Игра "Знатоки природы"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по предмету биология в рамках недели "Защиты животных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_znatoki_prirody.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра "Знатоки природы". (для учащихся 7 класса)
Цель: воспитание бережного отношения ко всему живому на земле; развитие эрудиции и желания к познавательной деятельности; воспитание любви к природе, правильного с ней общения, желания изучать ее.
Задачи:
формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных;
развивать интерес к живой природе и любознательность;
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: фотографии домашних и диких животных, рисунки, таблицы.
“Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.”
Альберт Швейцер
ХОД ИГРЫ
I тур. Разминка.
1. Как в старину называли кабана? (Вепрь.)
2. Охотники вопреки запрету? (Браконьеры.)
3. Метание икры рыбами? (Нерест.)
4. Крупный морской моллюск? (Осьминог.)
5. Комнатная декоративная собака? (Болонка и т.п.)
6. Хозяйство пчеловода? (Пасека.)
7. Периодическая смена наружных покровов у животных? (Линька.)
8. Самая большая змея в мире? (Анаконда.)
9. Млекопитающие, несущие яйца? (Утконос, ехидна.)
10. Насекомое, которого боятся даже самые сильные звери? (Муха Це-Це.)
11. Нелетающая птица Антарктиды? (Пингвин.)
12. Животный мир? (Фауна.)
13. Австралийские травоядные сумчатые животные? (Кенгуру.)
14. Бабочка, носящая имя греческого бога, исчезнувшая из фауны Подмосковья? (Апполон.)
15. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит.)
16. Американский волк? (Койот.)
17. Самая маленькая птица нашей местности? (Королёк.)
18. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи, скворцы.)
19. Какие звери летают? (Летучие мыши.)
20. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам.)
21. Охраняемый жук Подмосковья с названием животного? (Жук-олень.)
22. Вымершее млекопитающее отряда хоботных? (Мамонт.)
Слово ведущего. Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше.
Число видов диких животных, жизненно важных для человека, возрастает. Животные используются в медицине для проверки лекарственных препаратов. Это источник белка для нас. Все больше развитие принимает наука – бионика, исследующая возможности применения биологических принципов в технике.
С каждым исчезнувшим видом животных безвозвратно исчезает целый ряд замечательных задатков, кодов и механизмов, которые человек уже никогда не узнает.
Проблема охраны животных становится все более неотложной. В то же время, на значительное число диких животных ведется охота.
Что знаем мы о диких животных нашего края?
II тур. Дикие животные
Перед вами животные, на которых ведется охота в нашей стране.
рысь;
белка;
заяц;
косуля;
лиса;
волк.
Какое из этих животных не встречается в нашем районе? (Рысь.)
На каких животных охота в нашем районе запрещена в виду того, что эти животные являются редкими у нас? (Белка, косуля.)
На каких животных разрешена охота в определённое время в зимний период? (Заяц, лиса.)
В нашем районе встречается редко, заходит к нам из других областей? (Волк.)
Это животное имеет в народе несколько названий. Одно из них совпадает с именем губернатора г. Новгорода, который имел отличительную черту характера? (Лиса-Патрикеевна, губернатор – Патрикей.)
Семью эти животные создают надолго, практически на всю жизнь, в воспитании подрастающего поколения принимают самец и самка? (Волк, рысь, лиса.)
Животных часто называют по окраске: рыжая, серый, беляк, русак. А какое животное носит название тумак? (Заяц. А точнее, помесь зайца-беляка и зайца-русака.)
Слово ведущего. Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. И как это ни парадоксально, ещё нередко мы знаем о них гораздо меньше, чем о диких животных.
Мир домашних животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение все новыми и новыми открытиями, но и проникается к животным и добротою, и любовью, и снисхождением. Познавая животных, человек познаёт и себя.
Домашние животные играли и всегда будут играть огромную роль в жизни человека. В какие бы времена он ни жил, всегда сочетал потребительски – утилитарное и трогательно – сентиментальное отношение к животным. Он перед ними преклонялся, обожествляя, вводил в круг своей семьи.
Общение с животными обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с животными, мы все отчетливее начинаем осознавать, что без лая собак и лошадиного ржания мир становится скучным.
Домашние животные: корова, свинья, овца, коза, лошадь, собака, кошка.
Что мы знаем о них? Что не знаем?
III тур. Домашние животные
1. Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал он традиционным пожеланием: “Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим…” Далее в письме следовало название домашнего животного. Какого? (Лошади. Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.)
2. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. (Собака.)
3. Известно, что обезьяна по умственным способностям не уступает собаке. Они занимают первое место после человека. Какое животное занимает втрое место? Известно, что органы этого животного используют в лечении опасных заболеваний человека. Болеет оно теми же болезнями, что и человек. Лечить его можно теми же лекарствами, что и человека. (Свинья.)
