Рабочие материалы к игре "Дебаты"
методическая разработка на тему

Голубева Светлана Викторовна

Рабочие материалы к игре "Дебаты". Тема "Бить или не бить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дебаты "Бить или не бить"33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №1»

Рабочие материалы к игре «Дебаты»

Тема «Бить или не бить»

Разработаны:

педагогом-психологом

С.В.Голубевой

преподавателем общественных

дисциплин

О.А.Мамедовой

Александровск-Сахалинский

2015

Игра «Дебаты»

Тема «Бить или не бить»

Цель. Формировать умение ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку.  Развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию. Учить мыслить критически. Воспитывать культуру слушания. Тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Предварительная работа

Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

Определение исходного тезиса дебатов.

Подбор, изучение и анализ основной литературы, работа с интернет-ресурсами

Распределение ролей.

Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.

Разработка экспертами критериев оценки.

Сбор мнений по предложенной проблеме. Обработка  собранных данных. Подбор и рисование плакатов для оформления аудитории.

В подготовке мероприятия участвовала инициативная группа обучающихся под руководством педагогов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.

Ход игры:

  1. Вступительное слово ведущего (тема, правила, представление спикеров, экспертов)

  2. Выступление спикеров, вопросы зрителей

  3. Выступление экспертов, подведение итогов (эксперты оценивают аргументы, но не участников)

  1. Мы считаем, что бить детей нельзя

Слово «бить» означает «подвергать насилию, причиняя боль и травмы; наносить удары, побои, избивать; наказывать; колотить; лупить».

Сложно  вспомнить культуру, в истории которой не было бы телесных наказаний детей. От палки и розог до ремня и школьной линейки - меняются лишь орудия наказания, а подход... подход остается все тем же. Поколение за поколением родители "выбивают дурь" из детей, забывая, как выбивали дурь из них самих и свое к этому отношение в детстве.

Рукоприкладство – самый простой и легкий способ сделать ребенка послушным и прекратить его несносное поведение, но одновременно и самый опасный.

Физические наказания, особенно рукоприкладство, запугивают и унижают ребенка, подрывают доверие ребенка не только к родителям, но и к другим людям.

Если бьют ребенка, животное, взрослого человека, даже боксерскую грушу, какие эмоции переживает агрессор? Он чувствует любовь к нему? Сострадание? Нежность? Он заботится о нем? Нет, чаще всего, когда бьют, испытывают злость, ненависть, раздражение, гнев, мстительные чувства.

А что испытывает ребенок, которого бьют и наказывают жестоко? Это страх и обида – как грозно выглядит обидчик, «за что он так со мной ведь я ничего плохого не сделал?».

А страх и обида со временем, если побои продолжаются долго, переходит в затаенную злость, жестокость, желание отомстить обидчику. Часто, когда такие дети вырастают, они говорят: «когда я вырасту, я отомщу», «я стану сильным, и тогда никто не сможет меня обидеть, я сам обижу кого хочешь».

Ребенок по сравнению со взрослым мал, беззащитен, не имеет столько силы и способности отражать удар (как физически, так и психологически). С одной стороны, подобные наказания формируют у ребенка «комплекс неполноценности» («если со мной поступают так, значит я в чем-то плох»).

С другой стороны, если ребенок не видит другой модели поведения – нежной, заботливой, любящей, - у него складывается ощущение, что «это нормально». То есть нормально, когда бьют. Если меня бьют, то и я, когда вырасту, могу бить.

Часто такие родители говорят: «Меня тоже били в детстве. И ничего, вырос нормальным человеком». Только этот «нормальный человек» часто тоже бьет своего ребенка. А значит, велика возможность, что и он будет бить своих детей.

Когда родитель бьет своего ребенка, очень часто он вымещает на нем свои негативные переживания – раз, и показывает неспособность другими, педагогическими, способами решить проблему «плохого» поведения ребенка – два. Ведь проще всего – запугать, чем выяснить в чем, именно состоит проблема.

Вот отрывок из романа Горького «Мать»: «По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами. Иногда парней приводили домой матери и отцы. Они отыскивали где-нибудь под забором на улице или в кабаках бесчувственно пьяными, скверно ругали, били кулаками мягкие, разжиженные водкой тела детей. Ругали и били детей тяжело, но пьянство и драки молодежи казались старикам вполне законным явлением, - когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы».

Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как правило, эффекта воспитания не достигается. Он  твёрдо осознает: «сильный прав». Как правило, этот тезис отрабатывается на более слабых детях или животных. Применяя насилие над ребёнком, родители оправдывают своё плохое настроение и растят психически нездоровую личность.

Итак, мы заключаем: детей бить нельзя.

  1. Итак, мы считаем, что бить детей нельзя

Во-первых, нельзя потому же, почему вообще никого нельзя бить, дети не могут быть исключением. Есть такой юридический термин «насилие над личностью»... Существуют Права Человека, и Права Ребенка.

Во-вторых, потому, что бить маленьких, слабых, зависимых от тебя, тех, кто заведомо не может тебе ответить - безнравственно. Не менее, чем бить инвалидов и стариков. Словом, если очень хочется - то кого-нибудь «своей весовой категории» во всех смыслах.

В-третьих, не существует ни одного научного доказательства необходимости применения физического воздействия в педагогических целях. Посему, бить детей в целях воспитания - неоправданно и бессмысленно.

Четвертое. Статистические исследования показывают, что физические наказания нисколько не гарантируют усвоение детьми желаемых навыков, не более эффективны по сравнению с другими методами.

Пятое. Бить в гневе, потому, что нет привычки держать себя в руках, - распущенность с точки зрения морали и хулиганство с точки зрения закона. Если нет возможности управлять собой - есть невропатологи и психиатры. Если ребенок «неуправляем» - это проблема врачей и психологов, ремнем она не решается. Если неуправляем родитель- это проблема врачей и психологов, но... он может, наверное, попросить супруга или соседа побить себя (родителя) , вдруг поможет сдерживаться? :)

Шестое. Если применяя физические меры воздействия «воспитатель» получает удовольствие (удовлетворение, успокоение, «легче стало») - это называется садизмом. Садизм разумно лечить, т.к. он уголовно наказуем.

Седьмое - насилие унижает и непоправимо калечит личность человека. Последствия - от неуспешности до криминала.

Мудрый родитель находит для своего ребенка более действенный способ наказания, точнее воспитания и стимулирования, - от лишения сладостей,  прогулок, просмотра мультфильмов, ограничения заниматься любимым делом или хобби, до домашнего ареста.

Во-первых, какой-то неудачный удар, что называется, в порыве эмоций, может случайно навредить здоровью ребенка. Этого вы себе точно никогда не простите.

Во-вторых, применение насилия по отношению к ребенку иначе как слабостью не назовешь. Это значит, что у вас, взрослого и опытного человека, закончились все аргументы и способы воздействия на ребенка, вы поддались слабости и ударили более слабое существо.

Если ребенок с детства сталкивается с рукоприкладством, не ждите, что он вырастет чутким и любящим. Представьте, что когда вы станете пожилым и немощным человеком, ваш сын или дочь будет таким же способом убеждать вас в своей правоте.

         Постепенно ребенок привыкает к физическим наказаниям, смиряется с ними. В подобном случае эффективность наказания со временем сводится к нулю. Ребенок же замыкается в себе, боится поделиться со взрослыми своими переживаниями и проблемами.

  1. Мы настаиваем, бить детей нельзя

Мы убедились в своем утверждении и готовы это доказать, что ребенка бить нельзя

Бить по попе ребёнка – это дедовский метод воспитания, которому доверяют многие папы и мамы. Может показаться невероятным, что телесные наказания влияют на будущее малыша самым разрушительным образом, но это на самом деле так, ведь многие наши взрослые проблемы – родом из детства.

Когда родители бьют своего ребёнка, они лишают его ощущения защищённости и безопасности, которое необходимо юному созданию для правильного психического развития.  Психическое развитие при этом существенно затрудняется.

Такому человеку очень трудно будет реализоваться в будущем. Вместо того чтобы радоваться своей жизни, он будет страдать. Он может быть здоров, умен, красив и талантлив, но сценарий его поведения не принесёт ему счастья и удовольствия.

Мнение психологов по поводу физического наказания детей однозначно: они говорят, что шлепок по попе, которым в случае плохого поведения наказывают ребенка, может нанести психологическую травму и сделать ребенка агрессивными в дальнейшей жизни.

