Рабочие материалы к урокам по курсу "Родное Прикамье"
учебно-методический материал (краеведение, 11 класс) по теме

Дедова Надежда Павловна

Рабочие материалы к урокам по творчеству  пермских писателей В. Воробьёва, Г. Солодникова, М. Голубкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_literature_prikamya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                           К уроку №1

Тема урока:  В.И. Воробьёв. Рассказ «Планета одиночества».

Цель:

       1) вызвать интерес к личности и творчеству В.И. Воробьёва, выяснить содержание рассказа, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве;

       2) развивать умение анализировать прозаический текст;

       3) пробудить у учащихся чувство сострадания к главному герою рассказа.

                                        Ход урока

1. Знакомство с биографией писателя.  Сообщение учащегося.

               Владимир Иванович Воробьёв родился в 1916 году в Самаре.

До войны учился в медицинском институте, работал лаборантом на Пятигорской туляремийной станции. На фронт ушёл добровольцем, был солдатом-артиллеристом. После тяжёлого ранения демобилизовался. Награждён орденами и медалями.

              В Пермь приехал в 1949 году. Работал на строительстве Камской гидроэлектростанции, преподавал в школе, служил в областном управлении культуры, сотрудничал в газете «Звезда» и на областном радио.

              В 1949 году напечатал первый рассказ, стал членом писателей.

Писал сказки, рассказы и повести для детей. Стал известен после выхода в свет книги «Капризка», которая переиздавалась много раз, последнее издание осуществлено в 2001 году.

              В.И. Воробьёв писал и для взрослых, только этих рассказов очень мало. Возможно, он хотел создать из них книгу, но не успел. Он был человек одарённый, со своим взглядом на литературу, с ироническим складом ума.

(«Родное Прикамье», 2001, с. 67-68).

2. Анализ рассказа. Беседа. Работа с текстом.

       1)  В какое время и где происходит действие в рассказе?

             (30-е годы 20 века. Степной курортный город).

       2) В чём заключается смысл заглавия?

            (Человек одинок: болен, «остался» в прошлом, лишён всего. Слово «планета» подчёркивает тяжесть одиночества,  его «огромность», здесь каждый одинок: «...как будто бы он на другой планете - Марсе, например...»).

      3) На каком художественном приёме построен рассказ?

            (На антитезе: старое и новое. Синтез, смешение двух времён.)

      4) Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нарисовать картины старого и нового (работа в группах).

           

       

старое:                                                          новое:

«полковник», «русская армия»,                «прокуренная комнатёнка»,

«царская свита», «офицеры»,                    «сиротская кровать, пахнущая

«помещики», «фрейлина»,                         керосином», «шаткий голый стол»,

«шпоры», «французская речь»,                 «примус», «мятый жестяной                            

«губернатор», «дамы в кружевных            чайник», «блюдце кукурузной

накидках», «есаул», «серебряный              муки» и др.

карандашик» и др.

     5) Что можно узнать о жизни Берсенева  на основании этого сопоставления?

 полковник                                                      трагические              бедность

 генерального штаба       -  революция   -     события           -        болезнь  

 русской армии                                              («Я не хочу                одиночество                                                  

 (положение, окружение)                              туда снова!»)                      

   

     6)  Что послужило очередным потрясением для Сергея Сергеевича?

          (Съёмки фильма о прежней жизни).

     7) Найдите в отрывке, описывающем съёмки, художественную деталь

(предметную), которая помогает возвратиться в настоящее время.

          (Описание оператора: «клетчатые гольфы», «огромная клетчатая кепка»).

      8)  Почему планета одиночества существует в сознании героя в виде сравнения с маленьким багровым кружочком?

          (Символика красного цвета: кровь, смерть, болезнь, тревога, «нельзя»,

больное воображение).  

      9) О чём этот рассказ?

          (О трагедии человеческой судьбы).

      10)  Попытайтесь сформулировать основную мысль рассказа.

          ( Человек, прошедший через трагические события истории России, потерял всё: страну, среду, положение в обществе, профессию, семью, себя, рассудок. Судьба русской интеллигенции трагична).

      11)  Какие выразительные средства языка помогают понять содержание рассказа, позицию автора?

         (Антитеза, художественная деталь, описание в начале рассказа (каштаны, «до удивления никому не нужные» - нагнетание чувства одиночества), цветовая гамма (френч, «зачищенный до светлой ветхости»,

фуражка, «выгоревшая чуть не добела» - потеря цвета, обезличенность;  

«дожелта прокуренная комнатёнка» - одиночество; «багровый кружок», Марс, где сейчас живёт персонаж;  «голубая непостижимая  даль чужих холодных пространств»), сравнение (люди - «тени») - 1) намёк на время, 2) ощущение героя: это не Земля, ненастоящие люди, 3) «бывшие» со страданием в глазах).

