Внеурочная деятельность 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Наименование курса: внеурочная деятельность (дополнительное образование). «Мастерица» 6 класс
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Багрий Оксана Борисовна
Количество часов по учебному плану: всего - 34 часа в год; в неделю -1 час
Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», автор О. А. Кожина, Сборник рабочие программы.Технология.5-8классы: учебно-методическое пособие/ Сост. Е.Ю. Зеленецкая./Москва- Дрофа- 2013год.
Рабочую программу составила учитель технологии________________ Багрий О.Б.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
• Устав МБОУ школа№ 13 г.Феодосии;
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
• Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;
• Учебный план МБОУ школа № 13 на 2016-2017 учебный год;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ школа № 13;
• Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования. Технология. Обслуживающий труд автор О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.
•Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» , 2010 г.-224с.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на обучающихся 6 классов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
Цель программы:
– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся;
– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к традиционным рукоделиям;
– содействие жизненному самоопределению обучающихся.
Задачи программы:
О б у ч а ю щ и е:
– познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить технологиям разных видов рукоделия.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
– приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Р а з в и в а ю щ и е:
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.
2. Опора на личностно- ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы.
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) ведущие виды деятельности:
– игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;
– учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр.;
– учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
– профессионально направленное обучение: осознанное отношение к учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
2) потребности, интересы обучающихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
– осознание и признание права личности быть не похожей на других;
– проявление уважения к личности;
– предоставление права на свободу выбора;
– оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
– умение смотреть на проблему глазами ребенка;
– учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
При реализации программы должны быть достигнуты результаты
личностные:
у обучающихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к обучению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
метапредметные:
регулятивные
у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;
8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем;
обучающиеся получат возможность научиться:
1) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
в познавательной сфере:
1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
5)формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в трудовой сфере:
1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3)выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
4)выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
в физиолого-психологической сфере:
1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
Тематический план
№ п/п | Тематический блок | Виды работ | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего часов | |||
1 | Вводное занятие | Введение в курс обучения | 1 | 1 | |
2 | Вязание крючком. Технология изготовления изделий. | Подбор материалов, инструментов для работы. Основные приемы вязания крючком. Вязание образцов. Вязание прямого полотна. Вязание кругового полотна. Изготовление сувениров. | 2 | 11 | 13 |
3 | Вязание на спицах. Технология изготовления изделий. | Подбор материалов, инструментов для работы. Основные приемы вязания на спицах. Вязание образцов. Вязание прямого полотна. Вязание кругового полотна. Технология изготовления изделий. | 4 | 14 | 18 |
4 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Анализ работ. | 2 | 2 | |
Итого: | 9 | 25 | 34 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
Вводное занятие | |||
Вязание крючком. Подбор материалов, инструментов. Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования. | |||
Вязание крючком. Выполнение воздушной цепочки. Условные обозначения на схемах. | |||
Вязание крючком. Полустолбик. Вывязывание образца. | |||
Вязание крючком. Столбик. Вывязывание образца. | |||
Вязание по схеме. Столбик с одним накидом. Вывязывание образца. | |||
Вязание по схеме. Столбик с двумя накидами. Вывязывание образца. | |||
Вязание крючком. Изготовление прихватки. | |||
Вязание крючком. Изготовление прихватки. | |||
Вязание крючком. Изготовление прихватки. | |||
Вязание крючком. Изготовление панно. | |||
Вязание крючком. Изготовление панно. | |||
Вязание крючком. Изготовление сувениров. | |||
Экскурсия в музей. | |||
Вязание на спицах. Подбор материалов, инструментов. Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования. | |||
Набор петель на спицы. Основные приемы вязания на спицах. | |||
Виды петель и их изображение на схемах. | |||
Лицевые петли. Изготовление образца. Закрепления петель. | |||
Изнаночные петли. Изготовление образца | |||
Изнаночные петли. Изготовление образца | |||
Резинка 1х1. Изготовление образца. | |||
Резинка 1х1. Изготовление образца. | |||
Резинка 2х2. Изготовление образца. | |||
Резинка 2х2. Изготовление образца. | |||
Выполнение накида. «Английская резинка». Выполнение образца. | |||
Выполнение накида. «Английская резинка». Выполнение образца. | |||
Прибавление петель. Равномерное увеличение ширины вязанного полотна. | |||
Убавление петель. Равномерное уменьшение ширины вязанного полотна. | |||
Вязание по кругу на пяти спицах. Лицевое круговое полотно. | |||
Вязание по кругу на пяти спицах. Резинка 2х2. Круговое полотно. | |||
Технология изготовления вязанных изделий. | |||
Изготовление вязанных изделий. | |||
Анализ работ. Подготовка к выставке. | |||
Итоговое занятие. |
Содержание занятий
Вводное занятие – 1 ч.