4. В 15 веке герцог Бургундский учредил орден. Им награждали за отвагу в боях, и он являлся символом главного богатства Бургундии. Позднее он стал испанским и австрийским. Выглядит этот орден так: на красной ленте – корона, ниже – пламя, а еще ниже – перехваченное кольцом животное. Какое это животное? (Золотой баран, орден Золотого руна.)
5. Это животное за 40 м чувствует куропаток и другую пернатую дичь. А так же обнаруживает человека под толстым слоем снега. Теперь их даже тренируют для обнаружения на таможнях наркотиков. Любят слушать музыку. Молоко этого животного по своему составу близко к молоку женщины. Лучший желудочный сок, который прописывают врачи – сок этого животного. (Свинья.)
6. Об этих животных в священной книге древних персов “Зену-Авеста” записано: “В них наша сила, в них наша потребность, в них наша пища, в них наша одежда, в них наша победа”. (Корова. Во многих местах Индии она считается священным животным. Там даже существует закон, запрещающий убивать корову.)
7. В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке каких-то домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми . монах попробовал есть плоды кофе: т.к. ему приходилось как и прочим монахам принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.)
8. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие – выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. (Кот. Когда Б.Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет – это и был йод.)
9. Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)
10. Во Франции этих животных хотят использовать для борьбы с лесными пожарами, которые ежегодно уничтожают огромные лесные массивы на юге страны и на Корсике. В Новой Зеландии жир этого животного используют в качестве добавки к дизельному топливу. На этой смеси уже работают грузовики и трактора. (Это овцы (козы) “Вернемся к нашим баранам, если мы хотим сохранить леса” – призывает в наши дни французская газета “Монд”.Очищая лес от растительности первого и второго ярусов( травянистых и кустарниковых растений) овцы являются в какой-то степени его “санитарами”. Нельзя, чтобы пастбища зарастали кустарниками, готовыми вспыхнуть в любой момент.)
11. Во многих странах эти животные заслужили плохую репутацию. У иудеев существовал обычай – вымещать на них свои грехи. Животное били, проклинали и с молитвами изгоняли в пустыню. В средние века считалось, что это животное связано с нечистой силой. А вот в Норвегии животное занимает особое положение в обществе. Под Новый год в костюме этого животного кто-то из взрослых раздает детям подарки. (Коза.)
ΙV тур.
Верите ли Вы?
- Задание - определить в предложенных интересных фактах верные утверждения.
Австралия считается рекордсменом по числу кошек на душу населения - на 10 жителей приходится 9 кошек.
- В 1947 году была создана международная федерация европейских любителей кошек - ФИФЕ.
- Самым старым котом считается кот Пусс, который прожил 36 лет.
- Лучшим охотником считается кот Таузер, за свою жизнь поймавший 28899 мышей (в среднем по 3 штуки в день).
- Самый тяжёлый домашний кот Химми умер в возрасте 10 лет и 4 месяцев в 1986 году, имея вес 21,3 кг.
(Все утверждения верные)
V тур.
Вопросы викторины:
1.Какая наука изучает птиц? (орнитология)
2. Какова температура тела птиц? (40-42 градуса)
3. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
4. Какая птица спасла Рим от галлов? (гуси)
5. Какому литератору однажды сказали, намекая на его фамилию: «Если вы и птица,то небесная!» (Н.В.Гоголь)
6. Крик какой птицы напоминает кошачий? (иволги)
7. Когда температура тела воробья выше -зимой или летом? (всегда одинаковая)
8. У оляпки, ныряющей в ледяную воду, лапки синего цвета. Это от холода? (нет, у оляпки лапки всегда синие)
9. Правда ли, что страус при опасности прячет голову в песок? (нет, но что-то похожее происходит. Убегая от врага, страус ложится на землю, вытягивает шею и плотно прижимает ее к земле)
10.Сколько куриных яиц помещается в одном страусином яйце? (30-33яйца)
11. Говорят - « Голубок и горлица никогда не ссорятся, мирно живут». Правда ли это? (нет, неправда. Голубь и горлица – это разные виды из семейства голубиных, и жить вместе они никогда не согласятся)
12. Говорят – «лебединая верность». Существует ли она? (да,пары у лебедей образуются на всю жизнь)
13. Как пингвины – родители отыскивают и узнают своего птенца в яслях, среди шумной толпы пингвинят? ( по голосу.Все птенцы но одно лицо, но голоса у них различаются)
14. Назовите основные приспособления птиц к полету? (форма тела, легкий скелет, наличие киля, легкие и легочные мешки, крылья)
15. Какие птицы имеют на коже железы? (водоплавающие)
16. Какие признаки указывают на родство птиц с пресмыкающимися? (Наличие чешуи на лапах, отсутствие желез на коже)
17. Есть ли киль у страуса? (нет)
18. Что такое половой диморфизм? Привести пример (хорошо выраженные внешние отличия между самкой и самцом. Павлин)
19. самый крупный дневной хищник? ( черный гриф)
20. Какие меры по охране птиц вам известны? ( изготовление скворечников и кормушек, Красная книга)
VΙ тур.
Рассказы- загадки.
