Рабочие материалы
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему
Коллекция работ и результатов, которая демонстрирует личные усилия, прогресс и достижения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока учителя музыки ГОУ СОШ №425 САО
Руденко Инги Ивановны
Дата проведения 30.11.2010г. 7Б класс.
Тема: Диалог эпох. И.С. Бах и современность.
Цели:
- развить интерес учащихся к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- привить художественный вкус;
- воспитать навыки восприятия музыки и выражения собственного отношения учащихся к музыкальному произведению;
- обобщить и систематизировать знания материала «Жизнь и творчество И.С. Баха».
Музыкальный материал: Токката и фуга d-moll, Высокая месса, Оркестровая сюита №3, Органная фуга g-moll, музыка И.С. Баха в современной обработке.
Дополнительный материал: портреты И.С. Баха, фото городов Германии, готической архитектуры, презентация «Путеводитель по творчеству И.С. Баха», картины «Благовещение», «Снятие со креста», «Тайная вечеря».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
- Музыкальная викторина (3 фрагмента). Задание: определить музыкальный язык (полифония или гомофония) звучащих фрагментов, назвать произведение, сформулировать понятия полифония, фуга, гомофония, прелюдия.
- Жизнь и творчество И.С. Баха. Используя презентацию «Путеводитель по творчеству И.С. Баха» составить рассказ о жизни композитора.
2.Знакомство с новой темой.
Здание-размышление: звучит «Месса h-moll, «Agnus Dei»,попытайтесь в музыке увидеть человека.
- Каков он?
- Каков его внутренний мир?
- Верит ли Бах в человека?
- Выберите картину, изображение на которой иллюстрирует данный музыкальный фрагмент.
- Какова проблема, поставленная в данном музыкальном фрагменте?
- Актуальна ли проблема, которую затрагивает И.С. Бах в современной жизни?
- Каким событиям в нашей стране созвучна эта музыка?
- Сможет ли человечество изменить жизнь к лучшему?
Рассказ учителя о произведении «Месса h-moll», прослушивание фрагмента «Sanctus».
- Какие произведения композитора могут подтвердить оптимистическое разрешение проблемы?
3.Разучивание песни «В ночь на Рождество».
4.Закрепление темы: посмотреть видео фрагмент И.С. Бах «Ария», ответить на вопрос: «Жива ли музыка Баха в наши дни?»
5.Итог урока. Проблема взаимоотношений человека и общества, вопросы веры актуальны и в наши дни, а значит, музыка И.С. Баха жива и несет высокий нравственный смысл. Музыка Баха занимает достойное место в культурном наследии человечества.
6.Домашнее задание: подобрать интересный дополнительный материал о роде Бахов и И.С. Бахе.
Самоанализ урока
1. Характеристика класса: активный, способный к анализу, эмпатии, художественно-образному мышлению.
Отлично | Хорошо |
Бортникова О.Я. | Бентхен Р.Р. |
Дрогов М.К. | Болотов И.А. |
Зозуля А.А. | Посаженникова А.В. |
Зубкова Н.Н. | Фирсов Д.М. |
Зуев Е.А. | Шапировский Я.И. |
Игошин А.О. | Яценко И.С. |
Керов Г.Н. | Константинова Т.К. |
Левин А.Н. | Чарыева Е.С. |
Лукьянова А.И. | |
Мартынова Г.В. | |
Самойлова А.А. | |
Сибгатулина Ю.Т. | |
Тураев И.В. | |
Чергесбиева Э.А. |
2. Характеристика темы урока:
- средняя степень сложности;
- трудностью для отдельных учеников является полно сформулировать свои мысли в форме законченного предложения.
3.Жизнь и творчество И.С. Баха может служить ярким примером преданности музыкальному искусству, мировоззренческим убеждениям композитора, его высоким нравственным идеалам, а, следовательно, приобщение учащихся к музыке Баха решает основные педагогические задачи: образовательную, воспитательную и развивающую.
4.В основе урока лежит диалог-размышление, основанный на анализе услышанной музыки, полученных теоретических знаний и фактов из жизни композитора. На уроке использовались репродукции картин, видеоматериал, что может свидетельствовать об интегрированном типе урока.