Канадские психологи пришли к выводу, что физическое наказание связано с высоким уровнем агрессии у детей против родителей, братьев и сестер, а затем и против коллег и супругов.

Помимо этого, битье детей является непродуктивным методом воспитания, так как увеличивает вероятность развития у детей психических расстройств, таких как депрессия.

Многие европейские страны, включая Германию, Испанию и Нидерланды, а также некоторые штаты США, уже запретили физическое наказание детей.

Мы провели соцопрос, в который включены были наши обучающиеся, преподаватели, мастера, администрация, родители, знакомые, школьники. 65% опрошенных ответили, что бить нельзя ни в каком возрасте, ни при каких условиях.

Не проще ли предусматривать такие ситуации еще в детстве - в процессе развития малыша? Если ребенок с малых лет может отличать зло от добра, хорошее от плохого, "можно" и "нельзя" - это во многом поспособствует в дальнейшем его воспитании и предотвратит появление таких ситуаций, где начинается рукоприкладство.

  1. Бить детей можно

         Психологи рекомендуют - легкий шлепок по "мягкому" месту. Те же психологи утверждают, что дети могут быть особенно неадекватны в возрасте трех лет. Именно в это время у ребенка происходит психологический кризис, поэтому многие трехлетки совершенно неуправляемы. Шлепнуть ребенка нужно не больно, в этом случае важнее задеть его самолюбие, вызвать недоумение. От неожиданности малыш прекратит свои шалости и прислушается к тому, что говорят родители.

Существует теория, что благодаря наказанию в сознании ребенка выстраивается логическая конструкция: сделал что-то плохое - за этим последует боль. В этом случае наказание - своего рода способ обучения. Самый наглядный пример такой логики - ожог крапивой. Все в детстве обжигались листьями крапивы. И это был самый эффективный урок на всю жизнь: к крапиве лучше не подходить. Большинство взрослых без труда вспоминают детские обиды, связанные с наказанием, вспоминают то чувство боли и беспомощности, которое испытали в тот момент. Значит, логическая цепочка "работает" до самой старости.

Наверное, еще одним аргументом "за" физические наказания могут стать истории жизней наших бабушек и дедушек, родителей. Мало кому из представителей старшего поколения удалось в детстве избежать хотя бы того же ремня. Но как бы там ни было, большинство из них стало достойными людьми с "правильными понятиями", которых так не хватает многим представителям нынешнего юного поколения. Что интересно, старшее поколение полностью поддерживает методы физического воздействия на детей. "Нас били, но били за дело", - считают они.

Физические наказания способны, точь-в-точь как у Павлова, навсегда отвадить ребенка от совершения неверных поступков.

 Мы считаем, что бить ребенка можно, если физическое наказание не носит постоянного характера, если оно не является способом «выпустить пар», срыва злости и «нервов»,  когда наказание кратковременно и заканчивается словами «Я надеюсь, такого больше не повторится» - только при всех этих условиях «шлепок по попе» возможен.

           Воспитательный метод – «шлепнуть по попе» - иногда оказывается действенным.

 «Шлепнуть» буквально означает «ударять плашмя, обычно несильно». 

Наказание в этом случае неприятно и самому родителю, но это способ сказать «я люблю тебя и забочусь о твоей безопасности».

Значит, единственный метод физического воздействия, который не вызывает сомнения, – это обуздание «разбушевавшегося» ребенка, «шлепком по попе».

В этом случае ребенка бить можно!

  1. Бить детей можно

История и жизнь предоставляет нам достаточно примеров, которые четко отвечают на вопрос: разрешено ли битье ребенка.

Начиная с Древней Спарты и Рима, воспитание розгами имело положительный результат: дети занимались спортом и хорошо учились.

С Древней Руси до идеального порядка в гимназиях 19 века – розги были обязательным элементом в обучении и воспитании. Вот результат: построили большую империю, победили непобедимого Наполеона.

Ученые, музыканты, изобретатели, которые получили мировую известность: Ломоносов, Кутузов, Пушкин, всех их били в детстве. Они выросли достойными людьми.

В английской школе по-прежнему действует метод физического наказания. Посмотрите, чего достигла Англия. Куда российские магнаты, известные политики отправляют учиться детей? Преимущественно в Англию!