Нас считали вымершими животными
Сейчас мы тысячами живем в лабораториях, живых уголках и квартирах. А до 1930 года нас считали вымершими животными. Знали нас только по чучелам в музейных коллекциях. Живем мы в Передней Азии, в Турции, Иране и на Балканах. Каждый из нас умелый и старательный строитель. Дом, построенный собственными силами, служит нам укрытием, хранилищем, местом для сна, родильным домом. “Рабочий день” начинается у меня тогда, когда вы ложитесь спать. Человека, у которого живу, любовью особенно не балую. А к своим соплеменникам отношусь еще хуже: склоки, драки, потасовки из-за территории или лакомства для нас обычное дело. Однажды тебе покажется, что я перестал дышать, а сердце мое перестало биться. Не пугайся. Я жив. Эта моя уловка помогает сохранить силы, если с едой “не густо” или похолодало.
Ответ: сирийский хомяк.
Я не первая птица, которую приручил человек. Но рядом с ним в неволе нас живет сейчас гораздо больше, чем в природе. Родина наша – страна, которая занимает целый континент с удивительными животными и растительным миром. Некоторые наши достоинства и способности сделали нас желанной добычей людей. Алчные птицеловы; хищники, попавшие в наши края с помощью человека; вырубка тропических лесов - вот причины, по которой многие из нас стали редкими и попали на страницы Красной Книги. Мне такая участь пока не грозит. Мы летаем огромными стаями, собираем семена трав и кустарников. Приходит пора размножения, мы отправляемся в лес, где в дуплах деревьев появляется наше потомство. В отряде, к которому меня относят систематики 328 видов птиц, похожих на меня.
Ответ: волнистый попугайчик.
Я из семейства цепколапых
Я кажусь неуклюжим, но на самом деле это не так. Не случайно мое семейство называют семейством “цепколапых”. Некоторые из нас ходят не только по земле, но и по отвесным скалам. Иногда нас держат дома в качестве домашних животных, но ловим мы не крыс и мышей, а тех, кто ползает, летает или сидит на потолке. Днем отсиживаюсь в норке, а ночью отправляюсь на охоту. Бегаю быстро на выпрямленных ногах, а не волочу брюшко. Так вынуждены передвигаться многие обитатели наших теплых мест, чтобы брюшко не обжечь. Для храбрости держу хвост “трубой”, а случится беда – расстанусь с ним без сожаления. Автотомия – так называется это самокалечение. Регенерация – биологическое явление, в ходе которого мой хвост восстановится.
Ответ: геккон.
В былые времена за нас платили золотом
Было время, когда любители редкостей платили за нас золотом. Сейчас, чтобы нас приобрести и содержать, не надо золота. Для этого достаточно вашей любви, заботы, клетки и растительного корма. Специальные клубы занимаются нашим разведением; устраивают конкурсы красоты; вручают победителям медали, кубки, призы, а главное - пьедестал в виде атласной подушки. “Селф”, “агути”, “черепаший панцирь”, “гималайские”, “абиссинские”, “гривастые” - вот лишь некоторые из более 100 пород, которые вывели современные селекционеры. Когда-то мы были излюбленным лакомством, а теперь превратились в предмет большой любви и обожания. В середине 16 века загорелые матросы, приплывшие на кораблях, груженых какао, рабами, золотом, красным деревом, привезли и нас. В нашем названии отразилась история нашего появления в ваших домах, но не наши привычки.
Ответ: морская свинка.
Мы завоевали целый континент
Меня любят дети и взрослые. Есть у меня и враги. Но однажды, попав в страну, где раньше никогда не бывал, я, не смотря на свой миролюбивый характер, сам стал врагом двуногому существу. Стал мешать ему вести хозяйство. Мое появление на новой территории вызвало взрыв. Название ему – биологический взрыв. Стал я и конкурентом животным – аборигенам этого континента. У меня отличный дом, а мои очень близкие родственники, ютятся под кустом. Но они преуспели в другом: мои дети слабые и беспомощные, долго приходится с ними нянчится. Малыши моих близких родственников, едва родившись, живут самостоятельно. Да и забрались они дальше меня на север. Названия этих родственников дали название целому отряду зубатых зверей.
Ответ: кролик домашний.
Мои родственники размером от горошины до 15-ти метровых гигантов. Живет эта родня и на суше, и в воде. Среди нее кровожадные хищники и безобидные растительноядные твари. Но многие из нас и сами очень часто попадают на стол человеку. Некоторые мои родственники почти всю жизнь проводят на одном месте, а другие “летают”, словно ракеты. У меня не только одна голова, но и одна нога, которая хорошо “обута”. Хоть передвигаюсь я медленно, могу преодолеть преграду из остро заточенных ножей. Во рту у меня зубов хватит на целую терку, которая называется радулой. Зубы мои без устали работают, но если б не мои многочисленные помощники - симбионты внутри меня, я б все равно оставалась голодной.
Ответ: виноградная улитка.
Подведение итогов, объявление победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...