      12. Какое чувство вызывает рассказ? (Горечи, боли за человека, сочувствия, ощущение трагедии).        

                                     К уроку № 2    

Тема:   Г.Н. Солодников. Рассказ «Весёлая женщина».   

Цель:

        1) познакомить учащихся с творчеством писателя,  вызвать интерес к его          произведениям; рассмотреть содержание рассказа;

        2) развивать умение анализировать текст: постигать авторскую позицию,

раскрывать характеры персонажей, определять конфликт произведения;

        3) формировать  навыки работы в группе, способствовать воспитанию

толерантности.

                                   Ход урока

1. Об авторе. Выступление ученика.

       Геннадий Николаевич Солодников родился 19 января 1933 года. Детство прошло в городе Североуральске Свердловской области. После окончания семилетки в посёлке Павловский поступил в Молотовское речное училище

и с отличием окончил его в 1952 году. Рано начал работать. После второго курса на производственной практике в изыскательной партии был рабочим, а в 1951 году почти всю навигацию - старшим лебёдчиком на землечерпалке «Камская-19». Училище в те года было военизированным. Первую практику проходил в ВМФ в Финляндии на военно-морской базе Поркалла-Удд на мониторе «Выборг». Полгода стажировался в Риге в звании «мичман» на

гидрографическом судне «Траверз», затем на «Градусе».

      С 1953 года работал техником в изыскательной партии, лаборантом и зав. гидротехническим кабинетом в речном училище, вторым секретарём Дзержинского райкома комсомола. Закончил редакторский факультет Московского полиграфического института.

      С 1956 года - литсотрудник областных газет «Лесник Прикамья», «Молодая гвардия», «Звезда», редактор художественной и детской литературы в Пермском книжном издательстве.

     Писать начал в 50-е годы. Издал 12 книг.  В 1966 году был принят в Союз писателей. Последняя книга «Лебединый крик. Лирические повести» вышла в 1992 году.

     С 1971 года живёт в г.Чайковский. («Родное Прикамье», 2001, с. 149-150).

2. Анализ рассказа. Работа в группах.

         1. Задание 1-й группе:  найти в тексте аргументы-обвинения героини рассказа.

         2. Задание 2-й группе: подобрать аргументы в защиту Фени.

  Учащиеся самостоятельно работают с текстом, находят материал, совещаются, составляют план ответа, распределяют функции.  Затем

слушаем обе группы. Оценивается умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, вести дискуссию, опираться на текст.

 Например, такими могут быть аргументы-обвинения  (1-я группа):

             

 1) легкомысленная, разбитная женщина, живёт легко, бездумно;

 2) встречается с разными мужчинами, безнравственная, без глубоких  чувств, ищет в жизни удовольствий;

 3)  неуважение, осуждение, презрение со стороны людей;

 4) « сытая жизнь» (вино, консервы...)

 5) аборты (наживалась, нарушала закон, помогала женщинам?);

 6) одиночество и неприкаянность сына Вадьки;

 7) ссоры с сыном;

 8) опоздала на проводы;

 9) после опоздания на проводы - опять веселье;

 10) прозрение приходит только в критические моменты (чувства неглубокие);

 11) жалкая, одинокая - в конце рассказа (наказание!)

 

                  Аргументы в защиту Фени (2-я группа):

1) молодая, красивая, слабая, одинокая женщина;

2) нравилась даже детям;

3) хотела устроить свою личную жизнь, искала любви, настоящих чувств;

4) Может быть, понимала неправильность своей жизни (плакала, кричала:

«Уходите все!»);

5) работала сутками, дежурила;

6) весельем заглушала тоску, чувство одиночества;

7) одна растила сына;

8) сын - положительный, самостоятельный мальчик (в этом есть заслуга Фени);

9) сочувствуем, когда опоздала на проводы сына;

10) Вадик ждал мать (любил);

11) неподдельное горе Фени (смерть сына);

12) неожиданное решение уйти на фронт характеризует Феню положительно:

внутренне она была не совсем такой, какой казалась внешне.

3. Итоги.

      - Почему рассказ называется «Весёлая женщина»?

        1) Нет, не весёлая, а одинокая, несчастная.

        2) «Ты всё пела - это дело, так пойди же, попляши»

        3) В слове «весёлая» - и сочувствие, и осуждение. Героиня выходит на нравственный урок.  

                                  К уроку № 3

Тема урока:  М.Д. Голубков. Лирические миниатюры.

