Рабочие материалы к урокам по курсу "Родное Прикамье"
учебно-методический материал (краеведение, 11 класс) по теме
Рабочие материалы к урокам по творчеству пермских писателей В. Воробьёва, Г. Солодникова, М. Голубкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_literature_prikamya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
К уроку №1
Тема урока: В.И. Воробьёв. Рассказ «Планета одиночества».
Цель:
1) вызвать интерес к личности и творчеству В.И. Воробьёва, выяснить содержание рассказа, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве;
2) развивать умение анализировать прозаический текст;
3) пробудить у учащихся чувство сострадания к главному герою рассказа.
Ход урока
1. Знакомство с биографией писателя. Сообщение учащегося.
Владимир Иванович Воробьёв родился в 1916 году в Самаре.
До войны учился в медицинском институте, работал лаборантом на Пятигорской туляремийной станции. На фронт ушёл добровольцем, был солдатом-артиллеристом. После тяжёлого ранения демобилизовался. Награждён орденами и медалями.
В Пермь приехал в 1949 году. Работал на строительстве Камской гидроэлектростанции, преподавал в школе, служил в областном управлении культуры, сотрудничал в газете «Звезда» и на областном радио.
В 1949 году напечатал первый рассказ, стал членом писателей.
Писал сказки, рассказы и повести для детей. Стал известен после выхода в свет книги «Капризка», которая переиздавалась много раз, последнее издание осуществлено в 2001 году.
В.И. Воробьёв писал и для взрослых, только этих рассказов очень мало. Возможно, он хотел создать из них книгу, но не успел. Он был человек одарённый, со своим взглядом на литературу, с ироническим складом ума.
(«Родное Прикамье», 2001, с. 67-68).
2. Анализ рассказа. Беседа. Работа с текстом.
1) В какое время и где происходит действие в рассказе?
(30-е годы 20 века. Степной курортный город).
2) В чём заключается смысл заглавия?
(Человек одинок: болен, «остался» в прошлом, лишён всего. Слово «планета» подчёркивает тяжесть одиночества, его «огромность», здесь каждый одинок: «...как будто бы он на другой планете - Марсе, например...»).
3) На каком художественном приёме построен рассказ?
(На антитезе: старое и новое. Синтез, смешение двух времён.)
4) Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нарисовать картины старого и нового (работа в группах).
старое: новое:
«полковник», «русская армия», «прокуренная комнатёнка»,
«царская свита», «офицеры», «сиротская кровать, пахнущая
«помещики», «фрейлина», керосином», «шаткий голый стол»,
«шпоры», «французская речь», «примус», «мятый жестяной
«губернатор», «дамы в кружевных чайник», «блюдце кукурузной
накидках», «есаул», «серебряный муки» и др.
карандашик» и др.
5) Что можно узнать о жизни Берсенева на основании этого сопоставления?
полковник трагические бедность
генерального штаба - революция - события - болезнь
русской армии («Я не хочу одиночество
(положение, окружение) туда снова!»)
6) Что послужило очередным потрясением для Сергея Сергеевича?
(Съёмки фильма о прежней жизни).
7) Найдите в отрывке, описывающем съёмки, художественную деталь
(предметную), которая помогает возвратиться в настоящее время.
(Описание оператора: «клетчатые гольфы», «огромная клетчатая кепка»).
8) Почему планета одиночества существует в сознании героя в виде сравнения с маленьким багровым кружочком?
(Символика красного цвета: кровь, смерть, болезнь, тревога, «нельзя»,
больное воображение).
9) О чём этот рассказ?
(О трагедии человеческой судьбы).
10) Попытайтесь сформулировать основную мысль рассказа.
( Человек, прошедший через трагические события истории России, потерял всё: страну, среду, положение в обществе, профессию, семью, себя, рассудок. Судьба русской интеллигенции трагична).
11) Какие выразительные средства языка помогают понять содержание рассказа, позицию автора?
(Антитеза, художественная деталь, описание в начале рассказа (каштаны, «до удивления никому не нужные» - нагнетание чувства одиночества), цветовая гамма (френч, «зачищенный до светлой ветхости»,
фуражка, «выгоревшая чуть не добела» - потеря цвета, обезличенность;
«дожелта прокуренная комнатёнка» - одиночество; «багровый кружок», Марс, где сейчас живёт персонаж; «голубая непостижимая даль чужих холодных пространств»), сравнение (люди - «тени») - 1) намёк на время, 2) ощущение героя: это не Земля, ненастоящие люди, 3) «бывшие» со страданием в глазах).
