребности в самопознании, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Курс рассчитан на 34академических часа (1 час в неделю)
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа обучения состоит из пяти блоков.
Содержание медико-гигиенического блока включает такие вопросы: таинство появления человеческой жизни. Личная гигиена мальчиков и девочек.
Здоровье и состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы.
Содержание психологического блока направлено на развитие способности к самопознанию и уверенности в себе.
В правовом блоке идет знакомство со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Разбираются понятие принуждения, способы принуждения ,ответственность за принуждение. Способы противостояния принуждению.
Семьеведческий блок рассматривает такие вопросы: семейные реликвии, праздники, семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Родословная. Генеалогическое дерево.
Содержание этического блока включает основные понятия философии: мир, взаимосвязь основных компонентов природы, осознанность человеческой жизни
Требования к результатам обучения:
Предметные УУД: научатся правильно относиться к своему здоровью, правильно и грамотно вести себя в обществе добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ.), применять способы противостояния принуждению; сформируется потребность в самопознании, здоровом образе жизни, освоят навыки гигиены и профилактики заболеваний.
Метапредметные УУД
Познавательные будут знать: правила гигиены и закаливания, признаки уверенного, неуверенного, грубого поведения. Усвоят понятия: иммунитет, чувство собственного достоинства, права человека, принуждение, способы противостояния принуждению.
Коммуникативные умение слушать; высказывать своё мнение и ценить мнение других.
Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи, сдерживают свои желания, считаются с правами окружающих
Личностные УУД осмысливают гуманистические ценности современного общества, формируется мотивация к здоровому образу жизни, к самопознанию
ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988
- БогатырёваТ.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет) Москва 2006 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
- Лысогорская М.В. Методические материалы проведения занятий с молодёжью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. Саратов, 1999г.
- Михайлина М.Ю. Лысогорская М.В. Павлова М.А. Здоровый образ жизни учебное пособие для учщихся 9-х классов. Саратов 2006г.
- Немов Р.С. Психология М., 1995г
- Прутченков А.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
- Прозументов Л.М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве Томск 1997г.
- Родионов В.А. Ступницкая М.А. Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Ярославль 2006г.
- Рогов Е.И. психология познания М., 1998г.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
- Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.
Календарно-тематическое планирование по ОЗОЖ в 6 классе | ||||||||||
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Хар-ка основных видов деятельности учащихся | Нагл пособия, технические средства, ИКТ | Задания для учащихся | Повто рение | Формирование УУД | |
Медико-гигиенический блок | 6 | |||||||||
1 | Таинство появления человеческой жизни | 1 | Освоение нового материала | Восприятие новой информации; составление конспекта; Сравнение житейских и научных представлений | ТV DVD | Подобрать колыбельные |
| Предметные УУД Научатся: правильно представлять процессы ведущие к зарождению жизни Метапредметные УУД Познавательные работа с научной информацией; сравнение научных и житейских знаний Коммуникативные умение слушать; высказывать своё мнение Регулятивные:действуют соответственно поставленной учителем задачи Личностные УУДосмысливают гуманистические ценности современного общества | ||
| Личная гигиена мальчиков и девочек | 1 | Освоение нового материала | Исходя из опыта показать важность гигиены для здоровья. Усвоить понятие «гигиена» Описать основные принципы гигиены | Компьютер, мультимедиа | Подготовить сообщение по теме: «Здоровье и окружающая среда» |
| Предметные УУД научатся:применять полученные знания в повседневнойжизни Метапредметные УУД Познавательные Сравнение информации обыденной жизни и научных знаний, усвоение правил личной гигиены Коммуникативные делятся жизненным опытом Регулятивные учатся сдерживать эмоции, серьезно говорить об интимных вопросах Личностные УУДсамооценка отношения к гигиене. | ||
| Здоровье и состояние окружающей среды | 1 | Семинар | Рассказывают о влиянии окружающей среды на человека, приводят конкретные примеры влияния. Определяют своё влияние на среду. Анализируют информацию научную и житейскую, сравнивают, делают выводы. | TV DVD | Сообщение по теме: «Иммунитет» «Закаливание» |
