Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"
статья на тему
В данной статье отражены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся "группы риска"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.В. Романова – социальный педагог ГБОУ школы №502 г.
Кировского района Санкт-Петербурга
Основные направления
социально-педагогической деятельности
с родителями учащихся «группы риска»
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.
Проблема организации социальной работы с семьей на страницах психолого-педагогической и социологической литературы не нова. В частности, проблемам семьи и семейного воспитания посвящены исследования Ю. Азарова, И.Ф. Дементьевой, Т.А. Куликовой, Л.Г. Луняковой и др. Технологии социальной работы в целом раскрываются в работах А.К. Долгушина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленка, В.И. Курбатова и др. Технологиям социальной работы с семьей посвящены исследования Ю.В. Васильковой, В.С. Торохтия, В. Игнатьева, Л.Г. Луняковой и т.д.
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Учащихся группы риска можно условно распределить на четыре категории:
Категории | Критерии |
1. Медицинская | Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. |
2. Социальная | Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. |
3. Учебно-педагогическая | Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины. |
4. Поведенческая | Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность. |
Семья группы социального риска – это такая категория, которая в силу определенных жизненных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это может стать причиной семейной дисфункции.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. В этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье. Таким образом, основополагающей задачей социального педагога является установление контакта с родителями учащихся, проведение бесед, консультаций, организация межведомственного взаимодействия, конечной целью которого должна стать нормализация ситуации в семье и, как результат, качественные изменения в поведении школьников «группы риска».
Для оказания квалифицированной помощи семье социальным педагогом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Здесь необходимо выделить проблемы родителей: 1. Социально-медицинские: физические недостатки, патологии самих родителей; физические недостатки, патологии ребенка; психические растройства одного из родителей; психические заболования ребенка; алкоголизм, наркомания и т.п. ; нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
2. Социально-педагогические: гиперопека ребенка; ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей; расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; языковый барьер (двуязычие).
3. Социально-психологические: недостаток элементарных педагогических и психологических знаний; конфликты в семье.
4. Социально-экономические: низкий материальный уровень семьи; плохие жилищные условия; низкая предметная обеспеченность.
5. Социально-юридические: незнание своих прав и обязанностей как родителей; юридическая некомпетентность.
Исходя из этих проблем, планируются этапы работы с семьей:
1.Диагностика проблем семьи.
2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
3. Содействие в получении социальной помощи.
4. Диагностика результатов работы.
Цель такой работы: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи:
- повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
- содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- коррекция внутрисемейных отношений.
Социальный педагог должен тесно сотрудничать с классными руководителями, посещать собрания, проводит совместные беседы с классом, родителями, индивидуальные беседы с учащимися, поскольку родительские собрания сближают учителей, родителей, социальных педагогов, психологов, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родители систематически знакомятся с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
На сегодняшний день приоритетным направлением социальной работы с неблагополучными семьями является раннее выявление подобных семей – ранняя профилактическая работа с семьёй, с целью нормализации внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений.
Приоритетность данного аспекта работы обусловлена тем, что своевременное выявление неблагополучных семей предопределяет дальнейший жизненный путь ребёнка из такой семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»
Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»...
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся...
Статья по теме «Межведомственные связи, как одно из направлений социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерап...
Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей ...
Основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»
В статье представлены основные направления социально-педагогической деятельности с родителями учащихся «группы риска»...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...
Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
В статье рассказывается о профилактике правонарушений....