5. Анализ прослушанного фрагмента «Месса h-moll, «Agnus Dei» - главный этап, которому были подчинены п.2, как разминка, и п.4, как вывод, данного урока. Катарсис, переживаемый учащимися в ходе прослушивания, дает возможность приобрести навыки восприятия музыки и выражения собственного отношения к музыкальному произведению.
6.Активное включение учащихся в обсуждение темы, участие в постановке проблемы, реальный интерес к классической музыке, дают основания говорить об успешности достижения ТДЦ урока, и как результат получение учащимися оценок отлично и хорошо.
7.В перспективе внедрение исследовательской и проектной деятельности, приобщение к ней учащихся.
Открытый урок Руденко И.И. 5А 02.03.2011г.
Тема: «Может ли музыка выразить характер человека?»
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока учителя музыки ГОУ СОШ №425 САО
Руденко Инги Ивановны
Дата проведения 14.04.2011г. 7 класс.
Тема: Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича
Цель: сформировать у учащихся музыкально-образное мышление на примере «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича.
Задачи:
- формирование эстетической компетенции учащихся и навыков аналитического мышления;
- развитие образного восприятия мира через музыку;
- углубить представления учащихся о многогранных связях музыки с историей, литературой и живописью;
- обобщить и систематизировать знания материала «Музыкальная композиция»;
- воспитание национального самосознания, патриотизма, любви к своему отечеству.
Музыкальный материал:
- Д. Д. Шостакович «Ленинградская симфония» I часть фрагменты.
- Джазовая сюита №2, Вальс.
- Песенный материал: слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова «Не отнимайте солнце у детей».
Дополнительный материал: портреты Д.Д. Шостаковича, фотографии 40-х годов, презентация «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича», стихи О Бергольц.
Ход урока
1.Организационный момент.
Построение под музыку Д.Д. Шостаковича, учащиеся проходят и садятся на свои места.
2. Повторение пройденного материала.
2.1. Анализ музыкального фрагмента:
- послушайте музыкальный фрагмент, определите содержание и образ данного музыкального произведения;
- подберите изображение, которое наиболее полно отражает содержание музыки, обоснуйте свой выбор.
2.2. Предположите и обоснуйте:
1) какой музыкальный жанр использовал композитор?
2) какую музыкальную форму использует композитор для создания образа Родины: рондо, двухчастная, сонатная?
3.Знакомство с новой темой.
3.1. Объяснение нового материала.
- История создания симфонии.
- Краткий обзор творчества композитора данного периода, интересные факты из биографии композитора.
- Постановка проблемы: основная идея произведения – показать и противопоставить образ Родины, как символ созидания, творчества, мира, добра, образу войны, как символу разрушения, жестокости, зла.
- Выявить способность человечества к сопротивлению, преодолению этого зла через анализ музыкальных интонаций данного произведения.
3.2. Слушание музыки в записи «Эпизод фашистского нашествия».
Задания к прослушиванию:
- какими средствами музыкальной выразительности достигается образная сфера произведения;
- как развивается основная музыкальная тема;
- определите какой конфликт лежит в основе драматургии данного музыкального произведения?
3.3. Рефлексия.
- Прохлопать остинатный ритм, подчеркивающий образ войны, нашествия.
- Пропеть и проанализировать мелодическую интонацию.
3.4. Анализ музыкальной формы.
Проанализировать представленную в презентации схему, выявить особенности формы вариаций «Эпизода фашистского нашествия».
4. Закрепление темы:
- «Ленинградская» симфония– это музыкальная хроника Великой Отечественной войны, в которой неразрывно слиты яркая выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
- «Ленинградская» симфония вскрыла проблему войны и хрупкого мира, волнующую человечество во все времена.
- Д.Д. Шостакович– выдающийся композитор 20 века, патриот своей Родины, летописец русской истории в симфоническом жанре.
5. Хоровое пение:
- распевка;
- разучивание песни «Не отнимайте солнце у детей».
6. Итог урока.
«Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича обладает яркой кинематографичностью, правдивостью отражения событий ВОВ. Приобщение к музыке симфонии помогает сформировать у учащихся навыки образного восприятия мира через музыку. Проблема, поставленная композитором в симфонии актуальна и в наши дни. Музыка Д.Д. Шостаковича занимает достойное место в культурном наследии человечества.
