Организация работы детского объединения на базе класса и школы
статья на тему

Деменкова Татьяна Николаевна

Материалы для специалистов воспитательных служб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_doo_starostin.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Организация работы ДОО: от ДОО на базе класса до ДОО на базе школы».

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир”.
А.С. Макаренко

Период детства и юности - это время становления личности, которая может ярко проявиться во всей своей неповторимости только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников, единомышленников. Склонность детей и подростков к общению в отсутствие организации, ориентированной на общечеловеческие ценности, нередко толкает их в группировки асоциальной направленности. Результат - рост детской преступности, наркомании и т. п.

Работа детского общественного объединения способствует формированию навыков игрового общения и деятельности, развитию гражданских, патриотических чувств, а также чувства причастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Компенсацией нарушений поведения ребенка, взаимоотношений в семье и школе может стать его участие в детском объединении, ориентированном на воспитание любви, милосердия, экологической и нравственной культуры.

Существует 2 формы школьного детского общественного объединения: объединение на базе класса и объединение на базе всей школы. В нашей школе сегодня существует детское общественное объединение «3D» («Давайте делать добро»), которое было основано на базе класса, а уже со временем переросло в общешкольную организацию.

Прекрасно, когда у школьников возникают свои мысли, свои идеи и формируется свой взгляд на мир. Три года назад я взял в классное руководство сложный разноуровневый 5 класс. В коллективе явно прослеживалось 2 категории ребят: ведущие и ведомые. Я поставил перед собой задачу сплотить учеников в одну команду, где каждый нужен и важен.  Попробовав различные формы и виды совместной деятельности (классные часы, игры и тренинги на сплочение коллектива, командные задания) постепенно я пришел к выводу, что лучшим выходом в данной ситуации станет создание детского общественного объединения.  

И сразу же мы столкнулись с большим количеством трудностей: что делать детскому объединению, как объединить совершенно разных ребят с яркими лидерскими качествами? Постепенно выработалась стратегия развития, появился устав, девиз, отличительный значок. Все оказалось достаточно просто. Нужно дать детям свободу. Дать им почувствовать себя в ответе за то, что они делают. Нужно не руководить, а помогать выполнять какие-либо действия. И ребята становятся самостоятельными. Начинают работать творчески и с «искрой в глазах». Что интересно, самые активные «заражают» своей энергией всех окружающих. В апреле 2013 года в состав детского объединения входило 12 учащихся только 6 «В» класса. В основу работы руководителя ДОО легла методика КТД, частично использованы методики И.П. Иванова. Ребята с энтузиазмом предлагали разные мероприятия по патриотическому, экологическому и волонтерскому направлениям. Все мероприятия обязательно обсуждались и принимались на Совете актива. Создавая детское объединение, нужно помнить, что в нем хозяева – дети. Педагоги призваны помочь и направить, а не дать готовый план действий. Если это условие соблюдается, в большинстве случаев ДОО будет жить и процветать. Важно участвовать не только в жизни класса и школы, но и общаться, дружить с другими объединениями района, города. ДОО «3D» практически сразу после основания плотно вошло в состав детского районного актива «Фрунзенец», подружилось с ДОО «Ладушки» Колпинского района Санкт-Петербурга. О своих делах члены ДОО обязательно рассказывали со страниц школьной газеты «Мы», на школьном Совете, делились впечатлениями с друзьями и одноклассниками. Именно благодаря этому ДОО «3D» выросло, стало не классным, а общешкольным объединением.

В сентябре 2013 года ДОО насчитывало уже 36 человек из 5 классов. Ребята сами хотят жить весело и интересно, а еще больше им нравится самим придумать себе интересную жизнь. Советом Актива ДОО «3D» было принято решение, что в ДОО может вступить любой желающий школьник. Помог развитию нашего объединения договор с городским социальным проектом «Огонек Добра», который уже не первый год работает в Санкт-Петербурге и приносит пользу не только нуждающимся в помощи животным, но и детям, которые в игровой форме включаются в работу, в интерактивных формах учатся быть добрыми и неравнодушными. Актив «3D» кинул клич всей школе о 2 акциях: сбору помощи для собачьего приюта «Верность» и конкурсе варежек «Вместе теплее» (помимо конкурса варежки в эту акцию входил сбор зимних вещей для детского дома). Члены «3D» не ожидали той активности, которую проявили наши школьники. По результатам опроса школьников и подведения итогов, выяснилось, что 65% школьников не остались равнодушными и внесли свою лепту в акции.

В сентябре 2014 года состоялся Общий слет всего детского объединения, на котором присутствовало больше 80 детей. Я думаю, что численность в ДОО возросла так резко из-за оперативного и яркого освящения всей жизни активистов в 3Д. Многие ребята захотели помогать, а кто-то просто весело и интересно проводить время.

Главное для каждого ребенка – это быть услышанным и понятым. С помощью коллективно-творческой деятельности в детском общественном объединении это становится возможно. В заключение, приведу примерный план, которым может руководствоваться педагог или классный руководитель, поставивший перед собой задачу основания детского общественного объединения:

1) Собрать детей, с которыми Вы собираетесь работать;

2) Вместе с детьми продумайте цель, ради которой создается ДОО;

3) На совете актива придумайте название, эмблему, девиз и устав ДОО;

4) Обязательно после каждого проведенного мероприятия обсуждайте его с ребятами, не ругая, а подводя итог. Старайтесь делать так, чтобы дети сами находили плюсы и минусы своего труда;

5) Рассказывайте о своей работе не только среди членов ДОО, а в школьном СМИ, оформите с ребятами стенд, где помимо «визитной карточки» ДОО будет содержаться информация о планах ДОО, об уже проведенных мероприятиях;

6) Заведите в ДОО традиции(день рождения ДОО, чаепития и встречи с интересными людьми и т.д.).

Продолжать этот план можно бесконечно. Самое главное – самому зажечься от детей огоньком творчества и заинтересоваться тем, что делаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное руководство подготовкой проекта по теме: "Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе "Комнаты здорового ребенка" при детской поликлинике".

Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе «Комнаты здорового ребёнка» при детской поликлинике. Автор: Котлярова Наталья Владимировна, студентка ...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида

Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год...

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Организация работы детского объединения в условиях сетевого взаимодейстия

Воспитательное пространство самой отдаленной школы Могойтуйского района с малым количеством детей  не дает полноценной возможности формирования мировоззренческих установок и убеждений учащихся. В...

Организация работы детского творческого объединения дополнительного образования на базе школ

В методическом издании приведен опыт организации  работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия  учрежде...

Организация работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Зеленая планета" на базе спортивной школы

В данной презентации представлен опыт организации работы  детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе детско-юношеской спортивной школы с экологической направленностью. Д...

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...