Знатоки природы
материал на тему
Экологическая игра для учащихся 3-7 классов. Проводилась в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Цель: формирование экологической культуры учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому, сохранение природы родного края, посёлка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_prirody_igra_08.06.2012god_lager.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №6»
Красногвардейский район
Ставропольский край
Экологическая игра
«Знатоки природы»
Подготовила
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
Миронова Нина Викторовна
п. Медвеженский
2012 год
Методические рекомендации: игра под таким названием проводится для учащихся 3 - 7 классов в летнем лагере. Перед началом игры помещение оформляется красочными тематическими стенгазетами. Учащиеся 1-2 классов и дети, не входящие в состав команд, являются зрителями и болельщиками.
Образовательные задачи:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей с литературой, музыкой.
Коррекционные задачи:
- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательной экологической игре! Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе.
Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец, мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Надеюсь, что игра «Знатоки природы» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Для того, чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём! А наши уважаемые зрители вспомнят песни о разных птицах, зверях, насекомых, которые разучивали в течение учебного года, и исполнят их для всех нас.
Начнём с небольшой разминки! Называется она «Машина зарядка» (все участники мероприятия становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом песни из м/ф «Маша и медведь»).
Конкурс 1. «Карточки-задания»
Ведущий: Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
За каждый правильный ответ – 1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Ответ: мальчик; солнце;
ягода; небо;
гриб; вода;
рыбка; камни;
заяц; ливень;
дерево; почва.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Учащиеся 1-2 классов исполняют песню «Кукушка»
Конкурс 2. «Собери животное»
Ведущий: Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать разрезанную на 12 частей картинку с изображением животного. Максимальное количество баллов – 3 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Учащиеся 1-2 класса исполняют песню «Медуза»
Конкурс 3. «Отгадайте загадки»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая. (Ворона)
- Длиннохвоста, белобока,
А зовут её….(Сорока.)
- Живёт в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица - …(Грач)
- Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)
Исполняется песня «Мяука» (Приходько Елена, Гундырина Елена)
Танцевальная минутка.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий: Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Снова на сцене учащиеся 1-2 класса. Они исполняют песню «Ромашки и букашки» (Музыка и слова Л.Раздобариной)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Лишнее слово»
Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
Песня «Светлячок» (музыка и слова О.Поляковой) Исполняют Сидельникова Мария и Гундырина Лидия.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 6. «Песни о животных»
Ведущий: Каждая команда должна написать как можно больше названий песен о животных, затем спеть по 1-2 строчки из этих песен.
Песня «Вот какие чудеса!» (Музыка и слова А.Филиппенко) Исполняют учащиеся 1-2 классов.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор»
Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололёд
Ответ: ЗИМА: рождество, гололед;
ВЕСНА: набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход;
ЛЕТО: сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос;
ОСЕНЬ: листопад, бабье лето, грибная пора.
Танцевальная минутка.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 8. «Загадки из земли»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
- Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)
- Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
- На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
- Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)
- Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф)
- Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда)
- А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)
Песня «Кузнечик» (Музыка И.Челнокова, слова Е.Челноковой) Исполняет Говорова Алёна.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание»
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги
Конкурс 10. «Чей хвост?»
Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ – 1 балла.
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак)
- У неё хвост вместо руля. (Птица)
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру)
- У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна)
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка)
- У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Танцевальная минутка
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Знатоки природы» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
3. В.М. Пакулова «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
4. Диск «Золотая сказка» Автор музыки О.Полякова
5. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)
6. Загадки - http://www.solnet.ru
7. С.П.Лаврентьева Экологическая игра «Экологическая ромашка»-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Знатоки природы"
Это мероприятие формирует у учащихся интерес к биологии, любознательность и бережное отношение к природе. Через различные позновательные конкурсы ребята узнают много нового....
конкурс "Знатоки природы"
сценарий поможет проверить и обобщить знания детей о природе...
Игра "Знатоки природы"
Внеклассное мероприятие по предмету биология в рамках недели "Защиты животных"....
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...
Рабочий проект "Осторожно, ёлка!" воспитанников кружка "Юные знатоки природы"
проект предполагает совместную деятельность руководителя и воспитанников кружка «Юные знатоки природы» по расширению экологических знаний и озеленению территории ЦДТ....
Программа кружка для 5 класса « Знатоки природы».
Программа кружка «Знатоки природы» пытается решить проблему популяризации биолого-экологических знаний, углубить знания по отдельным разделам биологии, привить практические навыки и умения к нау...