Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков
статья
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kutuzova_natalya_gennadevna.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кутузова Наталья Геннадьевна
Тема: «Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков»
« В каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть,
человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть»
А.С. Макаренко
Проблема социального сиротства в настоящее время является одной из самых актуальных и значимых. К сожалению, количество детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а только растет. Ощутимо это и в профессионально-технических учебных заведениях, куда на учебу приходят воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Пребывание в детских интернатных учреждениях, к сожалению, не решает проблемы этих подростков. Они живут, не прилагая особых усилий для обеспечения своей жизнедеятельности; не учатся принимать самостоятельные решения, задумываться о будущей судьбе. В профессионально-техническом учебном заведении дети-сироты обретают больше свободы, которой не знают, как правильно распорядиться. Кроме того, имеют преимущества в материальном отношении, что также негативно влияет на их поведение. Поэтому социально-педагогическое и психологическое сопровождение таких подростков представляется очень важной составляющей становления личности обучающихся данной категории и их профессионального самоопределения. А организация культурно - досуговых мероприятий является благоприятной почвой для воспитания и развития личности трудных подростков.
В процессе культурно - досуговых мероприятий подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера подростка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, выносливость, настойчивость, честность и креативность.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Окружающая среда значительно влияет на формирование личности подростка, как в положительном, так и в отрицательном отношении.
Воспитанников нашего структурного подразделения « Детский дом» можно отнести к категории «трудных» или «проблемных» подростков, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей, психологов. Это подростки, требующие особого внимания и участия окружающих.
Только совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагогов, воспитателей, психологов («педагогика сотворчества») может дать желаемые результаты.
Ведь наша цель – добиться доверительного и искреннего отношения воспитанника к педагогу, воспитателю. И только путем таких отношений можно добиться от воспитанника понимания, принятия и осуществления идей взрослого.
В своей работе в структурном подразделении «Детский Дом» ЛСИТ (ПУ 70) большое значение я уделяю вовлечению воспитанников в социально-значимые формы социально-культурной деятельности. Для этого я провожу диагностику индивидуальных особенностей воспитанников, чтобы полученные результаты использовать для раскрытия личностных качеств, способностей воспитанников. Учитывать индивидуальные способности при планировании и организации коллективных дел и праздников. А также для стимулирования и коррекции нормальных отношений и поведения подростков.
Для проведения диагностики я применяю следующие методики: психологический практикум-игра «Познай самого себя», игра «Расскажи мне о себе», тест «знаю ли я себя?», тест «мой характер» методика Айзенка, методика изучения основных свойств личности «ОТКЛЭ» и т.д.
Используя эти методики я решаю сразу две проблемы: во-первых, воспитанники смогут больше «познать себя» и своих сверстников, проверить свою самооценку и сделать для себя соответствующие выводы. Во-вторых, результаты тестов помогают мне правильно «выбрать роли» для организации культурно -досуговых мероприятий.
К примеру, неуверенных в себе я стараюсь «подключить» в организацию какого-либо мероприятия, и предлагаю соответствующие поручения, энергию лидеров задействовать в полной мере и направить в «нужное русло» и т.д.
В процессе культурно - досуговых мероприятий подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера подростка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, выносливость, настойчивость, честность и креативность.
Для углубления и расширения кругозора воспитанников, развития у них умения понимать и ценить окружающий мир, я провожу познавательные вечера-беседы: « Что в имени тебе моём», «Познай себя и ты познаешь мир», и т.д.
В своей работе я провожу дискуссии, тематические и ситуативные беседы. Тематические беседы отвечают в большей мере потребностям духовного роста подростка, его интересам, природному самовыражению. А ситуативные служат социально-нравственной адаптации личности. И чтобы эта форма имела воспитательный результат необходимо проводить такие беседы систематически.
Для формирования чувства ответственности, инициативы, доброжелательного отношения к сверстникам, атмосферы взаимопомощи в нашем Детском доме проводится целый комплекс социально-культурных мероприятий: конкурсы, викторины, литературно – музыкальные композиции, интеллектуально-познавательные игры, посещение театров и музеев, экскурсии.
Особая ценность культурно-организованного досуга заключается в том, что он может помочь подростку минимизировать недостатки характера, а также реализовать и развить то лучшее, что в нем есть.
Культурно - досуговые мероприятия только тогда будут иметь желаемый воспитательный результат, если будет соблюдаться одно из главных условий – «сотворчество» взрослого с подростком – совместная деятельность, основанная на уважении, сотрудничестве, дружбе, доверии и помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности
Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....
"Развитие адаптационных механизмов личности трудного подростка"
Тематический план коррекционно-развивающих занятий в 5 - 8 классе ОСШИ.Цель: помочь учащимся лучше познать себя и раскрыть свои возможности.Задачи: 1. Раскрытие личностных особенностей учащихся......
Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности
Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....
Доклад «Творчество – путь к успеху в развитии личности «трудного» подростка».
Творчество воспитывает. Оно не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием....
Игра-уникальное средство воспитания и развития личности
Игра- уникальное средство воспитания и развития личности...
Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.
Влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс....