Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида
статья на тему
Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_mo_nach.klassov.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы методического объединения учителей
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
за 2012 – 2013 учебный год
- Состав МО:
Ф.И.О. учителя | Образо-вание | Педстаж | Год рожде-ния | Аттес- тация (фактич.) | Кате-гория | Повышение квалифи- кации (план) |
1. Ярош Лидия Тихоновна | среднее спец. | 46 | 1949 | 2009 | I | 2014 |
2. Сергеева Людмила Васильевна | высшее | 21 | 1971 | 2009 | I | 2014 |
3. Васильева Ирина Николаевна | высшее | 22 | 1964 | 2009 | I | 2014 |
4. Колесник Елена Петровна | высшее | 27 | 1967 | 2013 | I | 2018 |
5. Сизоненко Светлана Анатольевна | высшее | 27 | 1967 | 2012 | I | 2017 |
6. Погуляева Ирина Абесаломовна | высшее | 12 | 1981 | 2013 | ||
7. Резникова Светлана Петровна | среднее спец. | 24 | 1968 | 2013 |
В начале учебного года произошли изменения в составе педагогов. В состав МО вошла Резникова С.П.- учитель 3 «Б» класса.
2. Методическое объединение учителей начальных классов в 2012 – 2013 учебном году работало над темой «Социальная и педагогическая помощь учащимся с нарушением интеллекта через развитие учебных и трудовых умений и навыков». Цель работы – создание условий для повышения профессионального уровня учителей начальных классов и организации образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, сохранение и развитие их индивидуальности.
Для достижения этой цели МО решало следующие педагогические задачи:
- Изучение и внедрение новых современных информационных технологий для повышения качества образования по предметам.
- Рассмотрение, изучение нормативно-правовых и методических документов.
- Создание системы коррекционной работы со слабоуспевающими детьми.
- Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся через занятия физической культуры, регулируемые нагрузки, обучение основам ЗОЖ;
- Планирование работы над самообразованием, изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Поставленные задачи были успешно выполнены за счет скоординированности усилий всех участников педагогического процесса:
– своевременное прохождение курсов усовершенствования учителей начальной школы;
– разработка и внедрение в учебный процесс учителями начальной школы инновационных технологий;
– создание администрацией школы комфортных условий для обучения учащихся и совместной деятельности учителей начальной школы.
В 2012-2013 учебном году прошли курсы повышения квалификации при областном ИППК Колесник Е.П., Погуляева И.А. Прошла аттестацию в Амурском областном ИРО и повысила квалификацию Колесник Е.П., ей присвоена I квалификационная категория. Необходимо отметит активность учителей начальных классов, их стремление повышать свой профессиональный уровень.
Учителя активно делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
Анализируя работу М О учителей начальных классов, можно сделать вывод, что в коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Коллектив учителей направлял учебно-воспитательный процесс на активизацию познавательных возможностей учащихся. Учителя знакомились с нормативными документами, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результат. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация. Всего было проведено 6 заседаний МО по различным темам. На заседаниях были заслушаны и одобрены следующие доклады и выступления:
- Сергеева Л.В. «Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях»;
- Васильева И.Н. «Роль устных упражнений в обучении детей с нарушением интеллекта на уроках математики»;
- Ярош Л.Т. «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»;
- Погуляева И.А. « Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта»;
- Сизоненко С.А. « Разноуровневое обучение в коррекционной школе».
Методическая работа носила непрерывный характер и велась в соответствии с планом.
Выступления педагогов по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности педагога. По теме самообразования «Работа над словами с непроверяемыми гласными» выступила Колесник Е.П.
Логопед И. А. Погуляева провела консультации по темам «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта»; «Методы и приемы работы над предложением с учащимися 1-2 классов коррекционной школы VIII вида».
Учителя в процессе обучения младших учащихся обеспечивали построение каждого урок как единой динамической системы. Успех урока зависит от правильно поставленной цели. Реализуя принципы коррекционно- развивающего обучения, внедряли передовой педагогический опыт в практику работы через открытые уроки и индивидуальные коррекционные занятия. Всего было проведено в течение 2012-2013 учебного года 3 открытых урока с целью обмена опыта:
- Колесник Е.П. урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»;
- Ярош Л.Т. урок - путешествие в 1 классе по «Вернем куклу домой»;
- Погуляева И.А. интегрированное подгрупповое логопедическое занятие с элементами ручного труда на тему «Зима» во 2 классе.
Все уроки спланированы в игровой форме, что является положительным в усвоении учебного материала на уроках. Обеспечивалась коррекционно-развивающая и практическая направленность. Чётко просматривалась индивидуальная работа с учащимися, задания дифференцировались сильным, средним, слабым. На уроках соблюдался здоровьесберегающий режим. Знание возрастной психологии детей с ограниченными возможностями здоровья, доброжелательное отношение к учащимся способствовали продуктивной деятельности обучения.
С обзором новинок методической литературы выступали все учителя.