12. Какое чувство вызывает рассказ? (Горечи, боли за человека, сочувствия, ощущение трагедии).
К уроку № 2
Тема: Г.Н. Солодников. Рассказ «Весёлая женщина».
Цель:
1) познакомить учащихся с творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; рассмотреть содержание рассказа;
2) развивать умение анализировать текст: постигать авторскую позицию,
раскрывать характеры персонажей, определять конфликт произведения;
3) формировать навыки работы в группе, способствовать воспитанию
толерантности.
Ход урока
1. Об авторе. Выступление ученика.
Геннадий Николаевич Солодников родился 19 января 1933 года. Детство прошло в городе Североуральске Свердловской области. После окончания семилетки в посёлке Павловский поступил в Молотовское речное училище
и с отличием окончил его в 1952 году. Рано начал работать. После второго курса на производственной практике в изыскательной партии был рабочим, а в 1951 году почти всю навигацию - старшим лебёдчиком на землечерпалке «Камская-19». Училище в те года было военизированным. Первую практику проходил в ВМФ в Финляндии на военно-морской базе Поркалла-Удд на мониторе «Выборг». Полгода стажировался в Риге в звании «мичман» на
гидрографическом судне «Траверз», затем на «Градусе».
С 1953 года работал техником в изыскательной партии, лаборантом и зав. гидротехническим кабинетом в речном училище, вторым секретарём Дзержинского райкома комсомола. Закончил редакторский факультет Московского полиграфического института.
С 1956 года - литсотрудник областных газет «Лесник Прикамья», «Молодая гвардия», «Звезда», редактор художественной и детской литературы в Пермском книжном издательстве.
Писать начал в 50-е годы. Издал 12 книг. В 1966 году был принят в Союз писателей. Последняя книга «Лебединый крик. Лирические повести» вышла в 1992 году.
С 1971 года живёт в г.Чайковский. («Родное Прикамье», 2001, с. 149-150).
2. Анализ рассказа. Работа в группах.
1. Задание 1-й группе: найти в тексте аргументы-обвинения героини рассказа.
2. Задание 2-й группе: подобрать аргументы в защиту Фени.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом, находят материал, совещаются, составляют план ответа, распределяют функции. Затем
слушаем обе группы. Оценивается умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, вести дискуссию, опираться на текст.
Например, такими могут быть аргументы-обвинения (1-я группа):
1) легкомысленная, разбитная женщина, живёт легко, бездумно;
2) встречается с разными мужчинами, безнравственная, без глубоких чувств, ищет в жизни удовольствий;
3) неуважение, осуждение, презрение со стороны людей;
4) « сытая жизнь» (вино, консервы...)
5) аборты (наживалась, нарушала закон, помогала женщинам?);
6) одиночество и неприкаянность сына Вадьки;
7) ссоры с сыном;
8) опоздала на проводы;
9) после опоздания на проводы - опять веселье;
10) прозрение приходит только в критические моменты (чувства неглубокие);
11) жалкая, одинокая - в конце рассказа (наказание!)
Аргументы в защиту Фени (2-я группа):
1) молодая, красивая, слабая, одинокая женщина;
2) нравилась даже детям;
3) хотела устроить свою личную жизнь, искала любви, настоящих чувств;
4) Может быть, понимала неправильность своей жизни (плакала, кричала:
«Уходите все!»);
5) работала сутками, дежурила;
6) весельем заглушала тоску, чувство одиночества;
7) одна растила сына;
8) сын - положительный, самостоятельный мальчик (в этом есть заслуга Фени);
9) сочувствуем, когда опоздала на проводы сына;
10) Вадик ждал мать (любил);
11) неподдельное горе Фени (смерть сына);
12) неожиданное решение уйти на фронт характеризует Феню положительно:
внутренне она была не совсем такой, какой казалась внешне.
3. Итоги.
- Почему рассказ называется «Весёлая женщина»?
1) Нет, не весёлая, а одинокая, несчастная.
2) «Ты всё пела - это дело, так пойди же, попляши»
3) В слове «весёлая» - и сочувствие, и осуждение. Героиня выходит на нравственный урок.
К уроку № 3
Тема урока: М.Д. Голубков. Лирические миниатюры.
Цель:
1) познакомить учащихся с именем писателя, его биографией и творчеством; рассмотреть содержание его лирических миниатюр;
2) развивать у учащихся умение вдумчиво читать и анализировать текст, видеть особенности письма автора, прививать эстетический вкус;
3) способствовать воспитанию любви к родной природе, родному краю.