| Предметные УУД Научатся характеризовать состояние окружающей среды обитания,видеть факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Метапредметные УУД Познавательные осуществляют поиск информации, анализируют, сравнивают, делают выводы Коммуникативные делятся своим опытом, высказывают мнение, слушают других Регулятивные: Проявляют самостоятельность и инициативность. Личностные УУДэкологический подход к окружающей среде | ||
| Тренировка иммунитета и закаливание-структурный фактор ЗОЖ | 1 | Освоение нового материала | формулируют понятия «Иммунитет», защитные силы организма, рассказывают о способах и основных принципах закаливания Выполняют упражнения точечного массажа | Компьютер, мультимедиа | Подготовить сообщение на тему «Физкультура и здоровье» |
| Предметные УУД Научатся правильно осуществлять закаливающие процедуры Метапредметные УУД Познавательные работа с научной информацией; сравнение научных и житейских знаний Коммуникативные умение слушатьдругого, рассказывать о себе. Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи Личностные УУДосмысливают важность закаливания для ЗОЖ | ||
| Гигиена физического воспитания | 1 | Освоение нового материала | Раскрывают значение физических упражнений для здоровья; рассказывают о физической культуре как факторе ЗОЖ; о половозрастных особенностях занятий различными видами спорта | Компьютер, мультимедиа | Подобрать упражнения для профилактики нарушений осанки |
| Предметные УУД Научатся: культуре физического воспитания Метапредметные УУД Познавательные работа с научной информацией; сравнение научных и житейских знаний Коммуникативные умение слушать; высказывать своё мнение Регулятивные: проявление инициативы, контроль своего представления о физвоспитании Личностные УУД осознание важности физического воспитания | ||
| Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника | 1 | Тренинг практическое занятие
| Описывают признаки нарушений осанки и искривления позвоночника. Характеризуют последствия нарушения осанки. Осмысливают принципы ЗОЖВыполняют упражнения для профилактики нарушения осанки и искривления позвоночника | TV DVD |
|
| Предметные УУД Научатся: упражнениям предотвращающим искривление позвоночника Метапредметные УУД Познавательные усвоят понятия: осанка, причины нарушения осанки и искривления позвоночника Коммуникативныевзаимодействует в группе Регулятивные: следят за своей осанкой Личностные УУДмотивация к выполнению профилактических упражнений и ЗОЖ | ||
Психологический блок | 10 | |||||||||
| Уверенное, неуверенное, грубое поведение | 2 | Тренинг практическое занятие | Раскрывают основные формы поведения на конкретных примерах из жизни Анализируют ситуации и выбирают своё поведение Приводят примеры своего поведения Делают вывод о правильном поведении | Компьютер, мультимедиа | Понаблюдать за собой и другими: «Какая форма поведения чаще проявляется» |
| Предметные УУД Научатся: различать и характеризовать уверенное, неуверенное, грубое поведение Метапредметные УУД Познавательные узнают о разных формах поведения Коммуникативные взаимодействует в группе Регулятивные: принимают правила поведения и следуют им в тренинговой группе ЛичностныеУУД мотивация к самопознанию | ||
| Зависимость поведения от других людей. Чувство собственного достоинства | 2 | Тренинг | Выполняют упражнение «Хвалить или ругать» Ставят проблему: Что требуется, чтобы вести себя достойно в этой ситуации. Нарисовать «радость» Делают вывод: что важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства Формулируют определение «Чувство собственного достоинства» | Нарисовать «Мой портрет в лучах солнца» |
| Предметные УУД Научатся:определять зависимость уверенности и неуверенности от других людей Метапредметные УУД Познавательные что такое чувство собственного достоинства. Коммуникативные высказывают свою точку зрения, выслушивают одноклассников, спорят. Регулятивные: сдерживают свои эмоции, следуют правилам Личностные УУД самооценка своего чувства собственного достоинства. Уважение к чувствам другого человека | |||
| Вербальные и невербальные формы выражения чувства собственного достоинства | 1 | Тренинг практическое занятие | Анализируя рисунки, поддерживают друг друга характеризуя достоинствадругого. Выполненяют упражнение «Скульптура» Рефлексия: Я узнал, я понял… | Описать ситуации, где проявляется чувство собственного достоинства |
| Предметные УУД Научатся: по невербальным и вербальным признакам видеть чувство собственного достоинства у других проявлять своё. Метапредметные УУД Познавательные узнают о возможных формах выражения чувства собственного достоинства Коммуникативные умение по вербальным и невербальным сигналам понимать состояние человека Регулятивные: умение сдерживать себя при желании нагрубить Личностные УУД уважение к себе и другим | |||