7. Домашнее задание: подобрать интересный дополнительный материал о жизни и творчестве Д.Д. Шостаковича.
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока учителя музыки ГОУ СОШ №425 САО
Руденко Инги Ивановны
Дата проведения 09.03.2011г. 5А класс.
Тема: Может ли музыка выразить характер человека?
Цели:
- углубить представления учащихся о многогранных связях музыки с живописью, литературой и историей;
- развить интерес учащихся к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитать навыки восприятия музыки и выражения собственного отношения учащихся к музыкальному произведению;
- обобщить и систематизировать знания материала «Музыкальный портрет».
Задачи:
- проанализировать интонационную природу предложенных музыкальных фрагментов;
- сопоставить произведения музыки и живописи;
- сформулировать проблему, поставленную М.П. Мусоргским в опере «Борис Годунов»;
- подтвердить или опровергнуть тему урока «Может ли музыка выразить характер человека?»
Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков фрагмент оперы «Снегурочка» (Шествие царя Берендея), М.П. Мусоргский фрагменты оперы «Борис Годунов» (Монолог Бориса, Песня Варлаама, Песня Юродивого), песенный материал: Г. Гладков «Песня о картинах», «Что такое ноты».
Дополнительный материал: портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, презентация «Музыкальный портрет», фото сцен из оперы «Борис Годунов».
Ход урока
1.Организационный момент.
Построение под музыку, учащиеся проходят и садятся на свои места.
2. Повторение пройденного материала.
Блиц-опрос по теме опера, музыка – сестра живописи и других видов искусств;
- под музыку какого композитора прошли на свои места;
- назвать жанр и название произведения;
- портрет какого персонажа рисует музыка;
- что означает слово опера;
- что роднит оперу и литературу;
- что такое либретто;
- что роднит оперу и живопись;
- каким театральным жанрам близка опера.
3.Знакомство с новой темой.
Здание-размышление: звучит «Монолог Бориса «Достиг я высшей власти», попытайтесь в музыке увидеть человека.
- Каков он?
- Чем он занимается?
- Что он делает в данный момент?
- Каков его внутренний мир?
- Охарактеризуйте главную интонацию мелодии?
- Дайте имя этому герою.
Слушание музыки в записи «Монолог Бориса»
- Выберите картину, изображение на которой иллюстрирует данный музыкальный фрагмент (Юродивый, Протодьякон, Борис Годунов).
- Какова проблема, поставленная в данном музыкальном фрагменте?
- О каких событиях в нашей стране рассказывает эта музыка?
Рассказ учителя о М.П. Мусоргском, об опере «Борис Годунов», прослушивание фрагментов «Песня Варлаама».
4. Рефлексия: слушая фрагмент оперы (Сцена у собора Василия Блаженного) ответить на вопросы:
№ задания | Вопрос | Ответ |
1 | Выберите иллюстрацию, которая, по вашему мнению, наиболее полно отражает содержание музыки. | |
2 | Кто главное действующее лицо. | |
3 | Музыкальный портрет – это… | |
4 | Может ли музыка выразить характер человека (да, нет обоснуйте). |
5.Закрепление темы:
- Музыкальный портрет – это музыкальная характера героя, в которой неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка;
- М.П. Мусоргский – русский композитор 2 п. 19 века, продолжатель традиций М.И. Глинки, создавший в своей музыке множество национально ярких музыкальных образов;
- Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» - первая русская национальная драма, где русский народ становиться главным героем, поставлена проблема взаимоотношений народа и власти, которая остается актуальной и в наши дни.
6.Хоровое пение:
- распевка;
- повторение песни «Что такое ноты…»;
- разучивание песни «Песня о картинах».
7.Итог урока.
Музыка обладает яркой изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чем рассказывает композитор. Проблема взаимоотношений народа и власти, поставленная М.П. Мусоргским в опере «Борис Годунов» актуальна и в наши дни. Музыка композитора занимает достойное место в культурном наследии человечества.
8.Домашнее задание: подобрать интересный дополнительный материал о сюжете оперы «Борис Годунов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие навыков анализа музыки и выражения собственного отношения учащихся к музыкальному произведению Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908 гг.)
