Организация спортивной работы в малокомплектной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
"Организация внеклассной спортивной работы в сельской малокомплектной школе"
Движение для ребенка - это естественное состояние, это средство познания мира, это его физическая и духовная пища. Школьная среда немилосердно подавляет двигательную потребность ребенка, а урок физической культуры не в состоянии целиком заполнить образовавшийся вакуум. На помощь приходит организация внеклассной работы в послеурочное время.
Цель работы: показать особенности и положительные стороны организации внеклассной спортивной работы в сельской малокомплектной школе, основанные на опыте учителя физической культуры.
Опыт работы в сельской малокомплектной школе показывает, что любые групповые и коллективные успехи наиболее эффективны именно в разновозрастной среде школьников. Такая форма организации физкультурно -оздоровительного процесса создает тесное взаимодействие детей разного возраста и является естественным способом постоянной передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. В условиях малокомплектной школы и привитого интереса у школьников к активным занятиям физической культурой в настоящий момент в нашем образовательном учреждении нет проблем проведения спортивных мероприятий в разновозрастных командах. Необходимо отметить, что многолетняя целенаправленная работа в этом направлении привела к популяризации спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий. Учащихся, желающих, принимать участие становится все больше.
Один из органов школьного самоуправления - Совет физической культуры, который непосредственно проводит спортивную работу школы, действует по плану, составленному на основании пожеланий учащихся, которые выявлены в ходе анкетирования. План работы Совета физической культуры вывешивается на стенде «Спортивная жизнь школы», с ним подробно может ознакомиться каждый учащийся.
В сентябре 2009 года Советом было разработано и предложено положение о проведении школьного конкурса «Лучший спортсмен года», которое было утверждено на заседании Совета Учреждения.
Так как наполняемость классов не велика, то для проведения спортивных соревнований создаются разновозрастные группы, в которые объединяются учащиеся с разными физическими возможностями с 1 по 11 класс. Таким образом, в школе скомплектованы 2 разновозрастные команды, приблизительно равные по силам.
Руководителем каждой группы является ученик старших классов, которые систематически занимаются с учащимися младших классов, подготавливая их к различным соревнованиям.
В результате ученики нашей школы получают разнообразные сведения о нормах и правилах поведения, усваивают положительные привычки, спортивную этику, приучаются осознанно уважать друг друга.
Внеклассная физикультурно - оздоровительная работа проводится в трех направлениях:
1. Акции, по оказанию шефской помощи «От старшего к младшему»
- Подвижные перемены с учащимися начальных классов
- Дни здоровья
> Недели физической культуры
2. Спортивные мероприятия по здоровому образу жизни:
- «Марафон здоровья»
- «Тропа здоровья»
- «Папа, мама, я - спортивная семья»
- «Всей семьей на старт!»
- «Старший брат, сестра и я - вместе дружная, спортивная семья».
3. Спортивно - массовые мероприятия: «Шиповка юных», Кросс «Золотая осень», «Чудо - шашки», «Белая ладья», «Веселая скакалочка», «Веселые старты», лыжные соревнования, «Русская лапта», «А, ну-ка, парни!», баскетбол, волейбол, «А, ну-ка, девушки!», пионербол, легкоатлетическое четырехборье, «День здоровья».
Мероприятия проходят интересно и очень оживленно. Самая популярная и оздоровительная игра - «Русская лапта».
Сама же идея здорового образа жизни получает большее распространение в общественном сознании при последовательной передаче ее из поколения в поколение.
Внеклассная работа по физической культуре, проводимая в школе, направлена на развитие у учащихся самоорганизации, инициативы, силы, воли, индивидуальной и командной ответственности, гражданской позиции.
Ежегодно ученики школы принимают участие в районном 3-х дневном зимнем лыжном походе по интересным местам нашего района, общей
протяженностью более 100 км. В таких мероприятиях, и проверяются такие качества, как сила воли, выносливость, индивидуальная и командная ответственность.
Хотя школа наша малокомплектная, но все же и у нас есть спортивные достижения, которые растут год от года.
Описываемый опыт работы по организации внеклассной работы в сельской малокомплектной школе является надежной и эффективной для детей, родителей, педагогов и т.д. при условии создания разновозрастных команд. Поскольку общество всегда разновозрастно, то научить ребенка отношениям с людьми других возрастов жизненно необходимо. А спортивные занятия и соревнования значительно помогают обеспечить этот процесс и организовать его абсолютно естественно.
Марушина Э.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы в малокомплектной школе
В статье названы особенности работы в малокомплектной школе....
Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе
Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной школе является необходимость совместного объединения д...
Организация учебной деятельности в малокомплектной школе
Доклад для выступления на педсовете....
Из опыта работы в малокомплектной школе
"Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных традиций" Из опыта работы в малокомплектной школе...
Из опыта работы в малокомплектной школе
"Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных традиций" Из опыта работы в малокомплектной школе...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методика воспитательной работы в малокомплектной школе "Становление личности" Автор: Скворцова З. В.
Методика организации воспитательной работы в малокомплектной школе, соблюдающая приемственность поколенй. Обучающая самоконтролю, самореализации, выявлению талантов у детей и их родителей. Формировани...