Урок толерантности "Умею ли я общаться с детьми-инвалидами"
план-конспект урока на тему
Урок толерантности для учащихся 4-6 классов "Умею ли я общаться с детьми-инвалидами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tolerantnosti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок толерантности «Умею ли я общаться с детьми-инвалидами»
Ход урока:
— Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, стать настоящими людьми всему человечеству поможет толерантность. (Учитель записывает на доске это слово)
— Вспомните, ребята, что значит это слово? (Ребята делают различные предположения, учитель записывает на доске схему-кластер)
Толерантность-это… ТЕРПЕНИЕ, МЯГКОСТЬ, СНИСХОЖДЕНИЕ
-Вот такое у нас получилось солнышко, которое своими теплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на земле людей, независимо от их происхождения, веры, поведения, физических данных.
— Ребята, мы с вами уже говорили есть много различных определений слова «толерантность». Их вы можете прочитать на листочках, которые лежат у вас на столах.
Они все разные, но в основе всех этих определений лежит следующая мысль — нужно быть терпимыми к другим людям, мнениям, поступкам, стремиться к установлению и поддержанию общения с окружающими.
— А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?
Ученица рассказывает историю слова.
-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Нополеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам
Учитель: Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?
-Да, к сожалению, не всегда. Но нужно учиться этому. И это мы будем делать сегодня и во время других уроков толерантности.
-В жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все над ним издеваются, никто его не понимает.
-Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?
Игра «Белая ворона».
- Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.
- Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.
- Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.
- После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого».
Спрашиваем его, что он чувствует:
- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
- Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
- Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Спрашиваем ребят из других групп:
- Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?
- Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
- Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
— Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Учитель: Особо бы мне, ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам, ведь именно они зачастую становятся изгоями, белыми воронами в нашем обществе.
3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе.
А вот как вы поступите в следующих ситуациях:
Обсуждение ситуаций:
1.К тебе подходит ребёнок-инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.
2.По Интернету та познакомился с девочкой, с ней очень интересно общаться. Когда встретились с ней, оказалось, что у неё есть значительные недостатки.
- Ты продолжишь общение с ней.
- Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться.
— Люди с инвалидностью нуждаются в жалости или в чём-то другом? (Обратить внимание на категории толерантности)
Учитель: Такие люди нуждаются в защите поддержке, психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть. А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами.
Давайте ощутим на себе мир человека с ограниченными возможностями.
Учащиеся делятся на группы (в группах распределены роли – «человек с ограниченными возможностями» и «окружающие»)
Ситуации:
- ученик с зафиксированной к телу рукой (ограниченная работоспособность) одевает верхнюю одежду
- ученик с завязанными глазами (незрячий) перемещается по помещению
- ученик с наушниками (неслышащий) выполняет поручения
Беседа:
-Что чувствовали вы как «окружающие» по отношению к «человеку с ограниченными возможностями»? Почему?
-Как себя чувствовал «человек с ограниченными возможностями»? Почему?
- В чем трудности и ограничения человека с ограниченными возможностями здоровья?
-В чем проявляется наша толерантность?
Учитель: Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие – это и будет проявление нашей толерантности.
Итак, инвалиды - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут играть с вами, участвовать в различных мероприятиях, делах.
-А сейчас, ребята, я познакомлю Вас с содержанием одного письма, которое было опубликовано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его:
«Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?»
У вас на столах лежат листочки, а вы попробуйте ответить на письмо Маши.
Ответы детей:
Рефлексия:
-Предлагаю вам всем сейчас образовать один большой круг.
-Что каждый из вас понял для себя после этого урока. Выслушивается мнение каждого по кругу.
Спасибо за работу. До свидания!
Приложение
1.olerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
2.tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
3.tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
4.tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
5.kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
6.tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
7.толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Сообщение учащегося
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами
Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим (Елена Дунаева, инвали...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...
Авторский материал "Организация учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами"
2.11.2018 «Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»...
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...
Конспект занятия «КИХОН» (с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ)
Конспект занятия «КИХОН»(с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ)...