| Уверенность в себе и права человека | 2 | Тренинг | Обсуждая домашнее задание, делают вывод, что уверенность в себе зависит от соблюдения прав; Выполняют упражнение «Мои права» Составляют «Декларацию о правах шестиклассника» Определяют понятие «Права»знакомятся с правовыми документами; Обсуждение» Мои права и права других» | Проанализировать, как права реализуются в жизни |
| Предметные УУД Научатся: видеть свои права в повседневной жизни и пользоваться ими Метапредметные УУД Познавательные узнают разнообразие своих прав познакомятся с документами где права закреплены Коммуникативные умение уверенно защищать свои права не нарушая прав других Регулятивные: сдерживать свои желания, считаться с правами окружающих Личностные уважение к своим правам и окружающих | |||
| Умение высказать просьбу | 2 | Тренинг | Обсуждение домашнего задания, заостряя внимание на право высказать просьбу и отказаться от её выполнения; Выполнение упражнения «Чемпионат» (высказать просьбу, отказаться от выполнения) Рефлексия: «Я узнал, я понял…» | Оценить поведение в ситуации просьбы в реальной жизни |
| Предметные УУД Научатся: высказывать просьбу Метапредметные УУД Познавательные что такое просьба. Коммуникативные тренируются высказывать просьбу, вежливый отказ Регулятивные: управление своими чувствами и желаниями Личностные формируется собственное мнение, убеждение | |||
| Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав | 1 | Тренинг | Обсуждение домашнего задания, анализ ситуаций, формулирование вывода: уверенное поведение помогает реализовать свои права; Рефлексия: Рефлексия: «Я узнал, я понял…» |
|
| Предметные УУД Научатся различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав Метапредметные УУД Познавательные Успешные и неуспешные формы поведения. КоммуникативныеУмение принять отказ. Регулятивные: Анализ успешных и неуспешных форм поведения Личностные мотивация к успешным формам реализации своих прав | |||
| Правовой блок | 6 |
|
|
|
|
| |||
| Понятие принуждения | 2 | Освоение нового материала | Ведут конспект лекции учителя , оформляя его в виде таблицы Обсуждают жизненные ситуации, в которых проявляются разные формы принуждения; Ведут дискуссию | Компьютер, мультимедиа | Повторить записи в тетради |
| Предметные УУД Правовые знания по основным аспектам понятия принуждения Метапредметные УУД Познавательные понятие принуждение, УК РФ Коммуникативные: участие в дискуссии, анализ ситуаций Регулятивные: управление своей деятельностью соответственно поставленной задачи Личностные оценка своих поступков, ориентация на выполнение морально-нравственных норм | ||
| Способы принуждения | 2 |
| Характеризуют основные способы принуждения; приводят примеры из своей жизни, анализируют и оценивают свои поступки и поступки других | Определить понятия: ответственность, преступление, наказание, склонение к преступлению. |
| Предметные УУД Научатся характеризовать основные способы принуждения Метапредметные УУД Познавательные Способы принуждения: угрозы, шантаж, вымогательство, обман, психологическое давление, физическое давление и другие. Коммуникативные обсуждение, рассуждение Регулятивные: определяют и личностно-значимую проблему урока Личностные оценка своих поступков | |||
| Склонение к преступлению Способы противостояния принуждению | 2 | Тренинг практическое занятие | Формулирование понятий: ответственность, преступление, наказание, склонение к преступлению. Ставят проблемный вопрос: как противостоять принуждению? Тренируются сказать «нет» вситуациях принуждения, демонстрируя разные способы Рефлексия: «Я узнал, я понял…» | Компьютер, мультимедиа | Выполнение упражнений отказа от нежелательных действий |
| Предметные УУД Научатся уверенно вести себя в ситуациях принуждения. Метапредметные УУД Познавательные Способы противостояния принуждению. Коммуникативные ориентация в позиции другого, умение отказаться от нежелательных действий Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока Личностные Повышение личностной самоценности и развитии навыков уверенного поведения. | ||
| Семьеведческий блок | 6 |
|
|
|
| ||||
Родословная. Генеалогическое древо | 2 | Актуализация знаний | Рассказывают о своем представлении, что такое родословная, актуализируя знания, полученные из других предметов; Знакомятся с разными формами составления родословной (слушают учителя) Делают вывод о важности знаний о генеалогии своей семьи Представляют проекты, обсуждают, анализируют и отмечают наиболее интересные. | Компьютер, мультимедиа | Работа над проектом «Моя родословная» |
