Социально – культурная деятельность как средство реабилитации подростков "группы риска"
статья на тему

Коновалова Людмила Владимировна

Обзор необходимости реабилитации подростков "группы риска" через привлечение к досуговой и социально-культурной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Л.В.Коновалова

                                                                             «Ни при каких обстоятельствах в

                                                                                    человеке не может проснуться кто–то

                                                                               другой, о ком он прежде ничего не

                                                                                  подозревал. Жить – значит медленно

                                                                            рождаться. Это было бы чересчур

                                                                            легко – брать уже готовые души».

                                                                                                     Антуан де Сент - Экзюпери

За последние годы значительно возросло число несовершеннолетних, относящихся к «группе риска». В современном обществе проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних занимает одно из важнейших мест в системе комплексной реабилитации детей и подростков. Процессам социализации подрастающего поколения всегда уделялось большое внимание, ведь от этого зависит в дальнейшем благополучие всего общества. Сегодня, в условиях реформирования российского общества, данная проблема обострилась. Количество неблагополучных семей возрастает, теряется связь поколений, отсутствует передача положительного примера и жизненного опыта от старших к младшим, не прививается уважение к людям пожилого возраста. На культуру семьи также повлияло сужение сферы досуга семьи. Дети и подростки самостоятельно стремятся адаптироваться к условиям современной жизни, стихийно нарушая социокультурные нормы и законы.

Наиболее эффективным фактором формирования личности ребенка является среда. Изменение неблагоприятной среды его жизнедеятельности на развивающую и социально-благоприятную снимает или смягчает многие проблемы возникновения девиантного, делинквентного поведения несовершеннолетнего. [2]

В настоящее время актуальна организация реабилитационных мероприятий, направленных на формирование внутреннего, гражданского самосознания; расширение кругозора; корректирование жизненных ориентиров личности; сохранение культурно - нравственного опыта старшего поколения; развитие чувства доброты и сопереживания.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Социальным педагогам, как и педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в создании благоприятной среды для социокультурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга. [4]

  Культурно-досуговая деятельность – составная часть социокультурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими разнообразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) [4]

Важность социокультурной деятельности в том, что это организация социально-значимых целей: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время регламентируется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").

Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга, необходимо учитывать индивидуальные интересы и потребности детей как в учебное, так и внеучебное время.

Творческое начало социокультурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это кино, телевидение, техническое творчество и спорт, прикладное и художественное творчество, и многое другое. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).[6]

Мы определяем социально-культурную деятельность как целенаправленный, специально организуемый образовательным учреждением процесс приобщения подростка к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс.

Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса. Такими компонентами являются:

•        отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и изменению;

•         отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении;

•         отношение к образованию, как социокультурному процессу, основными силами которого являются диалог и сотрудничество всех его участников, в достижении целей для творческого самовыражения;

•        отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры. [7]

Каждая функция социально-культурной деятельности направлена на стимулирование социальной активности населения, духовную реабилитацию личности, развитие творческих способностей личности. Для создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества.

Вся социокультурная деятельность проходит в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы. [9]

Социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым отраслям научного знания, и её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. [3] Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию.

Прежде, чем говорить о том, как влияет социокультурная деятельность на реабилитацию подростков «группы риска», давайте разберем, кто относится к данной категории и каковы их особенности.

Подростки «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются подростки, у которых отсутствуют нормальные условия для их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Понятие «подростки группы риска» подразумевает следующие категории подростков:

1) подростки с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) подростки из неблагополучных, асоциальных семей;

4) подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) подростки с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Как известно, многим подросткам свойственны временные отклонения от норм поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение некоторых подростков выходит за рамки допустимых проступков и воспитательная работа с ними протекает с затруднениями. И не приносит желаемого успеха. Таких подростков относят к категории «трудных».

