Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога
статья
Статья о выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
monsarat69@gmail.com
телефон 417-33-21
Боженова Юлия Анатольевна, социальный педагог.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (педагог дополнительного образования).
г. Санкт-Петербург, Россия
Содержание статьи " Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога"
- Введение ……………………………………………………………………………….2
- Теоретические аспекты социально-культурной деятельности………………………..2
- Практическое применение технологий социально культурной деятельности в работе социального педагога. …………………………………………………………………………..5
- Список литературы………………………………………………………………………8
Введение
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
На протяжении всей жизни человек вынужден приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Процесс адаптации, общения и усвоения новых социальных ролей у всех людей проходит по-разному. В подростковом возрасте они имеют свои специфические черты и трудности, возникающие в ходе этих процессов, могут создавать проблемы во взаимодействии учителя и ребенка.
Стоит ли говорить, что проблема обеспечения эмоциональной гармонии и социализации ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях социальных отношений среди обилия компьютерных игр, гаджетов и социальных сетей, вытесняющих живое общение из жизни современного школьника. Вместе с тем, именно социализация является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы
Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается со множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла.
Как только ребенок приходит в школу, все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Данная статья посвящена технологиям социально-культурной деятельности, которые можно использовать для успешной социализации ребенка в школе.
Теоретические аспекты социально-культурной деятельности.
Итак, какие же технологии социально-культурной деятельности могут применяться на практике в работе социального педагога? Для того, чтобы последовательно подойти к этому вопросу, уместно будет дать определение самому термину « социально-культурная деятельность».
Профессор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств М.А Ариарский в своем научном труде « Прикладная культурология» [1 c.5], говорит нам о том, что социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
По определению Киселевой Т.Г., и Красильникова Ю.Д в учебнике для высших учебных заведений «Основы социально-культурной деятельности», технологии социально-культурной деятельности - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.[2 c.5]
Опираясь на определения профессора, Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств М.А Ариарского можно утверждать, что функции социально-культурной деятельности – это категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. [1 c.5].
К основным функциям технологий СКД (социально-культурной деятельности) относятся те, которые отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:
1) социализирующая функция, которая проявляется в педагогических, образовательных и просветительных технологиях;
2) творческая функция, реализуемая с помощью технологий духовного производства, инноваций, индивидуального и группового творческого труда;
3) коммуникативная функция, характерная для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения.
4) рекреативная функция.
Обращаю внимание, что социализирующая функция стоит в списке первой.
Обратимся к технологиям СКД, которые подходят для использования в учреждениях общеобразовательного характера, это:
- информационно-просветительские;
- социокультурного творчества;
- организации досуга детей и подросток;
- рекреационно-оздоровительные;
- игровые.
Поскольку мы говорим о применении технологии социально-культурной деятельности на базе общего образовательного учреждения, и речь идет о проблеме социализации личности, то рассмотрим игровую технологию более подробно.
Для начала давайте вспомним, что игра сама по себе в учебном процессе также может нести на себе ряд функций:
- развлекательную,
- образовательную,
- релаксационную
- психолого-терапевтическую,
- развивающую,
- воспитательную,
- социализирующую
- коммуникативную,
- диагностическую,
- коррекционную.
Иными словами игровая технология, как никакая другая, обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление крайне важной информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, помогает ребенку освоить новые социальные роли. Именно игра занимает ведущее место в досуге детей любого возраста и пола.
Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами[3 c.5]. Английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”[4 c.5]. Австрийский психолог К. Бюлер [5 c.5] видит причину игры в функциональном удовольствии, а З. Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т. п.[6 c.5].
Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.
А.М. Леонтьев [8 c.5]доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения.
Л.С. Выготский писал: "В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее предложение в школьном обучении и в труде"[9 c.5].
Перейдем к практической части моей статьи. Анализ анкетирования учителей начальных классов показал, что большинство приветствуют использование дидактических игр во время урока, однако у большинства классных руководителей просто нет времени играть со своим классом на переменах. Так же, решая проблему успешной социальной адаптации внутри класса и школы, учителя используют в основном такие методы как: личная беседа, и классные часы. В то же время по результатам моего исследования в начальной школе, где появились новые учащиеся, нет сплоченности и взаимопонимания среди своих сверстников в классном коллективе. В отдельных классах наблюдались отдельные, небольшие сплоченные группы, чьи участники считали себя наиболее популярными в классе по социальному статусу, но они не взаимодействовали с остальными ребятами.