| Предметные УУД Научатся составлять родословную своей семьи Метапредметные УУД Познавательные Принципы формирования родословной. Коммуникативные рассказывают о своей семье, слушают других Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока Личностные осознания себя как части своей семьи | |||
| Семейные реликвии | 2 | Семинар | Определяют понятие: «Реликвия», «Традиции семьи» приводят примеры Выполняют рисунок: «Праздник в моей семье» Рассказывают о семейных реликвиях, традициях праздниках. | Подготовить рассказ о семейной реликвии (семейной традиции, празднике) (по выбору учащихся) |
| Предметные УУД Научатся характеризовать понятие семейные реликвии. Метапредметные УУД Познавательные Что такое семейные реликвии. Семейные традиции. Коммуникативные монологическая речь умение слушать и уважать других Регулятивные: Инициативность, сдержанность, управление своими желаниями. Личностные: ценностное отношение к семье, к семейным реликвиям и традициям | |||
| Мои бабушка и дедушка. На кого я похож | 2 | Тренинг практическое занятие | Читают рассказ о бабушке (тетрадь ОЗОЖ для 5-6 кл) Обсуждают прочитанное, делают выводы. Приводят примеры подобного отношения к старшему поколению, анализируют причины, говорят как надо относиться к пожилым людям. Обсуждают вопрос: «На кого я похож». Рассказывают о своих бабушках (дедушках) | Компьютер, мультимедиа | Составить рассказ о своей бабушке, (дедушке) |
| Предметные УУД Научатся теплому отношению к своим предкам Метапредметные УУД Познавательные узнают о жизненном пути своих родных Коммуникативные рассказывают о своей семье Регулятивные: действуют соответственно поставленной задаче урока Личностные формируется уважительное отношение к своим родным | ||
| Этический блок | 6 |
|
|
|
|
| |||
Я и мир. Все связано со всем. | 2 | Рефлексия | Рассуждают над понятиями «Мир», «Я часть мира» формулируют важность темы; Дают определение «Что такое мир» Выполняют рисунок: «Я и мир» Анализируют рисунки, подчеркивая взаимосвязь элементов природы и своего места в мире. | Написать рассуждение: «Чтобы я сказал Миру» | Предметные УУД Научатся определять своё место среди сверстников и взрослых характеризовать взаимосвязь элементов природы. Метапредметные УУД Познавательные осуществляют поиск необходимой информации о подростке Коммуникативные учатся рассуждать, высказвать свою точку зрения Регулятивные: определяют цель и личностнозначимую проблему урока Личностныея – часть мира, моё место в мире | |||||
Экологический подход к миру | 2 | Рефлексия | Рассуждают о том, что дает нам мир, что я даю миру. Формулируют понятие: потребительский подход к миру, экологический подход к миру. Зачитывают свои рассуждения: «Чтобы я сказал Миру» Делают вывод о необходимости бережно относиться к природе, к людям, к себе. | Подготовиться к мини-сочинению «Как я гармонично существую с самим собой и окружающим миром»; | Предметные УУД Научатся безопасно взаимодействовать с миром Метапредметные УУД Познавательные Образ мира, потребительский подход к окружающему миру, экологический подход к миру. Последствия отношения к миру Коммуникативные рассуждают, анализизируют, высказывают свою точку зрения Регулятивные: действуют соответственно поставленным задачам урока Личностные нравственно-этическая личностная позиция к миру | |||||
Осознанность человеческой жизни. | 2 | Рефлексия | Пишут мини сочинение Зачитывают свои сочинения, обсуждают, рассуждают о ценности человеческой жизни, о необходимости заботиться о себе, о своем здоровье, строить свою судьбу самому , осуществлять собственный выбор. | Предметные УУД Научатся осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром Метапредметные УУД Познавательные усвоят основные понятия:Самоценностьжизни.осознанность человеческой жизни. свободоспособность. свобода выбора. Коммуникативные развитие письменной речи Регулятивные: управление своей деятельностью соответственно поставленным задачам Личностные ответственное отношение к своему здоровью и жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы здорового образа жизни".
Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....
Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы
Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...
Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...
Программа внеурочной деятельности "Основы здорового образа жизни"
Все мы взрослые ответственны за воспитание подрастающего поколения. Основы воспитания и развития личности, в первую очередь, формируются в семье. Наиболее системно и последовательно воспитание происхо...
Диагностический инструментарий по основам здорового образа жизни 1 полугодие 7 класс
Материал содержит контрольные работы по предмету "Основы здорового образа жизни" 7 класс...