"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
элективный курс по психологии (9 класс) по теме

 

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

 Программа работы с учащимися 9-х классов "Психология и выбор профессии" Г. Резапкиной

Адаптированна к МБОУ "СОШ№4" Ставропольского края Благодарненского района с. Сотниковского педагогом- психологом Нырковой Л.Б.

Цельюпрограммы является знакомство с миром профессий, оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопреде­лении, развитие навыков психологической подготовки к ГИА.

Структура:Программакурса, кроме пояснительной записки, содержит календарно-тематический план, полное изложение содержания занятий.

Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризую­щие профессиональную деятельность;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонно­сти, способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Методыведения занятий выбирались, исходя из их выражен­ной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проиг­рывание, беседу, психотехнические приемы.

Ожидаемым результатомпроведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произ­веден с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессио­нальным планом.

Объемпрограммы составляет 34 урока  из расчета 1 ч в неделю. Выполнение нагрузки по программе занимает один год обучения.

Представляем вариант рабочих материалов  для учащихся по программе на первую четверть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочие материалы

 по курсу

«Психология

                     и выбор

                                 профессии»

9 «_____» класса

Ф.И. учащегося:

____________________________________________________________________________________

МБОУ «СОШ№4»

с. Сотниковское

1 урок. Самооценка и уровень притязаний.

Задание №1. «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка – это _________________________________________________________________

Задание №2. «Какой Я?»

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

 1    2    3    4    5 

УМ


 6    7    8    9    10 
 

 1    2    3    4    5 

ДОБРОТА


 6    7    8    9    10 
 

 1    2    3    4    5 

КРАСОТА


 6    7    8    9    10 
 

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

2 урок. Темперамент и профессия.

Задание №1. Темперамент и свойства нервной системы.

Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

Задание №2. Определение темперамента.

Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке рядом с номером вопроса «+» или « –». ( Текст прилагается. )

Каждый отрицательный ответ на вопросы № 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.

  1. Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы №1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37,39.

Запишите сумму на строке Экстраверсия (общительность).

  1. Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы № 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.

Запишите сумму на строке Стабильность.

Экстраверсия: ____________________                             Стабильность: ______________________

  1. Отметьте на горизонтальной оси сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а по вертикальной – сумму баллов по шкале «Стабильность».

Если вы отметили на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вас можно поздравить: вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.

Запишите свой тип темперамента: _________________________________________________________

3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Задание №1. Мимика.

Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.

Задание №3.

Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:

ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ

ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________

Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.

Задание №4. Тест эмоций.

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:

Физическая агрессия (Ф)

1

9

17

25

33

Косвенная агрессия (К)

2

10

18

26

34

Раздражительность (Р)

3

11

19

27

35

Негативизм (Н)

4

12

20

28

36

Обидчивость (О)

5

13

21

29

37

Подозрительность (П)

6

14

22

30

38

Вербальная агрессия (В)

7

15

23

31

39

Чувство вины (Ч)

8

16

24

32

40

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.                               Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

 |

5+

 |

4+

 |

3+----------------------------------------------------

 |

2+

 |

1+

 |

 |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|____

       Ф     К     Р     Н     О     П     В     Ч

4 урок. Что такое стресс.

Задание №1.

Запишите в правую часть таблица качества характера, провоцирующие конфликтны, а в правую – качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.

ЧТО ПРОВОЦИРУЮТ КОНФЛИКТ

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЮТ КОНФЛИКТУ

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________

_________________________________

Реакция на стресс, как и тревожность, связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Следующее задание поможет вам узнать уровень своей тревожности.

Задание №2.

Если утверждение относится к вам, поставьте рядом «+», если нет – «–».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Общее количество баллов: ___________

Подсчитайте количество положительных ответов:

 0-6 – низкий уровень тревожности  

7-13 – средний уровень тревожности      

 14-20 – высокий уровень тревожности.

Задание №3. Оценка школьных ситуаций.

Оцените эти ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют: 0 – не волнует, 1 – мало волнует, 2 – волнует, 3 – очень волнует, поставив балл рядом с соответствующим номером в бланке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

До 10 баллов – низкий уровень тревожности.