Ход урока
1. Слово о Михаиле Дмитриевиче Голубкове.
Михаил Дмитриевич Голубков родился в городе Чусовом Пермской области. Рос в трудные военные годы. Память об этом времени отразилась потом в его прозе. После окончания школы учился в Пермском политехническом институте. Работал токарем, электрослесарем, учителем,
техником-лесоустроителем. Лес, природа, наравне с людьми,- герои прозы Голубкова.
В 1964 году опубликовал первый рассказ. С 60-х годов активно пишет и печатается. Молодого писателя поддержал его земляк -
В.П. Астафьев. В 1970 году у Голубкова выходит в Перми книга рассказов «Деревенские новости». Названия его книг, изданных в Перми и в Москве, говорят сами за себя: «Родные и близкие», «У речки, у студёной», «Просека»,
«Крайняя изба», «Малые ключики», «Напуганный лес», «Лога»...
М. Голубков хорошо знал материал, о котором писал, умел показать характер людей, чувствовал природу, её тайны, её величие.
Умер после тяжёлой болезни в 1988 году. («Родное Прикамье», 2001, с. 173).
2. Чтение и анализ произведений.
«Надёжное лето»
1) «Нарисуйте» картину, которая предстаёт перед глазами при чтении миниатюры.
(« Пышные розовые цветы высоко парили над сочной, тёмно-зелёной и крупнолистной ботвой...»).
2) Почему «большого разочарования от ошибки не было»?
(«Понятия мёд и картошка как-то очень легко и тепло улеглись. устроились в моей душе», «...всё равно ведь радость пчелиному племени...»).
3) Какое чувство вызывает рассказ?
( Радости, удовлетворения, удивления, создаёт ощущение лета, цветения, ожидания урожая, любви к родной природе).
«Грусть накатила»
1) Найдите предложение, выражающее основную мысль миниатюры.
( «Лето уходит»).
2) Какое настроение создаёт рассказ?
(Грустное: уходит лето, осыпаются цветы, блёкнет красота, наступает осень. Охватывает чувство одиночества, сожаления, утраты. Остро чувствуется любовь к родной природе).
3) Что можно сказать об авторе миниатюры?
( Наблюдательный человек, с тонкой душевной организацией, лирик, любящий природу, родной край).
«Связь»
1) Почему миниатюра так называется - «Связь»?
( Солнце невидимыми нитями связывает человека, облака, землю - это мир.)
2) Отчего на солнце легко смотреть?
(Оно неяркое, не слепит, «пригашенное», осеннее, сентябрьское).
3) Какое средство выразительности используется чаще других? (Эпитет:
« греющее», «влекущее», « завораживающее», «сияющее» и др.).
4) Как бы вы определили тему миниатюры?
( Тема природы? Философская тема?)
«Оттепель»
1) Задание: прочитайте, составьте вопросы к миниатюре (уловите главное, вопросы должны быть точные, направленные на постижение замысла автора).
- Каким чувством проникнута миниатюра? ( чувством любви к родной природе, чувством радости от общения с ней);
- Как перемена в природе отразилась на мироощущении человека?
( от зимнего напряжения – к радости, свету, теплу, «как весной»);
- Какова роль описания леса? (всё приготовилось к зиме, снег стаял – словно обнажил эту готовность);
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
(Сравнения, эпитеты и др.)
3. Обобщение
- Что объединяет все эти миниатюры? (любовь к природе, к родному краю);
- Что узнали о Михаиле Голубкове, об особенностях его творчества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие материалы к урокам по творчеству Лескова
Тесты и ключи. Кроссворд....
Рабочие материалы к урокам географии
Рабочие материалы к урокам географии: презентация "Безлесные просторы.Луга" (8 класс), проверочная работа по теме "Литосферные плиты" (7 класс), тест по разделу "Хозяйство России" (9 класс), тест по т...
Рабочие материалы к уроку-обобщению "Имя прилагательное". 5 класс
Содержит рабочие материалы, тест...
Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»
В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика". Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...
Рабочие материалы к уроку по теме "Семейный бюджет"
Представлены материалы для самостоятельного ознакомления учащихся по теме "Бюджет. Семейный бюджет" 9 классе коррекционной школы VIII вида. Рабочие материалы включают в себя теоретические вопрос...
Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.
1. Урок- викторина на лучшего читателя комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...
Рабочие материалы к урокам географии
конспекты уроков по географии...