Для исследования я использовала такие тесты и анкеты как: «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» (методика Л.П. Пономаренко) [10 c.5], анкета «Кто твой лучший друг?», тест "Раскрась свои чувства" (методика Л.П. Пономаренко), социальный опрос для педагогов начальной школы « Как вы решаете проблему успешной социальной адаптации учащихся в классе?».
Практическое применение технологий социально культурной деятельности
в работе социального педагога.
В виду актуальности проблемы, я решила попробовать использовать в своей работе игровую технологию социально культурной деятельности, обратившись к такой ее форме, как игра-путешествие.
В качестве участников проекта я привлекла два разных класса начальной школы
Игра проводилась мною на двух больших переменах. В качестве участников были два класса начальной школы. Сразу скажу, что классные руководители были предупреждены, но не были задействованы в мероприятии. Для проведения игры и соблюдения порядка привлекался дежурный класс старшей школы.
Подготовка к игре заключалась в том, что заранее на листочках бумаги двух разных цветов организатор (в данном случае социальный педагог) пишет задания для команд участников и прячет согласно сценарию игры в разных местах школы. В каждое тайное место кладется по два листочка разного цвета, с одинаковым текстом задания. Делается это для того, чтобы каждая из команд не запуталась и не мешала действовать команде соперников.
Далее в назначенное время и место участники игры, получают задание и делятся на две команды. Они выбирают себе название и получают каждый свой цвет. Педагог читает командам первое задание, где в стихотворной форме зашифровано первое место, где спрятана следующая подсказка. Задача каждой команд, следуя подсказкам, разгадать все места, где спрятаны последующие подсказки и в итоге понять, где же находиться «Тайная комната», в которой их ждет сюрприз. Места, где спрятаны подсказки по сценарию это: спортивный зал, актовый зал, главный кубок в холле школы, столовая, медицинский кабинет, кабинет истории, обществознания и. д. (естественно участники об этом знать не должны). Все загадки исполнены в стихотворной форме и заставляют ребят самостоятельно искать решение.
Дойдя до конца цепочки и найдя все подсказки, ребята узнают заветный номер « Тайной комнаты» (это может быль любая классная аудитория) и идут туда. Там их встречает социальный педагог, который вручает им призы (в моем случае это были календарики с изображениями школы). Если время позволяет, то организуется небольшое тожественное чаепитие в ходе которого, социальный педагог хвалит ребят и рассказывает им несколько интересных фактов из истории школы, например: кто из золотых медалистов и выпускников школы добился наибольших успехов? кто был первым директором? какие интересные достижения есть у школы? Ребята общаются друг с другом в неформальной обстановке, получают новые знания, обмениваются впечатлениями.
Большое преимущество данного мероприятия состоит в том, что учащиеся в ходе игры не просто знакомятся со школой, но и вынуждены по ее условиям выполнять задания сообща, то есть взаимодействовать всем коллективом. Игра позволяет участникам не только снять эмоциональное состояние и отдохнуть, но и лучше познакомиться со школой, где им предстоит учиться, быстрее освоиться в новом коллективе.
Проект игры «Тайная комната» интересен тем, что занимает мало времени и не отвлекает детей от учебного процесса. На мой взгляд, он универсален и может быть применен на базе любого образовательного учреждения. Применение такой игровой технологии позволяет снизить нагрузку с учителей и психолога, решить задачу по успешной социальной адаптации в новом коллективе у детей.
В ходе повторного исследования после проведения данной игры, процесс социальной адаптации и психологическая обстановка в классах значительно улучшились. Надеюсь, мой опыт пригодиться другим социальным педагогам, работающим в школе. Спасибо за внимание!
Список литературы.
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.; Издательство «ЭГО», 2001.
- Киселёва, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселёва, А.Ю. Красильников. - М., 1996.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1956 – 814.
- Спенсер Г. Социология как предмет изучения / Герберт Спенсер. - Спб., 1896/
- Бюлер К. Духовное развитие ребёнка. М., 1924
- Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе/ З. Фрейд. - М., 1923.
- Эльконин Д.Б. "Психология игры 2-е изд. М.: Гумманитарный издательский цнтр-Владос 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"
В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории....
Проектная деятельность в работе социального педагога
Социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе наравне с учителем-предметником может использовать метод проекта в своей работе. Умение поставить ребенка в по...
Статья "Практическое применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе"
Статья сборника...
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....
Статья: "Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии".
В статье рассказывается о применение здоровьесберегающих технологий во время уроках технологии для девочек....