11-20 баллов – средний уровень тревожности.

21-30 баллов – высокий уровень тревожности.

Как стать оптимистом

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
  2. Никогда не говорите о себе плохо.
  3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
  4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
  5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
  6. Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Бога, вы — творец своей жизни.

5 урок. Определения типа мышления

«мышление» = «интеллект»

Продуктивность       Оригинальность        Любознательность     Мужество

Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов.

Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Задание №2.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет – «–».

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

Как развивать мышление

  1. Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
  2. Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
  3. Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Задание №3. Вопросы на понимание темы урока.

  1. Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо

а) танцору, б) дизайнеру, в) программисту, г) агроному.

  1. Ведущий тип мышления журналиста

а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  1. Креативность важнее всего в работе

а) медсестры, б) официанта, в) ученого, г) строителя.

  1. Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора

а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  1. Предметно-действенное мышление необходимо

а) на производстве, б) в работе с людьми, в) в планово-экономической деятельности, г) в умственном труде.

6 урок. Внимание и память.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание имеет ряд свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию.

Задание №1. «Двойной счет»

Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» – «19» и т.д.

Задание №2. «Муха».

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение – основные функции памяти.

По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.

Слуховая память важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией – акустиков и операторов связи, звукорежиссеров и звукооператоров, музыкантов и композиторов.

Зрительная память должна быть хорошо развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.

Спортсмены, каскадеры, танцоры должны обладать хорошей моторной памятью, то есть памятью на движения.

Эмоциональная память позволяет актеру войти в состояние души своего персонажа и передавать это состояние зрителям.

Ученых отличает развитая логическая память, благодаря которой они оперируют понятиями, формулами, схемами, гипотезами, идеями и концепциями.

Как тренировать память

  1. Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.
  2. Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали.
  3. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.

Изучение внимания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение памяти: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 урок. Уровень внутренней свободы.

Задание №1.

Прочитайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вы с ним согласны, и «–», если не согласны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Общее количество баллов: _______________________________________

Обработка теста заключается в подсчете ответов, совпадающих с ключом:

«+»: 2, 4, 11,12, 14, 15, 16, 18,19, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 32, 34, 36, 38, 40.
«–»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 17, 20, 22, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 37, 39.

8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

Задание №1.

Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов.

Мои психологические особенности

По результатам тестов

По моему мнению

Самооценка

 

 

Темперамент

 

 

Уровень агрессии

 

 

Уровень тревожности

 

 

Тип мышления

 

 

Память

 

 

Внимание

 

 

Уровень внутренней свободы

 

 

Запишите качества, которые вам помогают в общении с другими людьми и осложняют ваше общение с другими людьми. Что бы вы хотели изменить в себе?

Задание №2. Психологический кроссворд.

Вопросы на понимание темы урока.

  1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность, б) самооценка, в) самопрезентация, в) самовосприятие.

На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний, б) привлекательность; в) трудолюбие, г) здоровье.

Важнейший принцип психодиагностики называется:

a) конгруэнтность, б) конфиденциальность, в) толерантность, г) лояльность.

 «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс, г) Гиппократ.

На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

  1. искренность, б) критичность, в) общительность, г) независимость.  

 Хладнокровие и невозмутимость больше всего необходимы

а) сотруднику правоохранительных органов, б) учителю, в) слесарю, г) повару.

Для интроверта больше всего подойдет работа

а) юриста, б) журналиста, в) парикмахера, г) корректора.

Руководить людьми труднее всего

а) сангвинику, б) холерику, в) флегматику, г) меланхолику.

Экстраверту лучше заниматься

а) научной деятельностью, б) конкретным практическим трудом, в) обслуживанием клиентов, г) вычислениями и расчетами.

Меланхолику не рекомендуется работать

а) терапевтом, б) хирургом, в) окулистом, г) рентгенологом.

  1.  Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова.

«Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.

  1. Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо

а) танцору, б) дизайнеру, в) программисту, г) агроному.

Ведущий тип мышления журналиста

а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

Креативность важнее всего в работе

а) медсестры, б) официанта, в) ученого, г) строителя.

Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора

а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

Предметно-действенное мышление необходимо

а) на производстве, б) в работе с людьми, в) в планово-экономической деятельности, г) в умственном труде.



Предварительный просмотр:

Программа предпрофильной подготовки.

«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

От автора

«Психология и выбор профессии» — моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая — «Я и моя профессия», вышла в 2000 году.

За пять лет выпускниками стали дети, родившиеся после «перестройки». Они уже — другие, но еще — не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передаче какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это — все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» в ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам я следовала принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.

Галина Резапкина

Пояснительная записка к программе «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Вести занятия могут школьные психологи, преподаватели образовательной области «Технология», классные руководители девятых классов, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

I четверть. Что я знаю о своих возможностях

  1. 1 урок. Самооценка и уровень притязаний.
  2. 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
  3. 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
  4. 4 урок. Что такое стресс.
  5. 5 урок. Определение типа мышления.
  6. 6 урок. Внимание и память.
  7. 7 урок. Уровень внутренней свободы.
  8. 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

II четверть. Что я знаю о профессиях

  1. 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
  2. 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность
  3. 11 урок. Определение типа будущей профессии
  4. 12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
  5. 13 урок. Определение профессионального типа личности.
  6. 14 урок. Профессионально важные качества.
  7. 15 урок. Профессия и здоровье.
  8. 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

III четверть. Способности и профессиональная пригодность

  1. 17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.
  2. 18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
  3. 19 урок. Способности к профессиям социального типа.
  4. 20 урок. Способности к офисным видам видам деятельности
  5. 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
  6. 22 урок. Эстетические способности.
  7. 23 урок. Уровни профессиональной пригодности.
  8. 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры

  1. 25 урок. Мотивы и потребности.
  2. 26 урок. Ошибки в выборе профессии.
  3. 27 урок. Современный рынок труда.
  4. 28 урок. Пути получения профессии.
  5. 29 урок. Навыки самопрезентации.
  6. 30 урок. Стратегия выбора профессии.
  7. 31 урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».
  8. 32 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

«Утверждаю»

Директор  МОУ «СОШ №4»

Лапина  Г. А.

Рабочая программа

по специальному курсу

«Психология и выбор профессии »

для 9 «Б» класса

Составитель: педагог-психолог Ныркова Л.Б.

МОУ «СОШ№4»   с. Сотниковское

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль нейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса предполагает побудить старшеклассников к активному самопозна нию, исследованию собственных познавательных ресурсов и воз можностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь. 

Программа элективного курса разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Выбор профессии» Г.Резапкиной

Характеристика класса: в 9 «Б» классе 18 учеников. Класс сложен в отношении взаимодействия с родителями и учителями. Успеваемость средняя. Интересы разносторонние: история, спорт, компьютер, моделирование, творчество. Коллектив образован из групп по симпатиям, которые взаимодействуют друг с другом. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Ребятам легко преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время. Но не у всех ребят привито бережное отношение к труду. Не все относятся добросовестно к порученному делу. Во время проведения классных дел бросается в глаза слабый уровень культуры поведения отдельных учащихся в общественных местах.

Целью программы является знакомство с миром профессий, оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопреде лении, развитие навыков психологической подготовки к ГИА.

Структура: Программа курса, кроме пояснительной записки, содержит календарно-тематический план, полное изложение содержания занятий.

Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризую щие профессиональную деятельность;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонно сти, способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выражен ной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проиг рывание, беседу, психотехнические приемы.

Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произ веден с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессио нальным планом.

Объем программы составляет 34 урока  из расчета 1 ч в неделю. Выполнение нагрузки по программе занимает один год обучения.

Учащиеся должны уметь:ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, тип мышления, способности, учитывать особенности внимания и памяти при выборе направления .

Знать: что такое профпригодность, ПВК будущей профессии, ошибки при выборе профессии, цели, условия, предмет и средства труда, какие типы профессий существуют, какие есть ограничения выбора с позиции здоровья

Литература:

1. «Психология» Программа и метод.пособие. Г.М. Бахаева, Казань,2006г

2.сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php

3. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Рабочая программа «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеоб...

Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...

Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа разработана на основании: программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г....