С целью обмена опыта учителя посещали уроки своих коллег. В ходе взаимопосещения уроков обсуждались вопросы состояния коррекционной работы на уроках в начальной школе, выявлены причины ошибок и затруднений у учащихся при овладении учебным материалом. Проводился смотр ученических тетрадей с целью контроля выполнения единого орфографического режима.
Внеклассная работа в начальной школе включала в себя участие детей в экскурсиях, выход в районный краеведческий музей, конкурсы, посещение библиотеки, проведение классных часов. Учащиеся младших классов участвовали во всех общешкольных мероприятиях, запланированных в школе-интернате.
Традиционный фестиваль сказок в этом учебном году включили как один из этапов большого проекта «Этот Волшебный мир театра» (ответственные: Сизоненко С.А., Сергеева Л.В., Колесник Е.П., Резникова С.П., Ярош Л.Т., Погуляева И.А.). Опыт работы представлен на школьной конференции по защите проектов, где учащиеся заняли 1 место. Открытый классный час в рамках проекта на тему «Как правильно вести себя в театре» провела Васильева И.Н.
1 класс (учитель Ярош Л.Т.) совместно с 5 классом (учитель Лысенко Т.А.) участвовали в пректе «Мы радужата». Ученики 5 класса на протяжении всего года были вожатыми в 1 классе. Такая работа полезна. Она способствует сплочению детского коллектива, формированию толерантности, снижению агрессии. Данный прект занял на школьной конференции 3 место.
Классные уголки в течение года были действующими, яркими, интересными, отражали жизнь класса, соответствовали возрасту и интересам учащихся начальных классов. Лучшими признаны уголки 3 «А», 1 классов, отмечены благодарственными письмами.
В течение года учащиеся начального звена участвовали в конкурсах чтецов, читали стихи об осени, зиме, весне. Лауреатами конкурса стихов ко Дню защитника Отечества стали ученики 1 класса (Ярош Л.Т.), 1место-4 «Б» (Васильева И.Н), 2 место-3 «А» (Сергеева Л.В.), 3 место-2класс (Сизоненко С.А.).
Активное участие в работе МО принимала учитель-логопед И.А.Погуляева. В рамках разработанного ею совместно с учителем Сергеевой Л.В. социального проекта «Помоги птицам зимой!», целью которого было приобщить учащихся к сохранению окружающей среды, воспитать любовь к природе, были проведены классные часы, посещение районного краеведческого музея, конкурс рисунков, изготовление кормушек. В проекте активно участвовали учителя Резникова С.П., Колесник Е.П., Сизоненко С.А. с учащимися своих классов. Логопедами Погуляевой И.А., Сергеевой Л.В. была проведена неделя логопедии для учащихся 1-4 классов. Целью данной недели было повышение эффективности коррекционной логопедической работы с учащимися начального звена. В рамках недели были проведены: открытое занятие, логопедическая спартакиада среди учащихся 3 классов, логопедический утренник для 1-4 классов.
Педагогами 1-4 классов (кроме Васильевой И.Н) был организован и проведен утренник, посвященный 9 Мая. В конце утренника прошел конкурс рисунков на асфальте «Мое счастливое детство». Участвовали все ученики 1-4 классов, а также 5, 6А классы.
В конце года провели общешкольные праздники: «Прощание с букварем» для 1 класса (руководитель – Ярош Л.Т.) , «Прощание с начальной школой» для 4-х классов (руководители – Колесник Е.П., Васильева И.Н. ).
Активное участие учителя принимали в предметных неделях старших классов.
В учебных и внеучебных занятиях и при проведении мероприятий учителя применяли технологию использования специальных способов обучения, развивали интереса к предметам. Высокой оценки заслуживает деятельность учителей в отборе методов и приёмов работы на уроках и внеклассных занятиях.
Учителя начальной школы в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации методических журналов, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях методического объединения начальных классов, посещали уроки своих коллег.
В 2012-2013 учебном году учителя начальных классов проделали большую работу по распространению педагогического опыта. Логопед Погуляева И.А. представила свою работу на Всероссийском конкурсе учителей «Самый современный урок», за что получила диплом участника. Во время общешкольной методической недели «Современной школе – современного педагога» Васильева И.Н. показала мастер-класс по теме: «Совершенствование техники чтения в коррекционной школе», Погуляева И.А. выступила с докладом «Взаимодействие учителя-логопеда с психологом, воспитателями и учителями с целью повышения эффективности коррекционной работы в школе». В рамках единой методической недели был выпущен методический бюллетень по опыту работы аттестующегося педагога Колесник Е.П.
Впервые учителя начальных классов объединились в группу для освоения такой формы методической работы, как исследование через участие в педагогической лаборатории. Тема – «Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации младших школьников с ОВЗ». Участники лаборатории: Сергеева Л.В. (руководитель), Сизоненко С.А., Колесник Е.П., Ярош Л.Т., Резникова С.П. 1-й этап работы прошел в сентябре-декабре 2012 года, участники разработали план, изучили литературу. С января по декабрь 2013 года продлится 2-й этап (этап реализации). Работа педлаборатории ведется в соответствии с планом, проведен опрос учащихся начальных классов, активно используются на уроках математики игры; учителя выступали на заседаниях МО с сообщениями по теме педлаборатории. Промежуточные итоги представлены на заседании методического совета школы-интерната в мае 2013 года.