Организационные вопросы. Из истории вязания крючком и спицами. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках.
2. Вязание крючком. Технология изготовления вязанных изделий – 13ч.
Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вязания крючком. Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования. Выполнение воздушной цепочки. Условные обозначения на схемах.
Практическая работа: Вязание крючком: Полустолбик, стобик, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами. Вывязывание образцов.Изготовления прихватки, панно, сувениров.
3. Вязание на спицах. Технология изготовления изделий – 18 ч.
Подбор материалов и инструментов. Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования.
Набор петель на спицы. Основные приемы вязания на спицах. Виды петель и их изображение на схемах. Прибавление и убавление петель. Равномерное увеличение и уменьшение ширины вязанного полотна.
Практическая работа: Лицевые и изнаночные петли, резинка 1х1 и 2х2, выполнение накида, «Английская резинка». Вязание по кругу на пяти спицах: резинка 2х2, лицевое круговое полотно.
4. Итоговое занятие – 2 ч.
Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Подготовка работ к выставке. Проведение выставки.
В результате обучения обучающиеся
должны знать:
- исторические сведения о вязании;
- технику и основные приемы вязания крючком и спицами;
- условные обозначения при вязании крючком и спицами;
- правила пользования инструментами;
- основы колористики;
- правила ухода за вязаным изделием;
- технику безопасности труда и личной гигиены;
- технологию изготовления вязанных изделий.
должны уметь:
- пользоваться инструментами для вязания (крючком, спицами);
- организовывать рабочее место для выполнения ручных работ;
- подбирать размер крючка и спиц в соответствии с толщиной нити.
- выполнять воздушные петли и различные виды столбиков (полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом,);
- выполнять лицевые, изнаночные петли; накиды;
- выполнять равномерное увеличение и уменьшение ширины вязанного полотна;
- выполнять вязание кругового полотна;
- рассчитывать плотность петель по горизонтали и вертикали вязанного полотна;
- правильно начинать и заканчивать работу;
- выполнять узор по схеме и описанию;
- правильно ухаживать за вязаным изделием.
Формы подведения итогов
Критерии оценки:
– оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
– оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ обучающихся;
– оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;
– оценивается интерес к специальной литературе по прикладному творчеству;
– оценивается свободное владение техническими приемами;
– оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;
– оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
– оценивается степень участия в коллективных формах работы.
Формы контроля.
оценка педагога;
оценка обучающихся;
самооценка своей работы;
отбор работы на выставки;
участие в конкурсах.
Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом.
Обеспечение деятельности
М а т е р и а л ы: нитки и пряжа различной фактуры, клей ПВА, отделочные материалы – пуговицы, бусинки и др. Рамки, картон под основу.
И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: схемы, выкройки, набор игл, набор крючков, спиц.
Литература
З.Ф. Андреева, Л.М. Сорокина Вяжем сами.
А.А. Загребаева Вязание на ручной.
В.С. Кришталева Технология вязания детских игрушек.
Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 1993.
Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2008.
Для тех, кто вяжет: сб. / под ред. Л. Ю. Киреевой. – СПб., 1992.
Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
Еременко Т. И. Рукоделие. – М., 1992.
Курс женских рукоделий. – Репринт с изд.1892 г. – М., 1992.
Максимова М.В. Азбука вязания. Изд. «Легкая промышленность и бытовое обслуживание», М, 1991.
Максимова М. В., Кузьмина, М. А. Быстрый крючок. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....