Знатоки природы
материал на тему

Миронова Нина Викторовна

Экологическая игра для учащихся 3-7 классов. Проводилась в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Цель: формирование экологической культуры учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому, сохранение природы родного края, посёлка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_prirody_igra_08.06.2012god_lager.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №6»

Красногвардейский район

Ставропольский край

Экологическая игра

«Знатоки природы»

Подготовила

учитель музыки,

педагог дополнительного образования

Миронова Нина Викторовна

п. Медвеженский

2012 год             

 

Методические рекомендации: игра под таким названием проводится для учащихся  3 - 7 классов в летнем лагере.  Перед началом игры  помещение оформляется красочными тематическими стенгазетами. Учащиеся 1-2 классов и дети, не входящие в состав команд, являются зрителями и болельщиками.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
  •  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  осуществление межпредметных связей с литературой, музыкой.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  •  развитие образного мышления;
  •  развитие творческого воображения;
  •  развитие восприятия;
  •  повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  •  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

        

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательной экологической игре! Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе.

 Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец, мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Надеюсь, что игра «Знатоки природы» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

        Для того, чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!  А наши уважаемые зрители вспомнят песни о разных птицах, зверях, насекомых, которые разучивали в течение учебного года, и исполнят их для всех нас.

Начнём с небольшой разминки! Называется она «Машина зарядка» (все участники мероприятия становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом песни из м/ф «Маша и медведь»).

Конкурс 1. «Карточки-задания»

Ведущий:  Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

За каждый правильный ответ  –  1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: мальчик;                     солнце;

           ягода;                          небо;

            гриб;                           вода;

            рыбка;                        камни;

            заяц;                           ливень;

            дерево;                       почва.

Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Учащиеся 1-2 классов исполняют песню «Кукушка»

Конкурс  2.  «Собери  животное»

Ведущий:  Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать разрезанную на 12 частей картинку с  изображением животного. Максимальное количество баллов – 3 балла.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Учащиеся 1-2 класса исполняют песню «Медуза»

Конкурс  3.  «Отгадайте загадки» 

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

  1. Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая. (Ворона)

  1. Длиннохвоста, белобока,

А зовут её….(Сорока.)

  1. Живёт в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

  1. Кто без нот и без свирели                   

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  1. Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица - …(Грач)

  1. Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)

Исполняется песня «Мяука» (Приходько Елена, Гундырина Елена)

Танцевальная минутка.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4.  «Расшифруйте криптограмму» 

Ведущий:  Каждая  команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

                                 

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Снова на сцене учащиеся 1-2 класса. Они исполняют песню «Ромашки и букашки» (Музыка и слова Л.Раздобариной)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Лишнее слово» 

Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

Песня «Светлячок» (музыка и слова О.Поляковой) Исполняют Сидельникова Мария и Гундырина Лидия.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 6. «Песни о животных» 

Ведущий: Каждая команда должна написать как можно больше названий песен о животных, затем спеть по 1-2 строчки из этих песен.

Песня «Вот какие чудеса!» (Музыка и слова А.Филиппенко) Исполняют учащиеся 1-2 классов.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор» 

Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.

ЗИМА                                            Набухают почки.

                                                       Листопад.

                                                       Прилетают грачи.

                                                       Бабье лето.

ВЕСНА                                          Грибная пора.

                                                       Сбор клюквы.

                                                       Уборка зерновых.

ЛЕТО                                             Сенокос.

                                                       Птицы вьют гнёзда.

                                                       Рождество.

ОСЕНЬ                                          Ледоход.

                                                           Гололёд 

 Ответ: ЗИМА: рождество, гололед;

                ВЕСНА: набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход;

               ЛЕТО: сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос;

              ОСЕНЬ: листопад, бабье лето, грибная пора.

Танцевальная минутка.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 8. «Загадки из земли» 

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)

  1. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)

  1. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)

  1. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)

  1. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

  1. Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда)

  1. А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, -
    Я лед, я пот, я - облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза - застываю. (Вода)

Песня «Кузнечик» (Музыка  И.Челнокова, слова Е.Челноковой) Исполняет Говорова Алёна.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

 Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание»

Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин. 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 10. «Чей хвост?» 

Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ  –  1 балла.

  1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба)
  2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак)
  3. У неё хвост вместо руля. (Птица)
  4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру)
  5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна)
  6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка)
  7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь)
  8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. 

Танцевальная минутка

Ведущий:  Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Знатоки природы» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.В.В. Пасечник  «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

3. В.М. Пакулова  «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

4.  Диск «Золотая сказка» Автор музыки О.Полякова

5. Картинки    (автор и источник заимствования неизвестен)

6. Загадки -  http://www.solnet.ru

7. С.П.Лаврентьева  Экологическая игра  «Экологическая ромашка»-

http://numi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Знатоки природы"

Это мероприятие формирует у учащихся интерес к биологии, любознательность и бережное отношение к природе. Через различные позновательные конкурсы ребята узнают много нового....

конкурс "Знатоки природы"

сценарий поможет проверить и обобщить знания детей о природе...

Игра "Знатоки природы"

Внеклассное мероприятие по предмету биология в рамках недели "Защиты животных"....

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

Рабочий проект "Осторожно, ёлка!" воспитанников кружка "Юные знатоки природы"

проект предполагает совместную деятельность руководителя и воспитанников кружка «Юные знатоки природы» по расширению экологических знаний и озеленению территории ЦДТ....

Программа кружка для 5 класса « Знатоки природы».

Программа кружка «Знатоки природы» пытается решить проблему популяризации биолого-экологических знаний, углубить знания по отдельным разделам биологии, привить практические навыки и умения к нау...