Задачи : 1 ) проанализировать интонационную природу предложенных музыкальных фрагментов; 2) сопоставить произведения музыки и живописи; 3) сформулировать проблему, поставленную М.П. Мусоргским в опере «Борис Годунов»; 4) подтвердить или опровергнуть тему урока «Может ли музыка выразить характер человека ?»; 5) обобщить и систематизировать знания материала «Музыкальный портрет». М.П. Мусоргский (1839-1881 гг.)
Н.А. Римский-Корсаков Портрет работы художника В. Серова
Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
М.П. Мусоргский
Выберите картину, изображение на которой иллюстрирует данный музыкальный фрагмент 1 2
Выберите картину, изображение на которой иллюстрирует данный музыкальный фрагмент 3 4
Русский царь Борис Годунов, персонаж оперы М.П. Мусоргского
Варлаам – персонаж оперы «Борис Годунов»
И. Репин «Протодьякон»
1. Выберите иллюстрацию (1, 2, 3, 4), которая, по вашему мнению, наиболее полно отражает содержание музыки. 2. Кто главное действующее лицо? 3. Музыкальный портрет – это… 4. Может ли музыка выразить характер человека (обоснуйте )? Ответьте на вопросы
Выберите иллюстрацию в соответствии с музыкой 1 2 3 4
Закрепление темы - Музыкальный портрет – это музыкальная характеристика героя, в которой неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка; - М.П. Мусоргский – русский композитор 2 п. 19 века, продолжатель традиций М.И. Глинки, создавший в своей музыке множество национально ярких музыкальных образов; - Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» - первая русская национальная драма, где русский народ становиться главным героем, поставлена проблема взаимоотношений народа и власти, которая остается актуальной и в наши дни. К запоминанию
Итог урока Музыка обладает яркой изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чем рассказывает композитор. Проблема взаимоотношений народа и власти, поставленная М.П. Мусоргским в опере «Борис Годунов», актуальна и в наши дни. Музыка композитора занимает достойное место в культурном наследии человечества. Музыка может выразить характер человека!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Вначале был ритм» Цель урока: проследить этапы зарождения и развития музыкального ритма
«Музыкальные краски»
«Вначале был ритм» Ганс фон Бюлов В двадцатом столетии видный советский ученый П. Анокин говорил, что ритм по отношению к таким универсальным категориям, как время и пространство "основной параметр". Из двух важнейших основ музыки - ритма и мелодии (" ритмопеи " и "мелопеи") в культуре Древней Греции, ритмическое начало господствовало над мелодическим. Один из крупнейших теоретиков античного искусства Аристид Квинтилиан утверждал, что "мелос недеятелен и бесформен", "ритм же ваяет его самого (мелос)".
Ритм и природа Почему ритм стал самым первым проявлением музыки? В биологических процессах мы воспринимаем два момента: например, в дыхании — вдох и выдох, то есть — сильное и слабое время (долю). Двудольность заложена в природе. Ее мы наблюдаем в обыденной речи, особенно ярко — в стихах, а также и в музыке.
Озвучьте изображения
Ритм и литература Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность). Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов . Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. Задание: сочинить ритмическое сопровождение к стихотворному фрагменту: «По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит…» А.С. Пушкин
Ритм в музыке Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование звуков. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Ритм организует музыку во времени. Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей.
Сосчитайте музыкальные шаги (метр)
Знакомый ритм! Задание: Прохлопайте ритмический рисунок, используя следующее условие: «ТИ-ТИ» «ТА» «ПАМ»
«Вальс в ритме дождя» Солнца не будет, жди - не жди, Третью неделю льют дожди. Третью неделю наш маршрут С добрый погодой врозь. Словно из мелких-мелких сит Третью неделю моросит. Чтоб не погас у нас костер, Веток подбрось.
Что мы узнали о ритме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определ...
"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определ...
Рабочие материалы к урокам по курсу "Родное Прикамье"
Рабочие материалы к урокам по творчеству пермских писателей В. Воробьёва, Г. Солодникова, М. Голубкова....
Рабочие материалы к урокам по творчеству Лескова
Тесты и ключи. Кроссворд....
Рабочие материалы для 5 класса
Все что необходимо для преподавания курса информатики в 5 классе...
Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....
Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко
Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...