Особенности работы в малокомплектной школе
статья по теме

Пономарева Надежда Леонидовна

В статье названы особенности работы в малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_malokomplektnoy_shkole.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы в малокомплектной школе.

Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

 Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Казалось бы, что в таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными. Исследования, однако, показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др. Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастный, предметов на одном уроке несколько, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Дети должны овладеть следующими умениями:

  1. сосредотачиваться на выполнении задания,
  2. не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,
  3. не слушать ответы учеников другого класса,
  4. быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

Поэтому учителю класса-комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, вырабатывать у детей общеучебные умения и добиваться умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения.

При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:

  1. недопущение перегрузок (за счет сокращения времени на обязательный учебный труд, прежде всего из-за строгого отбора содержания и объема учебного материала);
  2. проведение на уроках в начальной школе не менее 2-х физкультминуток;
  3. обязательное проведение самостоятельной работы учащихся;
  4. зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом;
  5. урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ – СД – РУ – СД – РУ;
  6. необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени;
  7. широкое использование всех видов раздаточного материала, которое вызвано самостоятельной работой учащихся.

     Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя для того, чтобы добиться приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.

Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

Функция учителя на уроке заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, связанное одной целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской школе – проведение однопредметных уроков. В этом случае появляется возможность организовать как проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, так и проведение однотемных уроков.

Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значитель ных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мас тер ства. И тут большие резервы скрыты, с одной стороны, в работе над плани рова нием учеб ного материала, его отбором с учетом исходного уровня общеоб разова тельной под готовки детей, посильной трудности предлагаемых заданий, с другой стороны – в работе над совершенствованием структуры урока, его ор ганизацион ной формы. Логика развертывания учебной деятельности школьни ков должна оп ределяться в первую очередь главной образовательной целью урока, его «ядром», а не соблюде нием формальных требований к последова тельности этапов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в малокомплектной школе

"Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных традиций" Из опыта работы в малокомплектной школе...

Из опыта работы в малокомплектной школе

"Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных традиций" Из опыта работы в малокомплектной школе...

Особенности работы в сельской школе

Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевно...

Организация спортивной работы в малокомплектной школе

описание спортивной работы в малокомплектной школе...

Методика воспитательной работы в малокомплектной школе "Становление личности" Автор: Скворцова З. В.

Методика организации воспитательной работы в малокомплектной школе, соблюдающая приемственность поколенй. Обучающая самоконтролю, самореализации, выявлению талантов у детей и их родителей. Формировани...

Особенности учебно воспитательной работы в малокомплектной школе

Особенности учебно воспитательной работы в ...

Воспитательная работа в малокомплектной школе

Воспитательная работа в малокомплектной школе ...


 

Комментарии

Надежда Леонидовна,мне знакома работа в сельской малокомплектной школе.Школа - второй дом.А вот с тем, что "мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских и выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий" не согласна.Выпускники нашей школы замечательно адаптировались в 10 классах крупных городских школ, показывали высокий уровень знаний, поступали в лучшие вузы страны. Конечно контактов, форм взаимодействия не хватало.Сейчас нашей маленькой школы уже не существует. Кстати, в этот год ей бы исполнилось 100 лет.