Разрешено ли битье детей в Исламе?

Ответ: Детей, которые младше семи лет — не разрешено бить их, потому что они пребывают в возрасте, когда они не различают между истиной и ошибкой.

Что же касается детей, которые старше семи лет и младше возраста созревания, то разрешено бить их, однако с двумя условиями.

Первое. Чтобы битье было последним средством исправления их, после исчерпания всех мирных решений.

Второе. Чтобы оно было легким, не жестоким, чтобы его целью было воспитание и исправление, а не месть или мучение. И также обходя лицо, то есть чтобы битье не было по лицу, или в очень чувствительные места.

Мы по-прежнему утверждаем, что бить детей можно, только соблюдая обозначенные нами условия.

  1. Мы считаем, что бить детей можно

Несмотря на мнение о том, что бить ребенка - нельзя, большинство мнений интернет-пользователей согласно отзывам, считают, что применять физическую силу допускается. Но - в самых крайних случаях!

Вот высказывания родителей:

 Наказываю за лень и за вранье. Все остальное можно пережить. Перед наказанием всегда делаем "разбор полетов". Это не система, а редкий, эффективный метод воспитания.

 Теоретически я тоже против телесных наказаний... но иной раз не хватает ни терпения, ни слов... а старая русская пословица - за одного битого, двух небитых дают... наверняка обоснована.

Мы провели опрос среди обучающихся, школьников, их родителей, работников училища, хотя 35% опрошенных поддерживают наше утверждение письменно, по устным отзывам 70%  взрослых наказывали своих детей физически и считают себя правыми (легкий шлепок по попе не помешает).

Значит, старый проверенный способ работает.

 Мы утверждаем, что детей бить можно.

Приложение  (дополнено после проведенной игры)

Вопросы, заданные аудиторией в игре

Вопрос 1У. Почему вы приводите пример из романа столетней давности (шахтерский поселок в царской России)? Сегодня такого нет.

Ответ: дети и сегодня пьют. Родители часто бьют детей в нетрезвом состоянии,  вымещая на ребенке свою неудавшуюся жизнь.

Вопрос 2У: вы считаете, если ребенок допустил украл у родителей деньги, получил «двойку», надо обращаться в врачу или психологу?

Ответ: первый психолог в семье – родитель. Задача не только родить ребенка, но и уметь разговаривать с ним, знать его проблемы, помочь ему решить их.

Вопрос У3: вы говорили про США, где запрещены физические наказания, вот у них и стреляют, и война в мире может начаться. Не думаете ли вы, что это «от нежного» воспитания и вседозволенности?

Ответ: мы четко сформулировали, что  само физическое наказание не гарантирует, что ребенок будет отличать добро от зла. У Маяковского ребенок сам подошел  к отцу с вопросом: «Что такое хорошо, и что такое плохо?» думаю, что если тот папа будет словом и собственным примером показывать, как хорошо быть человеком и омерзительно негодяем, то наказания не потребуется.

Вопрос О1: по-вашему получается, сделал плохое – почувствовал боль, значит, чтобы понять, что алкоголь – зло, надо напиться.

Ответ: нет, чтобы понять, что алкоголь – зло, надо учиться, фильмы смотреть, думать. А в наказаниях не все так просто. Вот мой пример.

Вопрос О2: разве ислам может быть примером? Современные боевики ведь с востока.

Ответ: боевиков сегодня достаточно и из демократической Америки, но зато много примеров хороших и законопослушных людей из исламского Востока, там даже детских домов нет.

Вопрос О3: в 1989 году приняла Конвенцию о правах ребенка и Россия ее подписала, в ней четко обозначено запрещение проявление жестокости к детям в семье. Там не сказано по каким местам и с какой силой можно шлепать.

Ответ: мы согласны с решением Конвенции, но по Конституции РФ родители в ответе за детей и их будущее, поэтому родителям выбирать средства для достижения этой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие материалы

Коллекция работ и результатов, которая демонстрирует личные усилия, прогресс и достижения....

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

Рабочие материалы к урокам по курсу "Родное Прикамье"

Рабочие материалы к урокам по творчеству  пермских писателей В. Воробьёва, Г. Солодникова, М. Голубкова....

Рабочие материалы для 5 класса

Все что необходимо для преподавания курса информатики в 5 классе...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....