Цель:

       1) познакомить учащихся с именем писателя, его биографией и творчеством; рассмотреть содержание его лирических миниатюр;

       2) развивать у учащихся  умение вдумчиво читать и анализировать  текст, видеть особенности письма автора,  прививать эстетический вкус;

       3) способствовать воспитанию любви к родной природе, родному краю.

                           

                                      Ход урока

1. Слово о Михаиле Дмитриевиче Голубкове.

              Михаил Дмитриевич Голубков родился в городе Чусовом Пермской области. Рос в трудные военные годы. Память об этом времени отразилась потом в его прозе. После окончания школы учился в Пермском политехническом институте. Работал токарем, электрослесарем, учителем,

техником-лесоустроителем. Лес, природа, наравне с людьми,- герои прозы Голубкова.

              В 1964 году опубликовал первый рассказ. С 60-х годов активно пишет и печатается. Молодого писателя поддержал его земляк -

В.П. Астафьев. В 1970 году у Голубкова выходит в Перми книга рассказов «Деревенские новости». Названия его книг, изданных в Перми и в Москве, говорят сами за себя: «Родные и близкие», «У речки, у студёной», «Просека»,    

«Крайняя изба», «Малые ключики», «Напуганный лес», «Лога»...

 М. Голубков хорошо знал материал, о котором писал, умел показать характер людей, чувствовал природу, её тайны, её величие.

               Умер после тяжёлой болезни в 1988 году. («Родное Прикамье», 2001, с. 173).

2. Чтение и анализ произведений.

                                   «Надёжное лето»

   1) «Нарисуйте» картину, которая предстаёт перед глазами при чтении   миниатюры.

         (« Пышные розовые цветы высоко парили над сочной, тёмно-зелёной  и крупнолистной ботвой...»).

   2) Почему «большого разочарования от ошибки не было»?  

         («Понятия мёд и картошка как-то очень легко и тепло улеглись. устроились в моей душе»,  «...всё равно ведь радость пчелиному племени...»).

   3) Какое чувство вызывает рассказ?

         ( Радости, удовлетворения, удивления, создаёт ощущение лета, цветения, ожидания урожая, любви к родной природе).    

                                  «Грусть накатила»

   1) Найдите предложение, выражающее основную мысль миниатюры.

      ( «Лето уходит»).

   2) Какое настроение создаёт рассказ?

       (Грустное: уходит лето, осыпаются цветы, блёкнет красота, наступает осень. Охватывает чувство одиночества, сожаления, утраты. Остро чувствуется любовь к родной природе).

   3) Что можно сказать об авторе миниатюры?

       ( Наблюдательный человек, с тонкой душевной организацией, лирик, любящий природу, родной край).

                                  «Связь»

  1) Почему миниатюра так называется - «Связь»?

      ( Солнце невидимыми нитями связывает человека, облака, землю - это мир.)

  2) Отчего на солнце легко смотреть?

       (Оно неяркое, не слепит, «пригашенное», осеннее, сентябрьское).

  3) Какое средство выразительности используется чаще других? (Эпитет:

    « греющее», «влекущее», « завораживающее», «сияющее» и др.).

  4)  Как бы вы определили тему миниатюры?

        ( Тема природы? Философская тема?)

                                 «Оттепель»

  1) Задание:  прочитайте, составьте вопросы к миниатюре (уловите главное, вопросы должны быть точные, направленные на постижение замысла автора).

        - Каким чувством проникнута миниатюра? ( чувством любви к родной природе,  чувством радости от общения с ней);

        - Как перемена в природе отразилась на мироощущении человека?

( от зимнего напряжения – к радости, свету, теплу, «как весной»);

        - Какова роль описания леса? (всё приготовилось к зиме, снег стаял – словно обнажил эту готовность);

        - Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

(Сравнения, эпитеты и др.)

3. Обобщение

- Что объединяет все эти миниатюры? (любовь к природе, к родному краю);

- Что узнали о Михаиле Голубкове,  об особенностях его творчества?

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие материалы к урокам географии

Рабочие материалы к урокам географии: презентация "Безлесные просторы.Луга" (8 класс), проверочная работа по теме "Литосферные плиты" (7 класс), тест по разделу "Хозяйство России" (9 класс), тест по т...

Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»

В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика".  Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...

Рабочие материалы к уроку по теме "Семейный бюджет"

Представлены материалы для самостоятельного ознакомления учащихся по теме "Бюджет. Семейный бюджет"  9 классе коррекционной школы VIII вида. Рабочие материалы включают в себя теоретические вопрос...

Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.

1. Урок- викторина на лучшего читателя   комедии  Н.В. Гоголя  "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...

Рабочие материалы к урокам географии

конспекты уроков по географии...