Каждый педагог активно работает над своим профессиональным развитием. Своими достижениями и педагогическими находками все учителя, исходя из темы самообразования, делятся на семинарах и заседаниях МО учителей начальных классов.
Обобщение опыта учителей – членов МО:
Ф. И. О. | Предмет | Тема | Форма обобщения опыта |
Ярош Л.Т. | Игротерапия | Применение дидактических игр на уроках. | Открытый урок (урок-путешествие «Вернем куклу домой» 1 кл.) |
Сергеева Л.В. | Письмо | Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях | Доклад на МО |
Погуляева И.А. | Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта | Сообщение на МО | |
Колесник Е.П. | Письмо | Работа над словами с непроверяемыми гласными | Отчет по самообразованию на МО |
Погуляева И.А. | Письмо, чтение | Методы и приемы работы над предложением с учащимися 1-2 классов коррекционной школы | Сообщение на МО |
Ярош Л.Т. | Письмо | Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников | Выступление на МО |
Васильева И.Н. | Математика | Роль устных упражнений в обучении детей с нарушением интеллекта на уроках математики | Выступление на МО |
Погуляева И.А. | Логопедия | Логопедический утренник для учащихся 1-2 классов «Здравствуй сказка» | Всероссийский конкурс учителей «Самый современный урок» |
Сизоненко С.А. | Разноуровневое обучение в коррекционной школе | Выступление на МО | |
Сергеева Л.В. | Математика | Промежуточный отчет о работе педагогической лаборатории «Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации младших школьников с ОВЗ» | Выступление на МС |
Учителя – члены МО – проводили мониторинговые исследования учебного процесса, педагоги выявляли недостатки, искали пути их решения. Уровень обучения соответствует программным требованиям. Все учителя работали в тесном контакте с психологом, социальным педагогом, логопедом, библиотекарем.
Правильная и целенаправленная работа учителей начальных классов показала, что все учителя стараются обучать в комфортном тёплом климате, что позволяет реализовывать принципы индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения на всех этапах урока. Через коррекционную направленность учителя начальных классов умело решают задачи активизации познавательной деятельности, развития устной и письменной речи, нормализации учебной деятельности.
Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика) проведен сравнительный анализ качества знаний по классам. Качество знаний по предметам представлено следующей таблицей:
Ф. И. О. | Класс | Качество знаний за год |
1. Сизоненко С.А. | 2 | 50% |
2. Сергеева Л.В.
| 3 «А» | 55,5% |
3. Резникова С.П. | 3 «Б» | 60% |
4. Колесник Е. П. | 4 «А» | 55% |
5. Васильева И. Н. | 4 «Б» | 60% |
Повышение квалификации учителей.
Перспективный план прохождения курсовой переподготовки.
Ф. И.О. | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Васильева И. Н. | + | |||||
Сергеева Л. В. | + | |||||
Ярош Л. Т. | + | |||||
Сизоненко С.А. | + | |||||
Колесник Е. П. | + | |||||
Погуляева И. А. | + | |||||
Резникова С.П. | + |
Необходимо отметить, что на школьном сайте не размещено ни одного материала по работе МО или отдельных учителей начальных классов. Не все учителя начальных классов в учебном году активно вели проектную деятельность. Исходя из этого, перед МО в 2013 – 2014 учебном году стоят следующие задачи:
- повышать и совершенствовать методический уровень проведения урока за счет освоения и внедрения современных педагогических коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий;
- всем учителям активно включаться и вовлекать учащихся в проектную деятельность;
- влкючить в план работы МО освоение интерактивной доски, рассмотрение возможности применения её в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
- акцентировать в педагогической деятельности принцип разноуровневого подхода в обучении для обеспечения качественного усвоения знаний, умений и навыков;
- осуществлять систему коррекционно-воспитательной работы на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка в целях индивидуального и дифференцированного подхода;
- осваивать новые формы изучения, обобщения и распространения опыта работы (электронное портфолио, мастер-класс, участие в интернет-конкурсе);
- включить в план работы размещение материалов о деятельности МО и отдельных педагогов на школьном сайте;
- завершить работу педагогической лаборатории, представить опыт работы коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год.
Подробный анализ работы методического объединения учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...
Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....
Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....
Методы проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Методы проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида: метод проблемного изложения материала, частично - поисковый метод....
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ "Сергачская СОШ №3" за 2014-2015 учебный год.
1.Анализ деятельности методического объединения.2.Анализ учебной деятельности обучающихся 2-4 классов.3.Итоги внеурочной деятельности.4.Итоги результатов школьного этапа олимпиады среди об...
Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида
В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....