Когда говорят о трудных подростках, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу трудность работы с этими детьми и не рассматривается трудность жизни самих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, одноклассниками. Трудные подростки порой не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. [4]

Состав трудных подростков неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

  1. социальной запущенностью
  2. педагогической запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

Подростковый возраст в различных источниках классифицируется как трудный в воспитательном отношении. Подростку, испытывающему резкие физиологические изменения, нелегко сохранять целостность своего «Я», поддерживать адекватную самооценку и нормальные взаимоотношения с окружающими, что значительно повышает риск виктимизации. В результате, в этом возрасте встречается большое количество детей группы риска. Все это требует особого внимания со стороны специалистов к личным проблемам детей данного возраста. [8]

Школьные неудачи, отсев учащихся, являются нежелательными как с экономической, так и с педагогической точки зрения. Это находит свое выражение в потере желания работать, прилагать усилия для преодоления разного рода жизненных и познавательных преград, снижает интерес к учебе, вызывает различные комплексы и аномалии в поведении, неблагоприятно влияет на отношения с окружающими. Оказываясь за бортом в жизни класса, такие дети ищут контакты на стороне, что все более отдаляет их от школы, затрудняя их социализацию.

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте не внушает особого оптимизма, но любой специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы будущего этих подростков и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. И первое, что можно сделать в рамках образовательного учреждения – это создание школьного актива, куда привлекать детей, склонных к правонарушениям. Ведь школьный актив – это ученическое самоуправление, коллектив детей, которые помогают в проведении и организации школьных праздников. И тем самым уже могут почувствовать свою значимость. Среди таких мероприятий новогодняя елка для начальной школы, концерт для ветеранов, возложение цветов, организация спортивных состязаний к 23 февраля, концерт к 8 марта. Это тематические экскурсии и мастер-классы, создание школьной газеты, организация школьного радио. Сотрудничество с домом молодежи и участие в районных конкурсах, целью которых является профилактика употребления психоактивных веществ, где дети «группы риска» занимают призовые места. И это поднимает их не только в глазах окружающих, но и в своих собственных, придавая уверенности в себе и укрепляя желание изменить себя и мир вокруг.

Подводя итог, можно сказать следующее. Наиболее эффективным фактором формирования личности маленького человека все - таки является среда. Изменение неблагоприятной среды его жизнедеятельности на развивающую и социально-благоприятную снимает или смягчает многие проблемы возникновения девиантного, делинквентного поведения несовершеннолетнего.

 Дети группы риска представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, поведение детей группы риска трактуется нашим обществом, как отклоняющееся. Среди возможных форм проявления отклоняющегося поведения можно выделить алкоголизацию, наркоманию, агрессивное поведения, противоправное поведение, беспризорность и безнадзорность.

Концепция организации социально-культурной деятельности в процессе реабилитации предполагает создание мотивации подростка на изменение. Иногда подросток даже не знает, что бывает веселая и интересная жизнь без алкоголя и наркотиков – наша задача ему эту жизнь продемонстрировать. Во многих «трудных» подростках заложен огромный потенциал, ему нужно только помочь проявиться.

Таким образом, социально-культурная реабилитация несовершеннолетних - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи им социального и культурного опыта, способ включения их в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных и культурных связей и отношений. Сущность социально-культурной реабилитации несовершеннолетних состоит в том, что в её процессе они формируются как члены того общества, к которому принадлежат.

В заключении, можно сделать вывод о том, что программы по реализации реабилитационного досуга следует внедрять и распространять на все более и более обширное количество детей и подростков.

 

Библиография

  1. Аванесова Г.А «Культурно-досуговая деятельность», М. 2006.
  2. Барсукова Т.М. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты [Текст] / Т.М. Барсукова, Н.В. Бычкова, Л.А. Иванова // Беспризорник. - 2008. - №3. - С. 51-65.
  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999.
  4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416с.
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога –  М., "Гуманитарный издательский центр Владос", 2005 г., 399с.
  7. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 156 с.
  8. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей редакцией М. А. Галагузовой - ТV1: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071801 Социально культурная деятельность

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образованияКод 071801   Социально к...

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....

Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса

Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педаг...

Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"

В данной статье отражены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"...

Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»

В статье представлены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»...

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....